Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Значение освящения






(1) Освящение как новые взаимоотношения и статус. Оправдание, примирение и усыновление — это не единственные понятия, указывающие на изменение отношений. Освящение в своем основном значении — это также термин, обозначающий отношения. Главное его значение — быть отделенным, обособленным. Это хорошо видно на примере седьмого дня творения, который Бог отделил или освятил, чтобы он был Его особым днем (Быт. 2: 3; Исх. 20: 8–11). В этом смысле слово «освящение» не несет нравственной нагрузки, хотя косвенно преследует нравственные цели. Это видно из Лев. 19: 2, где Бог говорит Израилю: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш». Бог свят потому, что Он отделен от всех других так называемых богов, от сотворенного мира живой и неживой природы, а также от всякой несправедливости и неправды. Он отличен от всего остального мира, уникален (221) и трансцендентен. В то время как Он свят Сам по Себе, в силу Своих уникальных свойств, и Его можно называть «Святой» (Ис. 10: 17; Ос. 11: 9; и т. д.) или «Святой Израилев» (4 Цар. 19: 22; Пс. 70: 22; Ис. 1: 4; ср. 6: 3), Его народ свят не в силу своих способностей, а благодаря особым отношениям с Ним. Своими действиями Он освятил их Себе. Эта святость, заключающаяся в новых взаимоотношениях, определенных Богом, должна видимо и конкретно проявляться в исполнении Божьей воли во всех сферах жизни (Лев. 19: 3–37). Своими поступками Его народ утверждает, что Он Господь, Бог их (ст. 4, 10, 12, 14, 16, 18, 25, 30–32, 34, 37). Эти частые утверждения о господстве Бога над Своим народом напоминают об установлении новых взаимоотношений и об обновленной верности, которая ожидается от Его последователей. Израиль будет считаться царственным священством и святым народом, если будет послушен Его гласу и будет соблюдать Его завет (Исх. 19: 5, 6).

Природа освящения как особых отношений между Богом и человеком, ведущих к нравственному возрастанию, хорошо раскрывается в 1 Кор. 1: 2. Невзирая на серьезные богословско–этические проблемы коринфян, Павел, тем не менее, обращается к ним как к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым». Перфектная форма слова «освященным» в греческом языке указывает на совершенное в прошлом действие, продолжающее приносить плоды в настоящем. В результате Божьего призыва коринфяне уже были освящены или отделены как Его народ. Призошло освящение в смысле изменения отношений, а не изменения нравственного состояния. Если нравственное освящение — это дело всей жизни (Деяния апостолов, с. 560), то освящение как изменение отношений, посредством которых мы становимся Божьим уделом и народом, является минутным делом, как и оправдание. Это подтверждается в 1 Кор. 6: 11, где омытие, освящение и оправдание описываются как события прошлого, итог деятельности Христа и Духа. Тот факт, что освящение может быть связано с оправданием, как событие прошлого, и даже стоять в списке раньше оправдания, показывает, что освящение в смысле изменения отношений и оправдание являются близкими корнями нравственного роста. То, что в одном из своих значений освящение — это законченное действие в прошлом, также видно из Послания к Евреям, где оно указывает на очищение верующего жертвой Иисуса (10: 10, 29; ср. 13: 12). Другими текстами, указывающими на освящение как на законченное действие в прошлом, являются Еф. 5: 25, 26, а также Деян. 20: 32 и 26: 18. В двух последних текстах причастия употребляются в форме прошедшего времени, а второй текст говорит о том, что это прошлое освящение совершено верой. Во 2 Фес. 2: 13 проводится связь между освящением от Духа и верой в истину. В пользу уже свершившегося освящения говорит еще один текст в 1 Петр. 1: 1, 2, где апостол описывает верующих как избранных «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа». Тот факт, что слово «избранным», которое предшествует слову «освящение», стоит в прошедшем времени, указывает на то, что освящены они были тоже в прошлом. Как таковое, освящение — это непременное условие будущего послушания Иисусу Христу.

В том значении, которое мы до сих пор обсуждали, освящение указывает на то, что Бог отделил народ, чтобы Он принадлежал Ему и совершал для Него служение. Эта мысль также высказывается в 1 Кор. 1: 2, где коринфяне названы освященными и «призванными святыми. < …> Поскольку люди принадлежат Иисусу Христу, они могут называться святыми (Рим. 1: 6, 7). По этой причине Павел адресует свои письма святым. Они стали таковыми благодаря Божьему действию их освящения или отделения. Слово «святой», которое почти всегда встречается во множественном числе, означает «дети Божьи» или «собственный народ Божий».

