Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Положение о нештатных аварийно-спасательных формированиях






Содержание

 

 

Введение. 3

Основные понятия. 6

Положение о нештатных аварийно-спасательных формированиях. 8

I. Общие положения. 8

II. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований. 10

III. Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом 14

IV. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований техникой и имуществом 15

V. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований. 15

VI. Страхование и социальные гарантии личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований. 18

VII. Разработка штатных перечней и норм оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и учет формирований. 19

Приложение 1. Расчет создания территориальных нештатных
аварийно-спасательных формирований............................................................................... 24

Приложение 2. Расчет создания объектовых нештатных
аварийно-спасательных формирований............................................................................... 27

Приложение 3. Примерные типовые схемы организационно-штатной
структуры нештатных аварийно-спасательных формирований........................................ 29

Приложение 4. Нормы оснащения (табелизации) нештатных
аварийно-спасательных формирований специальной техникой и имуществом............. 78

Приложение 5. Формы учета нештатных аварийно-спасательных формирований........ 93

Организация и ведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ с участием нештатных
аварийно-спасательных формирований. 20

Действия руководителей и личного состава аварийно-спасательных
формирований по приведению формирований в готовность. 22

Приведение объектовых формирований в полную готовность. 23

Действия руководителей формирований при организации выполнения АСДНР. 24

Организация всестороннего обеспечения и взаимодействия
в ходе выполнения АСДНР. 26

Основные законодательные и иные нормативные правовые акты.. 33

 

Введение

 

Принимаемые в настоящее время меры по совершенствованию деятельности и системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации затрагивают многие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от угроз терроризма, ликви­дации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопас­ности людей на водных объектах.

Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» вносит изменения в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и другие.

Внесенные изменения расширяют сферу деятельности гражданской обороны. Теперь гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Понятие «гражданские организации гражданской обороны» заменено на «нештатные аварийно-спасательные формирования».

Гражданские организации гражданской обороны существовали в некоторой степени формально, а аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время на практике доказали свою действенность. Поэтому в законе к силам гражданской обороны отнесены аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, предназначенные для выполнения задач как ГО, так и для защиты от ЧС в мирное время.

Принимаемые меры соответствуют общей тенденции реформирования сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

унификация структур и деятельности формирований и подразделений сил ГО и РСЧС;

универсализация профессиональной подготовки их личного состава;

структурная интеграция формирований и подразделений с сохранением необходимой их специализации;

диверсификация деятельности сил ГО и РСЧС, направленная на выпол­нение спасательных функций как в военное, так и в мирное время;

повышение мобильности и управляемости нештатных аварийно-спаса­тельных формирований;

улучшение их материально-технического обеспечения нештатных ава­рийно-спасательных формирований;

усиление региональных и местных сил ГО и РСЧС.

Такие тенденции обусловлены объективной потребностью повышения оперативной готовности и экономической эффективности применения рас­сматриваемых сил и находят отражение в ряде принятых и разрабатываемых законодательных и иных нормативных правовых актов.

Так, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 июня 2003 года № Пр-1172 и поручения Правительства РФ от 27 июня 2003 года № МК-П4-7435 разработан проект федерального закона «О государственных спасательных силах». В нём государственные спасательные силы Российской Федерации определены как совокупность сил и средств, созданных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями и предназначенных для осуществления деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности, защите гражданского населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Мыслится, что государственные спасательные силы должны составлять основную часть сил РСЧС в мирное время и служить базой для развер­тывания аварийно-спасательных, в том числе нештатных, формирований — в военное.

В соответствии с проектом федерального закона формирования госу­дарственных спасательных сил комплектуются в таких сферах деятельности, как гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, оборона, природопользование и экологическая безопасность, промышленная деятель­ность, связанная с эксплуатацией потенциально опасных объектов, энерге­тика, транспорт, здравоохранение, космическая деятельность.

Главная цель реформирования государственных спасательных сил — создание системы функционально связанных между собой отдельных груп­пировок спасательных сил федеральных министерств, служб и агенств, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и орга­низаций для обеспечения эффективного выполнения задач предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования из своих работников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера и угрозы терроризма во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышлен­ного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воз­действия на потенциально опасные и иные объекты, демографическая ситуа­ция в стране, возможный призыв на военную службу многих профессио­нальных спасателей в случае объявления мобилизации.

В этих условиях совершенствование сил ГО и РСЧС должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.

В решении комплекса указанных задач важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям.

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, нештатные аварийно-спасательные формирования могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения ГО, а также по предотвращению или локализации ЧС на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно-спасательные работы еще до прибытия основных сил. Количество указанных нештатных аварийно-спасательных формирова­ний может быть меньше, чем было гражданских организаций ГО, но они должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобиль­ными и более функциональными.

При создании и обеспечении функционирования нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб в интересах гражданской обороны предполагается использовать накопленный опыт применения сил и средств РСЧС, а также опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки гражданских организаций гражданской обороны применительно к современным условиям и задачам нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил ГО и РСЧС.

При подготовке Методических рекомендаций наряду с законодатель­ными и иными нормативными правовыми актами, руководящими документами МЧС России использованы научные и методические разработки ВНИИ ГОЧС, Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, Ростехнадзора России, материалы территориальных органов МЧС России. Учтены предложения и рекомендации ученых и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, противодействия терроризму, а также практический опыт создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований, действующих на потенциально опасных предп­риятиях и объектах.

 

Основные понятия

 

Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — государственная организационно-право­вая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружаю­щей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложи­лась чрезвычайная ситуация;

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управ­ления, сил и средств: предназначенных для решения задач по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные фор­мирования;

Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначен­ная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой состав­ляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, обо­рудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необ­ходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установ­ленных законодательством Российской Федерации и гарантированных госу­дарством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возло­женными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликви­дации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;

Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техни­ческая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназ­наченные для проведения аварийно-спасательных работ;

Террористическая акция — непосредственное совершение преступ­ления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, силь­нодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь госу­дарственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средст­вами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.