Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальные примеры






Эйтор Вилла-Лобос, Этюд №6

Первый аккорд этого этюда предоставляет возможность использовать двойной удар большим пальцем (ГЛАВА IV, пункт Ж). Такой удар начинается подушечкой пальца, а заканчивается его ногтем (в данном случае на первой струне). Такой удар, с одной стороны, позволяет использовать динамический эффект, с другой, сыграть ноту Ми на первой струне, которую единственную можно сыграть ногтем. Что касается остальных аккордов отрывка, то их можно сыграть с соприкосновением пальцев (ГЛАВА VI).

В примере 1 модуляционную последовательность легче всего будет сыграть, чередуя продольное и поперечное размещение левой руки.

Пример 1

При смене позиции кисти на продольное палец 4 автоматически перемещается на лад выше. Поэтому не нужно производить пальцами никаких дополнительных действий, так как они уже перемещены за счет движений руки.

Эйтор Вилла-Лобос, Этюд №8

В отрывке из примера 2 потребуется использовать пальцы 1 и 3 в качестве опорных точек, это позволит переходить от аккорда к аккорду, не сокращая звучание половинных нот (кстати, это также убережет вас от лишних звуков).

Пример 2

Порядок выполнения:

Используя палец 1, находящийся на ноте Фа-диез на 6 струне, как точку вращения, меняем положение кисти, тем самым перемещаем пальцы на первый аккорд следующего такта. Далее, с 3-м пальцем на Соль-диез, выполняющим роль опорной точки, переставляем пальцы на следующий аккорд. Для удобства мы пометили в примере опорные пальцы значком.

В этом и похожих примерах удобно использовать превентивное заглушение, которое обсуждалось в ГЛАВЕ Х, и должно исполняться оно точно в тот момент, когда пальцы отрываются от струн для смены своего расположения (в данном случае этот прием выполняется указательным и средним пальцами правой руки).

Обозначение ₵ II направляет нас на использование малого баре (пальцем 1), которое перекроет ноты Ми на 4-й струне и следующую Фа-диез на 6-й, что избавит вас от необходимости поперечного перемещения. Обозначение дано в скобках, потому что, строго говоря, своих функций баре здесь не выполняет. Следует добавить, что когда нужно сыграть упомянутую Фа-диез, кисть нужно слегка отодвинуть вперед, чтобы убрать баре и оставить палец 1 только на этой ноте.

Пример 3

В этом и последующих отрывках возможно использование разных видов ударов для выделения музыкальных планов (пример 3). Таким образом, внимание здесь следует уделить правой руке, в задачу которой входит выделить сопрано (безымянным пальцем) на фоне остальных нот, выполняющих ритмическую и гармоническую роль на втором плане, при этом нет необходимости полагаться на разницу в динамике.

Что касается первых тактов, то в них будет уместнее всего использовать удар 5 в чистом виде для основной мелодии, указательный, средний и большой пальцы выполняют удар 1 (свободный). Если все элементы находятся на своем месте, никаких взаимных помех между безымянным пальцем на основном мелодическом плане и гармоническим тембром в качестве аккомпанемента, быть не должно. В продолжение этюда идет нарастание, в результате чего необходимо увеличивать уровень динамики, поэтому в дальнейшем придется заменить удар 5 на один из вариантов удара 1, как мелодического элемента (см. ГЛАВУ V). Это позволит безымянному пальцу сыграть сильнее (громче), не помешав при этом игре остальных пальцев.

И. С. Бах, Фуга (из «Прелюдия – Фуга – Аллегро», BWV 998).

Среди множества шедевров, сочиненных гениальным Иоганном Себастьяном Бахом, выбранный пример предлагает целую серию интересных элементов. Проанализировав их, вы сможете лучше понять и исполнить этот отрывок по схеме выбора пальцев.