(2) Освящение как нравственное возрастание в благочестии. Согласно 1 Ин. 3: 2, мы, верующие, не знаем, кем станем, но знаем то, что, когда явится Христос, мы будем подобны Ему. До этого времени мы проходим процесс очищения, а эталоном чистоты для нас служит Христос (ст. 3). С момента посвящения нашей жизни Христу до того дня, когда мы станем подобны Ему, происходит освящение. Освящение — прогрессирующий процесс нравственных изменений, совершаемых силой Святого Духа в сотрудничестве с человеческой волей. Из идеи освящения как приобщения вытекает идея освящения как преображения. Первое, как «уже свершившаяся» Божья освящающая деятельность, ведет к «еще не свершившейся» Божьей преобразующей деятельности. В вечности происходит непрерывный процесс приближения к Богу.

Одним из самых важных мест Писания, в котором об освящении говорится как о нравственном изменении, является Рим. 6. В этой главе Павел утверждает, что христианин, который умер для греха, больше не впускает его в свою жизнь, и грех уже не властен над таким человеком (ст. 2, 14). С распятием старого «эго» сокрушается власть греха над телом и необходимость служить греху (ст. 6). Эта образная смерть происходит во время крещения, когда христианин не только объединяется со Христом как с новым Господином, но и приобщается к таким фундаментальным событиям спасения, как смерть и воскресение Христа (ст. 3, 4). В стихах 1–14 Павел восемь раз сопоставляет жизнь и смерть (2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 13), тем самым показывая нерасторжимую связь между ними, а также то, что смерть — это не самоцель, но необходимое условие новой жизни. Поскольку смерть Христа была смертью для власти греха (хотя в Его жизни не было греха, Он постоянно был искушаем), а Его воскресение — жизнью для Бога (ст. 10), соединяющийся с Христом должен считать себя мертвым для греха и живым для Бога (ст. 11).

Это новое состояние единства с Христом, когда грех теряет свою власть и жизнь для Бога становится новой реальностью, ведет верующего к трем важным следствиям. Во–первых, он призван ходить в обновленной жизни (ст. 4), которая указывает на жизнь грядущего века. Христиане стремятся к этой жизни, и их земная жизнь в этом мире преображается. Павел поясняет данную мысль в Гал. 5: 25, где дар жизни от Бога ведет к жизни по Духу. Эта жизнь характеризуется плодами Духа, описанными (222) в стихах 23, 24 и 26, а не делами плоти, о которых идет речь в стихах 19–21. Павел добавляет, что, если христианин воскрес со Христом, он должен искать не греховные земные наслаждения (Кол. 3: 5–9), но горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3: 12–4: 6). Таким образом, участие верующего в реалиях грядущего века должно проявляться в том, как он строит свою нравственную жизнь.

Идея «хождения» 95 раз встречается в Новом Завете. Часть этих мест можно найти в книгах, написанных Иоанном Богословом, где сказано, что верующие ходят во свете или во тьме, ходят подобно Христу или ходят в истине (Ин. 8: 12; 11: 9, 10; 12: 35; 1 Ин. 1: 6, 7; 2: 6, 11). Но именно Павел делает самый сильный акцент на нравственной жизни, и он самым разнообразным образом описывает природу такой жизни христианина. Говоря о том, чего следует избегать, Павел указывает на поведение, несущее на себе печать нынешнего века. До тех пор, пока христиане находятся в этом мире, им приходится ходить «во плоти», то есть вращаться в сфере человеческого бытия (Гал. 2: 20), но они не должны поступать «по плоти» или по мирскому обычаю, но жить согласно Божественным нормам поведения. Павел противопоставляет понятие «по плоти» понятию «по Духу» (Рим. 8: 4, 5). В Гал. 5: 16–25 хождение в Духе — это единственный способ преодолеть плотские вожделения (ср. с Рим. 8: 13), ибо плоть мешает нам творить добро, к которому мы так стремимся (Рим. 7: 15, 17–20). Кроме того, христиане не должны поступать, как простые смертные (1 Кор. 3: 3), лишенные высоких духовных принципов, или по обычаю мира сего и духа, действующего в сынах противления (Еф. 2: 2). Под этим подразумеваются суетные мысли и распутная жизнь (Еф. 4: 17, 19). Христиане также не будут практиковать «скрытные, постыдные дела» (2 Кор. 4: 2), не будут предаваться «ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13: 13).

