Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упоминания субботы в Пятикнижии






а. Быт. 2: 1–3. После описания ежедневных Божьих дел в первые шесть дней творения в Быт. 2: 1 делается своего рода обобщение и сообщается о завершении творения. В Быт. 2: 2, 3 сказано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Несколько моментов в данном отрывке заслуживают особого внимания: 1. Хотя еврейское существительное шаббат не употребляется, глагол шабат встречается в обоих случаях, указывая на тот факт, что Бог покоился от Своих дел творения. 2. Седьмой день недели выделен особо; он упоминается пять раз, из которых в трех случаях употребляется конкретное выражение «седьмой день», а в двух случаях — местоимение «он». 3. Изречение имеет форму хиазма или инвертированного параллельного высказывания:

A. Бог завершил дела Свои (стих 2)

Б. И почил в седьмой день от всех дел Своих (стих 2)

B. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (стих 3)

Б'. Ибо в оный почил от всех дел Своих (стих 3)

А'. Которые Бог творил и созидал (стих 3)

Два вступительных высказывания этого хиазма (А и Б) обращают внимание на творческие дела Бога и на Его покой в седьмой день. Те же две мысли изложены в заключение хиазма, только в обратной последовательности (Б' и А'). Таким образом, в центре хиазма оказываются слова о том, что Бог благословил и освятил седьмой день. В хиазме, принимающем форму А–Б–В–Б'-A' центральный элемент обычно несет главный смысловой акцент. Таким образом, в Быт. 2: 2, 3 главным смысловым акцентом являются слова о том, что «Бог благословил седьмой день и освятил его».

Еврейский глагол, который употребляется в рассказе о том, как Бог благословил седьмой день, — барах — также используется для описания Божьего благословения, обращенного на животных и людей (Быт. 1: 22, 28). Это Божественное благословение не статично, но продолжает иметь особый смысл с того времени, когда оно впервые было дано. Основное значение еврейского термина, переводимого словом «освятил» (от кадашу «быть святым») — это «отделение» чего–либо во исполнение Божественного намерения и/или повеления. Таким образом, слова о том, что Бог «освятил» седьмой день, не только отличают этот день от других шести, но и усиливают идею непрерывной особой значимости этого дня для людей, сотворенных Богом. «Отделенное» должно быть чем–то большим, чем просто памятной реликвией прошедших лет; оно должно иметь непреходящее значение. Эта святость субботы снова и снова подчеркивается в различных последующих текстах Пятикнижия (например, Исх. 16: 23; ср. с 31: 14–16; (360) 35: 2), и ключевые слова всего заявления в Быт. 2: 2, 3 вновь появляются в заповеди о субботе в Исх. 20: 8–11.

б. Исх. 5: 5. В Исх. 5: 5 употребляется «субботняя» терминология: «Вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете (вынуждаете отдыхать, шабат) его от работ его». Хотя седьмой день недели конкретно не упоминается, из непосредственного контекста следует, что этот покой имел религиозный или духовный смысл.

в. Исх. 16. В Исх. 16 мы встречаемся с первым случаем употребления еврейского существительного шаббат (стих 23). Фактически в данном отрывке это существительное употребляется четыре раза (стихи 23, 25, 26, 29). Непосредственным контекстом является дарование манны сынам Израилевым в пустыне Син за две недели до их прибытия к горе Синай. Согласно Исх. 16: 5, в шестой день израильтяне должны были собрать и принести манны «вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни». Далее в этой главе им говорится о том, что в седьмой день манна не появится (стихи 25, 26) и что, хотя манна, собираемая в каждый из других дней, портится за ночь, та, что собрана в шестой день, не испортится (стихи 19–24). В седьмой день некоторые люди вышли в поле искать манну, но не нашли ее (стих 27). Бог отреагировал на это следующим образом: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день» (стихи 28, 29). Эта формулировка создает четкое впечатление, что суббота была уже известна израильтянам.

