Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения для самостоятельной работы. 1.Прочитайте Введение. Составьте тезисное изложение прочитанного.






1. Прочитайте Введение. Составьте тезисное изложение прочитанного.

2. Прочитайте вслух слова из предыдущих упражнений (1-2). Выпишите слова, обозначающие части тела и органы.

3. Напишите латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции. Прочитайте и переведите.

Нэрвус, макзилля, мандибуля, цэллюля, сангвис, капут, краниум, вэртэбра, букка, дэкстэр, лярингс, корпус, гингива, кариес, субстанция, торакс, церебрум, хомо, казус, апэкс, радикс, аля, регио, мускулус, увуля.

 

4. Определите этимологию следующих слов, используя материалы Приложения.

Солидный, капитальный, эксперимент, фруктовый, пролиферация, агония, пассивный, телефон, протекция, рациональный, артериальный, латеральный, радикальный, ригидный, социальный, сфера, камера, мобильный.

5. Прокомментируйте письменно данный афоризм:

Qui scribit – bis legit Кто пишет – дважды читает.
МОРФОЛОГИЯ

Морфология (греч. morphe форма + logos учение) изучает структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений; морфология – это также учение о частях речи и присущих им способах образования. Объектом рассмотрения в морфологии являются отдельные слова, имеющие грамматическое значение, которое выступает как добавочное к лексическому и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании, отношение к действительности и времени и пр.). Граматические значения выражаются в основном формой слова. Существуют различные способы образования форм слов от носителя лексического значения слова, которым является его основа. Это:

синтаксический способ, т.е. выражение значений в самом слове. Сюда входят:

-аффиксация (образование форм слова с помощью окончаний, приставок, формообразующих суффиксов), например: cancer praecancrosus предраковый, где prae приставка, cancr основа, -os суффикс и us окончание прилагательного мужского рода;

-супплетивизм (формы одного и того же слова, образованные от разных корней и основ), например: bonus хороший – optimus лучший (значения степени сравнения);

аналитический способ (выражение значений вне слова), например, subtilis мелкий – subtilissimus более мелкий (значения степени сравнения);

смешанный способ (синтаксический и аналитический), например: aqua vitalis живая вода – aqua vitae вода жизни. В первом случае связь слов осуществляется способом согласования прилагательного с существительным в соответствующих грамматических категориях; во втором – существительные связаны путем несогласованного определения, в качестве которого выступает существительное (жизнь) в родительном падеже единственного числа.

Под термином «грамматические категории» понимается совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, категория рода выявляется тем, что слова распределяются по мужскому, женскому и среднему родам, категория числа включает единственное и множественные числа. У глаголов – это времена, наклонения и т.д.

Частями речи называются основные лексико-грамматические разряды (классы), по которым распределяются слова языка:

-существительные обозначают вещества, предметы, явления, состояния. Словообразование существительных происходит неморфологическим способом (например, переход из одной части речи в другую) и морфологическими способами: суффиксации, префиксации, префиксо-суффиксальным, словосложением (например, название некоторых растений, болезненных состояний и пр.) аббревиацией (например, в названиях лекарственных препаратов);

-прилагательные обозначают качества, свойственные этим веществам, предметам и пр. с помощью их происходит процесс познания смысла существительного, которое они определяют. Производные прилагательные образуются от имен существительных, числительных, а также глаголов морфологическими способами: суффиксации, префиксации, префиксально-суффиксальным, словосложением. Если существительное заключает в себе целый ряд свойств, то прилагательное обозначает только одно свойство. Это свойство может стать основой для перехода в разряд существительных (это явление называется субстантивацией), например, acidus кислый, растворенный в уксусе, едкий. Качество едкости легло в основу перехода в разряд существительных, обозначающих кислое вещество – кислоту. В разряд существительных может перейти и некоторые глагольные формы, например, extractum экстракт от extrahere извлекать;

-числительные, обозначающие отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счете. Они сочетаются в качестве количественного определителя с именами существительными. Порядковые числительные обозначают порядок следования предметов при их счете, поэтому согласуются с существительными как и прилагательные;

-местоимения, включающие слова, которые указывают на предметы, признаки, количества или порядок по счету, но не называют их;

-глагол – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий времени, наклонения, лица, залога. Глагол имеет формообразующие основы, используемые для образования глагольных форм, причастий и существительных;

-причастие – особая форма глагола, которая обозначает действие и представляет его как признак предмета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.