Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоуважение и удовлетворенность жизнью






Мужчины молчат о своих тайнах, делая вид,

что их нет. Мнительные, они стесняются своих

страхов... Они вообще куда более стес­нительны,

чем женщины, которые угощают друг

друга тайнами, как пастилой и печень­ем...

Мужчины по своей природе заики,

кото­рые с трудом учатся говорить.

Виктор Ерофеев

Мужская телесность вывела нас на более высокие, инте-гративные личностные черты — образ «Я», самоуважение

и удовлетворенность жизнью. Эти черты наиболее индиви­дуальны, а их критерии наиболее культурно специфичны, по­этому широкие обобщения в этой сфере трудны и проблема­тичны.

Самоуважение как обобщенная самооценка личности и как целостное отношение к себе стало популярным сюже­том западной психологии в середине 1960-х годов; я познако­мил советских читателей с соответствующими исследовани­ями в книгах «Открытие Я» (1978) и «В поисках себя» (1984). Но понятие «самоуважение» чрезвычайно много­значно, подразумевая и удовлетворенность собой, и приня­тие себя, и чувство собственного достоинства, и положи­тельное отношение к себе, и согласованность своего налич­ного и идеального «Я».

Ранние психологические тесты и шкалы самоуважения Морриса Розенберга (1965) и Стэнли Куперсмита (1967) измеряют, прежде всего, более или менее устойчивую сте­пень положительности отношения индивида к себе. По Куперсмиту, самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает се­бя способным, значительным, преуспевающим и достойным, «это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе». В зависимости от того, идет ли речь о це­лостной самооценке себя как личности или о каких-либо от­дельных социальных ролях и свойствах, различают общее (глобальное) и частное (например, учебное или профессио­нальное) самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательны­ми эмоциями, мотив самоуважения — это «личная потреб­ность максимизировать переживание положительных и ми­нимизировать переживание отрицательных установок по от­ношению к себе» (Kaplan, 1980).

На этой теоретической основе было выполнено мно­жество исследований, в том числе посвященных ген­дерным аспектам самосознания. Однако эти исследова­ния имели два ограничения. Во-первых, почти все они посвящены детям и подросткам, оставляя в тени дру­гие фазы жизненного пути. Во-вторых, они недоста-

точно строго разграничивали когнитивные (представ­ления о себе и своих качествах) и эмоциональные (от­ношение к себе) аспекты образа «Я»*.

Что касается тендерных особенностей, то в конце 1970-х было установлено, что у девочек самоуважение ниже, чем у мальчиков, и с возрастом эта разница увеличивается. Такое открытие вызвало большую тревогу у американских учите­лей и родителей. Судя по новейшим данным, уровень само­уважения, уверенности в себе, социальных притязаний и ве­ры в собственный успех у мальчиков во всех возрастах и сре­дах действительно выше, чем у девочек. В какой-то мере это верно и для взрослых мужчин и женщин. Метаанализ психо­логической литературы 1958—1992 гг. и нормативных дан­ных самых авторитетных личностных опросников 1940— 1992 гг. показал, что мужчины выглядят более напористыми и имеют немного более высокий уровень самоуважения, чем женщины, а женщины превосходят мужчин по экстравер­сии, тревожности, доверчивости и, особенно, мягкости хара­ктера. Существенных тендерных различий в социальной тре­вожности, импульсивности, активности, идеях, локусе конт­роля и организованности выявлено не было (Feingold, 1994).

Склонность мужчин к более высокому самоуважению подтверждена и недавними метаанализами (Kling et al., 1999; Major et al., 1999), обобщившими результаты свыше 200 отдельных исследований тендерных различий в глобаль­ном самоуважении. В одном исследовании компьютеризиро­ванный литературный поиск, охвативший 97 121 респонден­та от 7 до 60 лет, нашел между мужчинами и женщинами 216 различий, с небольшим общим преимуществом у мужчин (значительный эффект появляется в юношеском возрасте,

* Укоренившийся в нашей психологии термин «Я-концепция» (см.: Берне, 1986) кажется мне не особенно удачным. Его английский прообраз «Self-concept» означает всего лишь «понятие о себе» или «понятие самости». Слово «концепция» в русском языке подразуме­вает более высокий уровень последовательности и системности, чем это свойственно описываемому явлению. Существенную трудность для русскоязычной литературы представляет и соотношение таких понятий, как «самость», «Я» и «идентичность» (см.: Кон, 1981). Здесь я этих вопросов касаться не буду.