г. Исх. 20: 8–11. В Исх. 20 описываются Десять Заповедей, данных Богом Моисею на Синае. Четвертая заповедь этого закона конкретно указывает на то, что работу нужно выполнять за шесть дней и что седьмой день должен соблюдаться как день отдыха. Основанием для такого повеления служит тот факт, что «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (стих 11).

Использованные здесь фразы обобщают содержание Быт. 2: 2, 3, не оставляя сомнений по поводу того, что Исх. 20: 11 указывает на субботу творения. Важно также и то, что заповедь о субботе появляется в контексте закона Десяти Заповедей, который, в свою очередь, был средоточием Божьего завета. То, что этот закон десяти заповедей был особенным, а другие законы Пятикнижия — дополнением или комментарием, становится ясно из слов, записанных во Втор. 5: 22, что Бог «более не говорил» (в других переводах — «не добавил больше ничего»). Иными словами, Десятисловие само было законченным и завершенным целым.

Кроме того, основанием завета и поводом для соблюдения Десяти Заповедей, включая заповедь о субботе, является искупительная история, а точнее, само Божественное искупление, о чем говорится в Исх. 20. Сыны Израилевы вступили во взаимоотношения завета с Яхве (см. Исх. 19). Далее в преамбуле или историческом прологе к Десятисловию Бог говорит о главной составляющей искупления, которую испытали на себе израильтяне: «Я Господь (Яхве), Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20: 2). Израильтяне были искуплены из рабства, и эта ранее явленная благость Яхве стала основанием для взаимоотношений завета, в которых израильтяне, в свою очередь, должны были соблюдать Божьи заповеди.

Иногда суббота и понятие Божьего завета становились, по сути дела, синонимами (ср. с Исх. 31: 16). Больше чем любые из девяти других заповедей, суббота видимым образом отличала народ Божий от всех других народов, не служивших Яхве. Таким образом, она очень реально воплощала истинный смысл отношений завета с Богом, ибо представляла Израиль как народ, пребывающий в общении со своим Творцом и Искупителем.

Более того, заповедь о субботе — единственная в Десятисловии, которая имеет три отличительных признака печати: имя, титул и владения той личности или организации, полномочия которых печать олицетворяет. Таким образом, заповедь о субботе может считаться печатью Десятисловия (см. также дискуссию о субботе как «знамении» в связи с Исх. 31: 13–17 и Иез. 20: 12, 20). Заповедь о субботе отличается не только тем, что содержит три важных элемента печати, но и тем, что в ней использовано уникальное вступительное слово «помни». Это слово может подразумевать разные смысловые оттенки: помнить субботу как установление, которое уже почитается во времени; помнить, потому что существует опасность забвения, и помнить с перспективами на будущее, поскольку суббота занимает центральное место в непрерывном опыте завета. Какие бы нюансы ни имел этот термин в контексте его первоначального употребления на Синае, одно не вызывает сомнения: слово «помни» играет здесь роль эмоционального вступления и призвано привлечь внимание людей к заповеди о субботе.

д. Исх. 23: 12. После упоминания о «субботнем годе» в Исх. 23: 10, 11 о седьмом дне недели дается следующее наставление: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришелец» (стих 12). «Покой», заповеданный израильтянам в их взаимоотношениях завета с Богом, обозначен глаголом шабат, тогда как покой для тягловых и вьючных животных назван просто нуах. В отношении «сына рабыни твоей» и «пришельца» используется несовершенная форма глагола нафаш, что значит «отдохнуть», «освежиться». Это еврейское слово вовсе необязательно означает снятие усталости или утомления, хотя это тоже может иметься в виду. Скорее, оно указывает на повышение качества жизни или наслаждение отдыхом после хорошо выполненной работы. Таким образом, суббота должна быть значимым духовным опытом как для израильских слуг, так и для пришельцев, временно живущих среди израильского народа.

