Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Освящение и совершенство






(1) Терминология. В Ветхом Завете идея совершенства в основном выражается словами тамим и шалем, которые указывают на полноту, законченность и целостность. В Новом Завете совершенство передается словом телейос, что значит законченный или зрелый, то есть достигший цели (по–гречески телос).

В Ветхом Завете несовершенные люди могут называться совершенными (непорочными): например, Ной (Быт. 6: 9); Авраам (17: 1) и Иов (Иов 1: 1). Эти мужи были названы «совершенными» (непорочными) благодаря таким их чертам, как хождение с Богом (Быт. 6: 9, 17: 1), богобоязненность и удаление (отвращение) от зла (Иов 1: 1). Совершенный человек, которого мы видим в этих и других текстах (Втор. 18: 13; Пс. 100: 2, 6, где слово «верный» чередуется с совершенным или непорочным; Притч. 11: 5), — это тот, чье сердце и стезя направлены к Богу. Он полностью предан Богу и Его воле. Слово шалем часто употребляется вместе со словом «сердце» и указывает на безраздельную преданность Богу и Его закону (3 Цар. 8: 61). В Новом Завете словом телейос (совершенный) характеризуется Бог, Который просит людей стремиться к такому же совершенству (Мф. 5: 48). В Рим. 12: 2 воля Божья названа совершенной, и люди призываются познавать ее. Однако ни в одном из заветов совершенство или непорочность не приравнивается к безгрешности. Так, в Ветхом Завете совершенными были названы Ной и Авраам несмотря на все их слабости. В Новом Завете, хотя дети Царства и призываются к совершенству (Мф. 5: 48), они также должны молиться о прощении своих грехов (Мф. 6: 12, 14, 15). Таким образом, совершенство предполагает как стремление, так и достижение.

Об этом сказано в Первом послании Иоанна. Иоанн говорит о пребывании совершенной Божьей любви в верующем (2: 5; 4: 12, 17, 18) и связывает это с соблюдением Божьих заповедей и хождением по следам Христа (2: 4, 6). Вместе с тем Иоанн заявляет, что люди, называющие себя безгрешными, на самом деле лжецы, нуждающиеся в прощении Бога (1: 8–10). Следовательно, правильно будет сказать, что «освященное сердце не вступает в противоречие с требованиями Закона Божьего (Деяния апостолов, с. 563), и что «освященные уста никогда не произнесут таких самонадеянных слов», как «я безгрешен, я свят» (там же, с. 561, 562), ибо это может обесчестить Бога (там же, с. 561). Освящение — это всегда движение вперед; совершенство всегда где–то впереди.

(2) Связь между совершенством и освящением. Совершенство — это цель освящения, и, поскольку оно представляет собой «зов из будущего», освящение должно все время углубляться. Если бы можно было рано или поздно добиться состояния совершенства, тогда освящение как процесс возрастания было бы чем–то ненужным. Однако из учения Иисуса следует, что совершенство вполне достижимо. Достаточно вспомнить две Его фразы: «Будьте совершенны (Мф. 5: 48) и «если хочешь быть совершенным» (Мф. 19: 21). Здесь имеет место определенное диалектическое противоречие. Об освящении можно сказать: «Ты свят, но еще не в полной мере», а о совершенстве — «Ты не совершен и вместе с тем совершен». Как это ни парадоксально, совершенство в настоящем — это освящение; освящение в будущем — это совершенство. Это означает, что эти две реальности — неотъемлемая часть одной и той же реальности — Богоподобия.

В Флп. 3: 12–16 наилучшим образом выражена парадоксальность совершенства в настоящем и будущем. Вступив в полемику со сторонниками свершившейся эсхатологии, которые считали, что уже достигли совершенства и воскресения (ср. 2 Тим. 2: 17, 18), Павел утверждал, что он еще не достиг совершенства (Флп. 3: 12). Участвуя в страданиях Христовых, уподобляясь Ему в смерти, он надеялся достичь воскресения из мертвых (ст. 11) и того совершенства, которое связано с этим состоянием. По этой причине он стремился к будущему совершенству. Для него это означало в полной мере приобщиться ко Христу, потому что Христос уже овладел им (ст. 12). Сознание полной принадлежности к Христу побуждало Павла искать будущего совершенства (ст. 13). В забеге этой жизни Павел стремился вперед к тому дню, когда Христос, как в Олимпийских играх, призовет его к получению награды совершенства (ст. 14). Удивительно, что затем он высказывает следующее наставление: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (ст. 15). То, что Павел отрицает как настоящее, здесь представлено настоящим. Другими словами, совершенным в настоящее время может считаться тот, кто понимает, что совершенство — дело будущего! И, тем не менее, он прибегает к еще одному парадоксу: «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (ст. 16). То, что должно раскрыться в будущем во всей полноте, теперь мы имеем лишь отчасти (Флп. 1: 6).

(3) Любовь — верный путь к совершенству. Хотя в 1 Фес. 3: 13 и 5: 23 не употребляется слово телейос, понятие совершенства выражается такими словами, как непорочность и освящение во всей полноте — всех граней человеческого естества. Важно то, что совершенное освящение, о котором идет речь в 1 Фес. 3: 13, связывается с любовью. Когда наша любовь друг к другу возрастает в настоящем (ст. 12), наши сердца укрепляются в непорочности и святости в пришествие Христа. Будущая святость основана на настоящей любви. Любовь — это средоточие совершенства, ибо она является величайшей заповедью (Мк. 12: 28–34) и исполнением всех заповедей (Рим. 13: 8–10; Гал. 5: 14). Любовь — это действие веры (Гал. 5: 6); критерий присутствия вечной жизни (1 Ин. 3: 15–18; 4: 20, 21) и истинного познания Бога (стихи 7, 8). Ведь Бог есть любовь (ст. 8). Мир узнает учеников Христа по любви, которую они питают друг к другу (Ин. 13: 35). Когда Иисус учил, что люди в Его (224) Царстве должны быть такими же совершенными, как Бог, Он имел в виду, что они должны любить и заботиться обо всех так, как это делает Бог (Мф. 5: 44–47). Лука верно понял смысл этой фразы, передав заложенную в ней мысль следующим образом: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Он не умаляет величия веления, но переводит его в нужную тональность. Суть совершенства — сострадательная любовь. Эта любовь даже превосходит веру и надежду (1 Кор. 13: 13), поскольку последние два качества свойственны исключительно людям. Любовь — это главное свойство, которое объединяет людей с Богом.

(4) Парусил (явление) совершенства. В 1 Кор. 13 указывается на несовершенный характер многих ценностей, которыми христиане дорожат в настоящее время (стихи 8, 9), и там же говорится о решительной перемене: «Когда же настанет совершенное». Это дает нам новую перспективу. Совершенство — это не столько то, чего достигаем мы, сколько то, что охватывает нас; не столько то, к чему мы стремимся, сколько нечто из иного мира, овладевающее нашей жизнью. Впервые Бог благодати пришел к нам в Своем родившемся на земле Сыне, Который отдал Свою жизнь за наши грехи. Во второй раз Он «явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9: 28). Парусил (явление) Христа за Своим народом ознаменует собой завершение процесса их отделения (освящения), начавшегося в момент их обращения ко Христу. Оно также будет своеобразной точкой пересечения между настоящим нравственным ростом силой Божьей и вечным совершенствованием искупленных Его любовью и благодатью. До этого дня окончательного усовершения, «мы все… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3: 18).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.