Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст: In villa






opulentus, a um – богатый cella, ae f – комната

multi, ae, a – многие maneo 2 – оставаться

laboro 1 – работать aeger, a, um – больной

domĭ nus, i m - хозяин, господин medĭ cus, i m – врач

severus, a, um – строгий, суровый curo 1 – лечить

vitupĕ ro 1 – ругать doctus, a, um – ученый

eius – его ago 3 gratias, ae f – благодарить

suus, a, um – свой praemium, i m – награда

et – и

In villa opulenti viri Romani multi servi laborant. Domĭ ni multi severi sunt, servos saepe vitupĕ rant. Servi domĭ nos severos non amant, sed timent. Domĭ nos bonos servi laudant et amant.

Etiam Marcus Tullius Cicĕ ro multos servos habet. Tiro servus eius est. Tiro domĭ num suum et Marcum, domĭ ni filium, valde amat.

- Ubi Tiro est? – Marcus rogat.

Et pater:

- Tiro in cella sua manet, – inquit, – nam aeger est.

Cicĕ ro medĭ cos vocat et rogat:

- O viri boni! Servum meum curate*! Tiro vir bonus, doctus et amicus meus est.

Medĭ ci servum aegrum curant. Cicĕ ro medĭ cis gratias agit et praemium magnum dat.

* Примечание: curate! (вы)лечите!

 

Упражнения

I. Прочтите и переведите текст (при необходимости дополните словарь к тексту).

II. Ответьте на вопросы на латинском языке.

1. Почему рабы не любят строгих хозяев?

2. Почему Тирон остается в своей комнате?

3. Кого зовет Цицерон?

4. Что говорит Цицерон врачам?

5. Кому Цицерон дает награду?

III. Переведите на латинский язык.

1. Где Тирон? – спрашивает Марк.

2. Тирон (остается) в своей комнате, говорит, что болен.

3. О добрые (хорошие) люди!

IV. Выучите реплики персонажей текста и расскажите в лицах.

V. Перескажите текст.

VI. Переведите предложения и назовите грамматическую форму каждого слова предложения.

1. Patriam amare et defendĕ re debemus.

2. Bonam filiam habet.

VII. Просклоняйте письменно. Скажите, к какому типу прилагательных относятся данные слова.

1. fortis, e сильный; socialis, e общественный;

2. difficĭ lis, e трудный; immortalis, e бессмертный.

VIII. Переведите письменно. Назовите часть речи и грамматическую форму каждого слова предложения.

1. Мы любим свою Родину.

2. Врачи лечат больного раба.

3. Тирон остается в своей комнате.

4. Цицерон дает большую премию врачам.

5. Врачи благодарят богатого хозяина.

IX. Переведите письменно (см. слова к тексту 2 на с. 45).

1. Кто знаменитые римские поэты?

2. У мальчика красивая книга, он показывает книгу другу.

 

3. Мама читает дочери сказку.

4. Где расположен город Рим?

5. Мы часто беседуем о философии.

 

Урок 10.

Третье смешанное склонение.

Времена системы инфекта:

Imperfectum indicativi и futurum primum.

Imperativus. Глагол-связка sum.

Текст: Pueri Romani. Упражнения.

Повторение: Sententiae






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.