Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок тренировки правой руки.






На первой стадии мы будем разрабатывать четыре пальца правой руки (вместе с большим), добиваясь чтобы они работали свободно и независимо друг от друга с механической точки зрения. Динамике и тембру мы уделим внимание на следующих этапах.

Ко второй стадии следует переходить, только после того как достигнута цель первой стадии. И снова придется вернуться к началу, но теперь уже можно придать исполнению музыкальные акценты посредством большого пальца, как, например, в упражнении №102 (пример 3). В данном случае, мы играем на первой, второй и третьей открытых струнах, что позволяет нам уделить большее внимание большому пальцу. Пока пальцы i, m и a играют на второстепенном динамическом уровне, большим пальцем можно без труда играть ноты, выводя их на первый уровень (теперь это возможно, благодаря навыкам осознанной работы мышц). Здесь стоит подчеркнуть, что более громкое звучание от игры большим пальцем получается не только за счет силы его удара, но и в силу подчиненности ему остальных пальцев, т.е. на фоне их более слабой игры, выделяется игра большого пальца. Нельзя недооценивать важность этого замечания для тех случаев, когда в произведении используются разные голоса.

Пример 3. Схема 1 – музыкальные акценты на басу

На самом деле, для такого инструмента, как гитара, диапазон громкости которой довольно ограничен, выделение одних нот среди других, сыгранных одновременно, состоит не в том, чтобы приложить больше усилий к звукам переднего плана, а скорее в том, чтобы приложить меньше усилий к звукам второго плана. Существует, конечно же, не менее богатый музыкальный ресурс, которым обладает гитара – это тембр, возможности которого обсуждались в предыдущих главах.

В попытках преодолеть какие-либо технические трудности нет ничего более бесполезного, чем многократное повторение одного упражнения с использованием лишь физических усилий. Более того, следует полностью отказаться от подобных методов тренировок. Что должно волновать нас на самом деле, это параллельное использование, как наших мышц, так и мозга. Только когда в процессе обучения вы будете придавать наибольшее значение интеллектуальным процессам, тогда вы сможете довести движения ваших мышц до уровня условного рефлекса. В этом и заключается методика наших тренировок.

Наиболее верный путь к успешному обучению состоит в позволении своим мышцам работать совместно со своими мыслями. И эффективнее всего будет разделение процесса ваших тренировок на небольшие отрезки времени, на протяжении которых вы сможете находиться в максимальной умственной и физической концентрации. Между этими отрезками необходимо делать короткие передышки так, чтобы снова приступая к тренировке, ваши мыслительные процессы снова были готовы управлять активностью мышц. На следующем этапе можно приступать к объединению разученных таким образом технических приемов игры, и здесь мы пустим в ход механизм, в основе которого лежат маленькие импульсы, не дающие этим приемам потерять первоначальную инерцию. Не повредит еще раз подчеркнуть, что если на каждой максимальной концентрации ваши мышцы будут работать вышеописанным образом, то ментально-физические связи будут развиваться и становиться крепче.

Возвращаясь к упражнениям Тетради №2: чтобы избежать непродуктивной автоматизации процесса их выполнения можно объединять несколько заданий в одно, что будет добавлять вам сложности. Как только вы освоите первые двенадцать упражнений, желательно постараться связать каждую смену позиции левой руки с разными схемами для правой руки, но так чтобы это не повлияло на связность игры. Так же как в случае, когда мы пробуем играть большим пальцем в разном темпе и для этого нам нужно больше внимания, при попытке объединить все задания, в каждом из них мы потеряем присущую им инерцию.

Задания 73 и 84 можно выполнять в два этапа. На первом не обращая внимания на паузы, на втором включая их в общую музыкальную картину посредством использования большого пальца в качестве прямого глушителя одновременно с верхней нотой.