Вместо этого они должны ходить во Христе (Кол. 2: 6), как подобает их призванию (Еф. 4: 1), а это подразумевает любовь (Еф. 5: 2) и веру (2 Кор. 5: 7). По отношению к светским людям им следует вести себя мудро (Кол. 4: 5) и заслуживать их уважение упорным трудом ради собственного пропитания (1 Фес. 4: 12) и отказом от праздной жизни (2 Фес. 3: 6, 11). Они должны вести себя как дети света (Еф. 5: 8) и как мудрые, дорожа временем в эти лукавые дни (ст. 15, 16). Одним словом, верующие должны жить так, чтобы угождать Богу (1 Фес. 4: 1). Богу угодна освященная жизнь (ст. 3), которая включает в себя чистоту в сексуальных отношениях (ст. 3–8), «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (ст. 7).

Во–вторых, верующим, единым с Христом, не следует позволять греху царствовать в их смертных телах, чтобы не повиноваться ему в его похотях (Рим. 6: 12). Хотя ветхое «эго» распято и владычество греха над телом разрушено, тело все еще принадлежит нынешнему веку. Поэтому оно названо «смертным» и поэтому до сих пор существуют страсти. Это каналы, по которым грех стремится овладеть своими бывшими подданными. Следовательно, хотя христиане свободны от царства греха, они не свободны от влияния греха до пришествия Христа. Единственное, что может удерживать грех от восстановления своего правления, это то, что положило ему конец, — благодать Божья (ст. 14). Христиане по–прежнему искушаются старыми плотскими страстями, но сила Божьего Духа может не допустить того, чтобы они творили дела плоти (Гал. 5: 16–25).

В–третьих, верующим, единым со Христом, необходимо представить члены свои Богу в орудия праведности, а не греху в орудие нечестия. Это христианская война, и ее реальность помогает понять последствия упомянутой в Рим. 6: 2 смерти для греха. Смерть для греха не означает, что грех больше не имеет никакого отношения к жизни верующего. Освободившись из–под гнета греха, верующие должны сражаться с ним как с главным врагом. Избавившись от владычества греха, они должны теперь бороться с его соблазнами. Они имеют мир с Богом, но должны быть враждебны по отношению ко греху. В этой борьбе верующих призывают: «Укрепляйтесь Господам… облекитесь во всеоружие Божие», чтобы угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6: 10–17). Однако им следует остерегаться падения, которое непременно произойдет, если они возомнят, что стоят выше борьбы с искушением (1 Кор. 10: 12). Но этого не должно случиться, потому что Бог предусмотрел для них путь спасения (ст. 13).

Освящение христианина — это постоянное движение вперед. Волю Божью нельзя свести к фиксированному уровню достижений (Флп. 1: 27; ср. Еф. 4: 1). Причина в том, что Христос является образцом христианской жизни (Флп. 1: 21), и поведение верующих должно определяться тем, что они узнали о Нем (Еф. 4: 20). Он учит истине, которой они должны следовать, и, будучи Господом, являет в собственной жизни принципы любви, смирения и служения, по которым верующие должны жить (Флп. 2: 1–8). Пример Христа в страдании также достоин подражания (Флп. 2: 1–8); верующие призваны идти по «следам Его» (1 Петр. 2: 21–23).

Относиться к Христу как к образцу — значит понимать, что нет конца делу освящения. Можно испытывать чувство удовлетворения, но нельзя достичь полного совершенства; всегда останутся возможности для дальнейшего роста. Человек теперь может жить, угождая Богу, являя образец самой любви, но ему следует возрастать в этом (1 Фес. 4: 2, 9, 10, 12). Говоря языком 2 Петр. 1: 5–7, дети Божьи должны дополнить веру добродетелью, добродетель — рассудительностью, рассудительность — воздержанием, воздержание — терпением, терпение — благочестием, благочестие — братолюбием, а братолюбие — любовью. Основополагающей причиной возрастания, о котором мы читаем в этих текстах, является неисчерпаемая природа Божьей любви и ее призыв, а не власть греха, делающая верующих бессильными по–настоящему творить добро.

Кроме того, христианская любовь должна изобиловать знанием и рассудительностью, чтобы верующий во всем мог достигать превосходства и чистоты, а также исполняться плодами праведности (Флп. 1: 9). Такая рассудительность и проницательность приобретается не посредством сообразования с миром, а путем преображения ума. Только это позволяет верующему испытывать (223) и познавать Божью волю, благую, угодную и совершенную (Рим. 12: 2). Таким образом, освященная жизнь включает постоянное стремление узнавать, что угодно Богу в любых жизненных обстоятельствах (Еф. 5: 8, 9; 1 Фес. 4: 1). Это динамичный эталон, требующий постоянного совершенствования нравственной проницательности и новых достижений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.