Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции управления в таможенных органах.






Функция управления - это конкретный вид управленческой деятель­ности, для реализации которого требуются определенные операции (уп­равленческие работы).

Несмотря на наличие в системе таможенных органов различных под­ходов к классификации функций управления, их целесообразно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управле­ния, и специфические (функции управления конкретными видами опера­тивно-служебной деятельности таможенных органов).

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они уни­версальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Анализ - это методологический прием разложения явления, системы или процесса на составляющие части для их последующего исследования с научных позиций, синтезирования общего вывода, который и является базой для подготовки управленческого решения.

Прогнозирование - это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их про­шлом и нынешнем состоянии. Оно дает субъекту, принимающему реше­ние, информацию о будущем состоянии исследуемых объектов, как на­блюдаемых в настоящее время, так и ненаблюдаемых.

Планирование - это основная функция управления, посредством кото­рой вырабатываются организационные начала предстоящей деятельнос­ти. С помощью планирования определяют цели и направления движения системы, разрабатывают методы, с помощью которых этому движению придается темп, находят материальные источники, обеспечивающие это движение.

Ответственность за планирование возлагается, как правило, на первых руководителей таможенных органов и их подразделений.

Под организацией понимается общая функция управления, посредст­вом реализации которой и создаются условия, необходимые для успеш­ного проведения в жизнь принятых управленческих решений (планов). Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, уста­новлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в оп­ределении рациональных форм и методов их деятельности.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи путем координации, поддержания взаимодействия, мотивации и стимулирования должностных лиц и коллективов, а также операцион­ного руководства.

Управленческий учет - это процесс накопления, анализа, переработки и передачи информации о деятельности организации, используемый для планирования, руководства и контроля. Его предназначение - обеспечить информацией руководителей различных уровней внутриорганизационного управления, ответственных за достижение конкретных оперативно-служебных целей.

Контроль - это общая функция управления, включающая систему мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленчес­ких решений.

В таможенных органах применяются три основные метода контроля: наблюдение, обследование, эксперимент.

Контроль осуществляется в различных формах. К основным формам контроля относятся: проверка; рассмотрение отчетности; заслушивание устного доклада (на коллегии, совете, лично руководителю или на созы­ваемом им совещании); изучение и оценка поступающей к субъекту опе­ративной информации; изучение дел, отражающих состояние и динамику управленческой и таможенной деятельности, и др.

К специфическими функциями управления в таможенных органах относятся функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Функция управления таможенной деятельностью включает в себя управление: таможенным оформлением и таможенным контролем, пра­воохранительной деятельностью, экономической деятельностью, статис­тической деятельностью, а также деятельностью по научно-техническому развитию таможенного дела.

Функция управления финансово-экономической деятельностью вклю­чает в себя: управление финансовой деятельностью и управление бухгал­терской деятельностью.

Функция управления социальной деятельностью включает в себя: уп­равление кадровой, трудовой деятельностью и социальным обеспечени­ем, а также психолого-педагогической деятельностью.

Функция управления административно-хозяйственной деятель­ностью включает в себя: управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным стро­ительством; управление материально-техническим обеспечением.


20. Процессный подход к управлению в таможенных органах.

Важным компонентом управления является процесс управления.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управле­ния, направленная на достижение целей таможенных органов путем реа­лизации определенных функций с использованием соответствующих ме­тодов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в кото­ром выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономи­ческий, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления ре­ализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого ре­шения.

Цель управления - это представление руководителя о том, какой долж­на быть управляемая система, т. е. желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутрен­них и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управ­ления, сложившихся в определенное время и требующих соответствую­щих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разре­шение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определя­ет выработку решения.

Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической ре­ализацией найденного пути.

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляе­мой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организаци­онно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктиро­вание и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и чело­веко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательнос­ти операций по преобразованию информации в процессе управления (до­бывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача ин­формации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.