Вплоть до 102 упражнения у каждого пальца будет своя струна – третья для указательного, вторая для среднего и первая для безымянного. Начиная с задания №103 один из пальцев начинает менять струны, в то время как другой (другие) служат как бы опорной точкой, оставаясь все время на одной и той же струне. Такие упражнения, в которых требуются постоянные скачки и перемещения пальцев, помогают развить большую независимость пальцев друг от друга и увеличить их растяжку.

Когда появляются музыкальные акценты, нотам, которые необходимо выделить, следует придать иной тембровый оттенок, для чего используется удар №5. Но это не говорит о том, что мы не можем использовать и уровень динамики, чтобы выделить эти ноты, однако в целях отработки технических навыков лучше использовать именно тембр, так как в этом случае палец, выполняющий удар, акцентирующий определенную ноту, должен занять специфическое положение, отличное от других пальцев. Более того очень важно, чтобы полученные теоретические знания в полной мере пользовались вами при выполнении этих практических упражнений.

К предыдущим заданиям следует добавить еще ряд упражнений на развитие гибкости, смысл которых чисто физический. Они позволят улучшить работу пальцев, так как в них будут работать мышцы, которые обычно не участвую в ударе. Что бы лучше понять, о чем идет речь, напомним, что при обычном ударе требуются минимальные усилия, чтобы вернуть палец в первоначальное положение. А мы постараемся придать наибольшее значение именно этому возвратному движению, приложив к нему максимум усилий. Тренировка антагонистичных мышц (упр. 198 и 198 bis) поможет привести в равновесие работу каждого пальца, его ударные и возвратные усилия, для увеличения растяжки и скорости движений в кратчайшее время.

В упражнениях 199 и 199 bis работа пальца усложняется. Первую ноту каждой триоли следует выделить посредством динамического удара (№2 или №3), остальные ноты играются piano ударом №1 (свободным ударом).

Упражнения на гибкость позволяют также усилить контроль над ударом и скоростью пальцев. По достижении 201 упражнения, на первый план выходит скорость (в упражнениях 198 и 198 bis движения были медленнее и более амплитудными). Однако для достижения оптимального уровня скорости, следует понимать, что периоды отдыха должны присутствовать на протяжении всей вашей игры, так как невозможно поддерживать высокую скорость, а так же контролировать свои действия, в течение долгого времени, если кисть и пальцы находятся в постоянном напряжении.

При выполнении этого упражнения сначала необходимо разделить его на пять отдельных этапов, между которыми буду передышки. После каждого этапа, в течение которого никаких передышек не будет, ваш мышечный потенциал должен быть полностью израсходован. Как бы странно это ни звучало, но уже к концу первого этапа (15-20 сек.) вы будете полностью истощены. Вряд ли у вас получится делать передышки на протяжении каждой стадии, ведь вам постоянно нужно будет прилагать большие усилия. Более того, это упражнение будет полезнее, если от напряжения у вас возникнет ощущение, что вы играли гораздо дольше, чем на самом деле. Главное – это четкое разделение между периодами работы и периодами отдыха, если первые проходят в максимальных усилиях, то вторые в максимальном расслаблении.

Все этапы упражнения проходят по одинаковой схеме, с перерывами в 5 секунд между ними. Скорость, которой вам удалось достичь на первом этапе, должна поддерживаться и на всех остальных. В итоге, найдя компромисс между работой и отдыхом, вы сможете достичь идеала, объединив эти этапы, тесно следующие друг за другом, в один непрерывный этап.

С упражнения 203 начинается блок «Повторяющихся аккордов», в котором можно будет в полной мере применить различные виды ударов, в том числе и удар №5. Основная цель этих упражнений – развитие навыков различной расстановки пальцев. Следует выбрать один из пальцев в качестве основного и использовать его для акцентирования отмеченных нот в каждом упражнении. В данном случае быстрый темп нам не требуется. Скорее наоборот, играть следует довольно медленно, уделяя большое внимание расположению каждого пальца. В этом случае вам удастся добиться для каждой опорной ноты чистого и яркого звучания.


 

ГЛАВА XII. Левая рука – часть 1. Комментарии к Тетради №3 - Перемещения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.