е. Исх. 31: 13–17. В Исх. 31: 13–17 мы находим высказывание, аналогичное тем, которые содержатся в Быт. 2: 2, 3 и Исх. 20: 11, но с несколькими дополнениями. 1. Соблюдение Божьей субботы — это знамение не только творения (стих 17), но и Божественного освящения народа (361) (стих 13). 2. Взаимоотношения завета, ранее оговоренные в контексте Десятисловия (главы 19 и 20), теперь явно отнесены к субботе и названы «заветом вечным» (стих 16). За осквернение субботы предусматривается наказание в виде смерти (стихи 14, 15). 4. Впервые употребляется эмоциональная терминология шаббат шаббатон, «суббота покоя» (стих 15). 5. Что касается субботы творения, то здесь речь идет не только об отдыхе Бога, как в Быт. 2: 2, 3 и Исх. 20: 8–11, но также добавляется, что Бог «покоился» (стих 17) — очевидно, не в смысле снятия усталости и утомления, а в смысле приятного отдыха после окончания успешных трудов по созданию совершенного творения.

Заслуживает внимания слово «знамение» в стихе 13. Знамение — это нечто такое, что указывает на существование более глубокой, духовной реальности. Что касается субботы, то это двоякая реальность: суббота неизменно уверяет в Божественном освящении народа (стих 13) и служит постоянным напоминанием о творчестве Бога (стих 17). В обоих отношениях соблюдение субботы делает ее действенным знамением (стихи 13, 16).

ж. Исх. 34: 21. В Исх. 34: 21 сказано: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы». Здесь употребляется не существительное «суббота», а словосочетание «субботний день», и в обоих случаях используется глагол шабат. Тот факт, что в земледельческом обществе суббота должна была добросовестно соблюдаться даже в самую горячую пору — время посева и жатвы, говорит о той необычайной святости, которой Бог наделил этот день.

з. Исх. 35: 2, 3. В Исх. 35: 2, 3 употребляется термин шаббат шаббатон в повелении соблюдать седьмой день как «субботу покоя Господу». Снова говорится о смертном приговоре за нарушение святости субботы и добавляется: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Здесь совершенно очевидно имеется в виду ненужное напряжение сил в субботу.

и. Книга Левит. Хотя в Книге Левит термины шаббат и шаббатон встречаются чаще, чем в других книгах Пятикнижия, вместе взятых, сравнительно немногие из них относятся конкретно к еженедельной субботе. Пожалуй, это можно сказать лишь о следующих текстах: 19: 3, 30; 23: 3, 38; 24: 8 и 26: 2.

В 19: 3, 30 и 26: 2 дано простое повеление: «Субботы Мои храните». В первом случае оно встречается после упоминания о почитании родителей, а в последних двух случаях предшествует выражению: «И святилище Мое чтите: Я — Господь». В Лев. 23: 3 коротко сказано: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя [шаббат шаббатон], священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота [шаббат] Господня во всех жилищах ваших». В этом тексте дается доказательство того, что суббота была не только днем торжественного покоя, но также и днем священного собрания. Остальная часть Лев. 23 посвящена преимущественно годичным праздникам, о которых сказано, что они даны «кроме суббот Господних» (стих 38). В Лев. 24: 5–8 конкретно сказано, что каждую неделю по субботам Аарон должен заменять хлебы предложения в святилище.

В Лев. 16: 31 ежегодный День очищения назван термином шаббат шаббатон. В главе 23 этот день и другие годовые дни также названы «субботами» или «днями торжественного покоя». Четыре из них названы «субботними» терминами шаббатон или шаббат шаббатон: первый день седьмого месяца (когда трубили в трубы), десятый день седьмого месяца (День очищения), а также первый и восьмой дни праздника кущей (23: 24, 25, 27–32, 34, 36). Первый и седьмой дни Праздника опресноков и Дня пятидесятницы могли бы также считаться субботами, хотя по традициям ессеев и боэтусеев в позднем иудаизме слово «суббота» в стихах 11, 15 и 16 указывает на еженедельные субботы седьмого дня. Ни в один из ежегодных святых дней, за исключением Дня очищения, не дозволялся «утомительный труд». В отношении этого дня был дан еще более строгий запрет: «Никакого дела не делайте» (стих 28).

