Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На лексическом уровне






План-задание к практическому занятию №5

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

«Таможенное дело», 1 курс

Учебный год

Тема: Стилистическиенормы и типичные ошибки, связанные с нарушением этих норм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие функционального стиля речи.
  2. Типы функциональных стилей и их конститутивные признаки.
  3. Типичные случаи нарушения стилистических норм.

 

Практическое задание:

Информация для справки.

Стиль – это общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа.

Наиболее раннее, традиционное и самое широкое понимание стиля связано с различиями книжно-письменной и устно-разговорной речи. Понятия «письменный» и «устный» относятся к явлениям формы языкового общения, «книжный» и «разговорный» – к явлениям стиля.Вместе с тем единицы языка, преимущественно используемые в книжно-письменной сфере, обычно несут для говорящих на этом языке стилевую окраску, которая именуется книжной; тот же параллелизм наблюдается между средствами устной речи и разговорной. В связи с этим нередко говорят о книжном стиле и разговорном.

В современных представлениях о функционально-стилевой дифференциации функциональный стиль это исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения.

Схема функционально-стилевого анализа речи

1. Объективные стилеобразующие факторы применительно к данному тексту.

2. Языковая функция, доминирующая в данном тексте.

3. Доминантные стилеобразующие признаки речи:

а. лексические,

б. морфологические,

в. синтаксические.

4. Вывод о принадлежности текста к определенному функциональному стилю.

Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности

Сфера функционирования – наука.

Основная форма реализации – письменная.

Типичный вид речи – монолог.

Специфичные стилевые черты:

1) научная тематика;

2) точность (точное определение понятий);

3) стремление к абстрактности, обобщению;

4) логичность изложения;

5) объективность.

Ведущая функция – информативная.

К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:

на лексическом уровне

· использование специальной научной и терминологической лексики (Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные.

Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания (система, программа, конструкция, функция и т.д.). Межнаучные термины представляют собой наименования базовых понятий, общих для определенного комплекса наук (адаптация (биолог., пед.) робототехника (тех., мед.), охлаждение (хим., физ.)). Узкоспециальные термины именуют специфические для каждой отрасли знания, реалии, понятия, категории (иммуногенетика, микропроцессор, эргономика).);

· специальных лексических единиц, подчеркивающих отвлеченно- обобщенный характер речи (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый);

· отсутствие разговорных, просторечных и эмоционально-экспрессивных слов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.