Пример 4

В первом такте примера 4 палец 3, находящийся на ноте Ре на второй струне, используется в качестве точки вращения (). МТО позволяет перейти на позицию (C I) пальцам 4 и 2 без каких-либо усилий с их стороны. Здесь, так же как и в примере 2 баре (C I) указано в скобках, потому что так же выполняет не совсем присущую ему функцию – содействует игре ноты До-диез на второй струне (1 лад).

Порядок действий.

Опираясь на палец 3, левая рука совершает движение вперед и вверх для поперечного перемещения пальца 2 на ноту Ми шестой струны (2-й лад). Конечно же такое перемещение отражается и на остальных пальцах –палец 4 попадает точно на 3-й лад первой струны (ноту Соль), а палец 1 оказывается в наилучшем положении для зажатия ноты До на второй струне – баре, которое избавит вас от лишнего подтягивания пальца и несоответствия движениям кисти.

Нестандартное использование баре требует дальнейшего объяснения. В связи с тем, что для зажатия ноты на гитаре необходимо определиться с двумя координатами – точкой по горизонтали или полутоном (ладом) и по вертикали, то есть со струной, – баре освобождает вас от решения одной из задач.

Такое расположение пальца, как при баре, бывает очень полезным и при исполнении определенных гармоний. Легко и уверенно выполняемое, оно позволяет уделить больше внимания горизонтальной точке, так как о вертикальной можно не задумываться. Очевидно, что для исполнения гармоний в такой манере вам потребуется лишь слегка касаться пальцем струны.

Обозначение (С II) над последним фрагментом в первом такте поставлено с двумя целями. Во-первых, это позволяет сыграть Ля на 3-й струне по той же схеме, что и в предыдущем случае с С I, во-вторых, оно играет роль демпфера (Dp), заглушающего ноту Си на второй открытой струне. Сразу после этого рука отходит вниз, в результате чего палец 1 перемещается на ноту Ре на 2-й струне. Именно этот палец () будет играть роль опорной точки при последующей смене расположения (с продольного на поперечное), благодаря чему остальным трем пальцам будет легко разместиться на 5-м ладу на 6-й, 3-й и 1-й струнах.

Далее пальцы 3 и 2 перемещаются на ноты Си третьей струны и Соль первой, соответственно. При этом палец 4, находящийся на ноте Ля первой струны, играет роль точки опоры (). Причем поднимая пальцы для данного перемещения, можно избежать звучания шестой открытой струны: большой палец правой руки (Dp) должен слегка накрыть эту струну в момент действия.

Рассмотрим отдельно 3-й фрагмент второго такта: совершая небольшое движение кистью вперед и вверх, мы выполняем две задачи. Первая – отодвигаем 1-й и 3-й пальцы от грифа и вторая – обеспечиваем дальнейшее перемещение 1-го пальца на четвертую струну, вызывая тем самым одновременное звучание ноты Соль на открытой струне (так как кисть уже поднята).

Фрагмент из примера 4

В заключение примера 4 указанное С II исполняется как демпфер, который препятствует гармоническому наложению двух интервалов: Соль – Ми и Фа-диез – Ре-диез.

Пример 5

В начале первого такта примера 5 палец 1 обозначен как опорный при смене поперечного расположения кисти на продольное. В результате этого палец 2 сначала становится на До-диез, а потом на Ре. Малое баре, ₵ II, выполняется за счет небольшого отступательного движения руки.

Отрывок а из примера 5

Первый аккорд из отрывка а исполняется исключительно с участием руки. Для перемещения пальца 1 на ноту Си на 5-ю струну руку следует выдвинуть вперед и вверх, чтобы не задеть играющую на открытой струне Соль. Следующее ₵ II выполняется так же при участии руки, на этот раз отодвигающейся назад; при легком отступлении кисти палец 3 может переместиться с 4-й на 5-ю струну.

Снова вернемся к примеру 5. Переход от первого такта ко второму легко осуществляется при переходе на поперечное расположение кисти, при этом пальцы 3 и 4 устанавливаются на 5-й лад: палец 4, который уже занимает нужную позицию, используется как опорная точка ( на Ми второй струны). Таким образом, палец 3 без каких-либо усилий перемещается на струну выше.