В Лев. 25: 2–6 снова используется «субботняя» терминология, но речь здесь идет о «субботнем» годе. В Левите 26 «субботы» несколько раз упоминаются как метафоры для обозначения будущего времени, когда израильский народ завета в случае непослушания будет взят в плен, чтобы земля отпраздновала «субботы». Помимо существительного во множественном числе, употребляется также глагол шабат, который указывает на то, что земля будет «покоиться» (стихи 34, 35).

к. Книга Числа. Книга Числа указывает на еженедельную субботу в двух контекстах. В 15: 32–36 рассказывается о человеке, собиравшем хворост в субботу, и, как следствие, приговоренном к смерти за открытое и дерзкое нарушение субботнего дня. В 28: 9, 10 дается предписание, согласно которому в субботу нужно было приносить во всесожжение двух однолетних агнцев, помимо ежедневного всесожжения.

л. Втор. 5: 12–15. Последняя ссылка на субботу в Пятикнижии встречается во Втор. 5: 12–15. Здесь Моисей пересказывает повеление о субботе теми же словами, которые упоминаются в Исх. 20: 8–11, за исключением одной важной особенности: вместо указания на субботу творения основанием для соблюдения субботы служит тот факт, что Бог спас израильтян от рабства в Египте. «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (стих 15).

Некоторые комментаторы считают это высказывание доказательством того, что суббота была сравнительно новым установлением, принятым в Израиле в память об исходе и вовсе не связанным с субботой творения. Подобное заключение неоправданно по нескольким причинам: 1. Язык, который используется в стихе 15, указывает, что этот стих представляет собой более подробное изложение Десятисловия Моисеем. 2. Сама Книга Второзаконие является пересказом опыта Израиля в пустыне, и этот контекст делает ссылку на избавление из египетского рабства особенно уместной. 3. Упоминание избавления Израиля из египетского рабства ни в коем случае не отрицает того, что израильтяне прекрасно знали о факте установления субботы еще при творении, как это следует из Исх. 20: 11 и (362) 31: 17.4. Тема избавления из Египта в связи с Десятисловием не нова во Втор. 5, ибо она уже встречалась в связи с передачей Десятисловия в Исх. 20 (см. I.А.2.Г.).

Избавление Израиля из египетского рабства, совершенное Яхве, было искупительным действием, доказавшим Его изначальную благость и создавшим основу для взаимоотношений завета между Ним и Его народом. Преамбула и исторический пролог, изложенные в Исх. 20: 1, 2, повторяются во Втор. 5: 6: «Я — Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». В сохранившихся до наших дней древних политических заветах (договорах), имевших ту же форму, предшествующие отношения сюзерена с правителем, находящимся от него в вассальной зависимости (и/или его предшественниками), включая возведение вассала на царство, были основанием для обязательств вассала перед сюзереном. Точно так же прежняя благость Яхве в отношении израильтян служила основанием для их обязательств перед Ним, оговоренных в Десяти Заповедях. Поэтому не следует удивляться тому, что Моисей приводит в качестве основания для соблюдения заповеди о субботе тот факт, что Яхве вывел израильтян из Египта «рукою крепкою и мышцею высокою» (Втор. 5: 15). Более того, конкретное упоминание об этом происходит в обычном потоке размышлений Моисея. Ибо после того, как он пересказывает часть заповеди о субботе, требующей давать отдых пришельцам и рабам (стих 14), немедленно дается совет: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской» (стих 15).

Пересказывая таким образом Десятисловие, Моисей объявляет об отличительном характере Десятисловия как законченном целом. Во Втор. 5: 22 Моисей говорит, что, когда Бог изрек Десять Заповедей, Он ничего больше не добавил. Кроме того, положение Десятисловия как единственного и необходимого закона (широкие формулировки универсальных принципов) в Пятикнижии также выделяет его как уникальное творение, особенно в сравнении с множеством наставлений «прецедентного права». Бог решил сделать субботу неотъемлемой частью «нравственного закона», тем самым подчеркнув ее нравственную природу. Когда кто–либо отделяет ее от других девяти заповедей Десятисловия или объявляет «обрядовой», тем самым бросает вызов Самому Богу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.