Отрывок б из примера 5

Поворачивая руку с опорой на палец 3, мы получаем (C III), обозначенное в отрывке б, при этом успешно выполняются 2 функции: первая – получение ноты Ре на второй струне, вторая ­– первый палец доставляется к 6-й струне для последующей Фа-диез (перемещение с позиции III на позицию IV). Следующий переход пальца 1 с Фа-диез на ноту Соль так осуществляется с использованием МТО (палец переносится над струной, избегая соприкосновения).

Отрывок в из примера 5

Далее опорный палец снова меняется. Палец 2 переходит на ноту Ми шестой струны в начале нового такта. Точкой опоры являются 1-й и 4-й пальцы вместе (отрывок в). Сразу после этого смена расположения происходит посредством опоры на палец 2 (на Ми 6-й струны) и палец 1 переставляется на Соль-диез на 3-ю струну.

Отрывок г из примера 5

В отрывке г переход с позиции III на позицию II выполняется путем замещения 2-го и 1-го пальцев 3-м и 2-м соответственно. Дальнейшее перемещение пальца 1 на Ми-диез на первой струне происходит с опорой на 4-й палец (на шестой струне). Для выхода на (C II) в конце этюда так же следует использовать МТО, теперь уже опираясь на 3-й палец, находящийся на Фа-диез.

Невероятно, что спустя более чем 2 века после важнейших технических и инструментальных прорывов, произошедших за последнее время, произведения этого гениального композитора продолжают оставаться образцом музыкального искусства. Может быть, вы удивитесь, но наши технические навыки следует постоянно пересматривать, чтобы они соответствовали требованиям подобных произведений.

Если при первом прочтении данная глава покажется вам бесполезной, то хочу заметить, что внимательный читатель обязательно найдет в ней множество возможностей улучшить свою технику. В тот самый момент, когда достигнуто наиболее полное понимание теории исполнения, вы перейдете на тот уровень, когда сможете постигать всю глубину вещей, которую нельзя описать ни в каком учебнике.

 

Перевод выполнен Мирошниченко Анной которой выражается бесконечная благодарность в такой огромной, нелёгкой, но безусловно гуманной и полезнопросветительской работе!

 


[1] При нормальной посадке, т.е. по центру стула, его передняя правая ножка может помешать свободному движению стопы или ноги. (Естественно это относится только к обычным стульям с четырьмя ножками) Поэтому гитаристу нужно сидеть на таком расстоянии от правого угла стула, чтобы не было помехи для движений правой ноги.

 

[2] Сама подушка делается из какого-либо пористого материала (поролон), а верхняя ее сторона, которая соприкасается с гитарой, должна быть покрыта нескользким материалом (латексом, например).

[3] При игре на гитаре звуков низкого диапазона появляется большое количество слышимых обертонов (призвуков), что делает музыку как бы размытой. Четкий, острый удар ногтем, в отличии от удара подушечкой пальца, позволяет избавиться от этого эффекта. Проблема «грязного» не характерна для высоких нот, в них количество обертонов гораздо меньше. Опыт и хороший слух позволят вам в этом убедиться.

[4] Описание таких ударов следует воспринимать скорее фигурально, чем буквально. В каждом случае, движение пальца идет от сустава, который находится между пальцем и кистью, т.е. от основания пальца. Таким образом, в описании ударов 2 и 3 видно, что этот сустав остается подвижным, чтобы нижние фаланги можно было зафиксировать. Другими словами, различие между этими ударами лишь в силе, с которой они производятся и соответственно и громкости звуков, которые при этом извлекаются.

[5] Вторая книга упражнений из серии «Serie Didactica para Guitarra»

 

[6] Существуют и другие вибрато, при которых требуется активное участие большого пальца. Более подробно прием вибрато будет рассмотрен в ГЛАВЕ Х.

[7] См. ГЛАВУ XIII.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.