15—18 лет). В другом исследовании, обобщившем три репре­зентативные выборки Национального центра педагогиче­ской статистики (48 000 молодых американцев от 13 до 32 лет), мужчины имели более высокие показатели по глобаль­ному самоуважению, но разница небольшая (максимальная у восьмиклассников, но уже в десятом — двенадцатом клас­сах она уменьшается). Отсюда вытекает, что преимущество мужчин невелико, величина различий варьирует на разных стадиях жизненного пути и зависит от характера оценивае­мых черт. В недавнем метаанализе коммуникативных черт (Sahlstein, Allen, 2002) мужчины обнаружили более высокое самоуважение в оценке своих социальных и физических черт, но уступили женщинам по ряду других показателей.

Насколько стабильны индивидуальные показатели само­уважения на протяжении жизненного пути? Метаанализ 50 опубликованных статей, с общим числом испытуемых 29 817 человек от 6 до 83 лет, и четырех больших национальных ис­следований (число испытуемых 74 381 человек) (Trzesniewski et al., 2003) показал, что в целом самоуважение — достаточно устойчивая личностная черта. Наименее стабильное самоува­жение характерно для детей, в переходном возрасте и в моло­дости оно становится более устойчивым, а в середине жизни и в старости снова менее стабильным.

Одна из первых попыток оценить устойчивость гендер-ных особенностей мужского и женского самоуважения — Интернет-опрос 326 641 американских мужчин и женщин от 9 до 90 лет (Robins et al., 2002). В целом, траектория само­уважения мужчин и женщин, независимо от их этнической принадлежности и социально-экономического положения, оказалась сходной: высокое самоуважение в детстве, резкое снижение в переходном возрасте, постепенный подъем в те­чение взрослости и заметное снижение в старости.

Как и в предыдущих исследованиях, обнаружились инте­ресные половозрастные различия. У 9—12-летних мальчиков и девочек уровень самоуважения практически одинаков (то же показал метаанализ, см.: Major et al., 1999). В пубертат­ном возрасте (13—17 лет) уровень общего самоуважения резко снижается, у девочек — вдвое больше, чем у мальчиков.

Психологи связывают это с тем, что девочки тяжелее пере­живают сдвиги, связанные с изменением своего телесного облика в период полового созревания (Rosenberg, 1986). У взрослых самоуважение постепенно повышается, но у мужчин оно выше, чем у женщин. Разница между ними сильно уменьшается к 70 годам, после чего самоуважение снова быстро снижается, причем на этот раз мужчины впер­вые уступают женщинам.

Однако Интернет-опрос не может заменить лонгитюд-ных исследований, тем более что эмпирические индикаторы разных исследователей не совпадают. В грубых социологиче­ских измерениях индикаторы самоуважения трудно отде­лить от показателей субъективного благополучия. В рамках международного проекта по изучению ценностей (опрошено 146 000 взрослых респондентов из 65 стран) уровень субъе­ктивного благополучия (СБ) (subjective well-being, сокра­щенно SWB) более молодых, до 45 лет, женщин оказался да­же несколько выше мужского: очень счастливыми считают себя 24% мужчин и 28% женщин, а в старости картина меня­ется: очень счастливыми признают себя 25% мужчин и толь­ко 20% женщин (Inglehart, 2002). Роналд Инглехарт объяс­няет это характерной для индивидуалистических западных обществ социальной недооценкой роли пожилых женщин. Но, хотя самоуважение и СБ не одно и то же, эти показатели близки друг к другу. Метаанализ 300 исследований гендер-ных различий в удовлетворенности жизнью, в счастье, само­уважении, одиночестве и в оценке своего здоровья (Pinquart, S0rensen, 2001) обнаружил, что, хотя старшие женщины по всем этим параметрам существенно уступают своим ровес­никам-мужчинам, в целом тендерные различия объясняют меньше 1% всех вариаций в СБ и образе «Я».

Может быть, разница в степени самоуважения и субъек­тивного благополучия мужчин и женщин вообще зависит не столько от их психологических особенностей, сколько от со­циально-экономических факторов? Метаанализ 446 выбо­рок с общим числом респондентов 312 940 (Twenge, Campbell, 2002) показал, что люди с более высоким социаль­но-экономическим статусом (СЭС) (а в этом отношении

мужчины, как правило, стоят выше женщин) обладают и бо­лее высоким самоуважением. Этот эффект незначителен у маленьких детей, которые могут не знать своего СЭС, но существенно усиливается в молодости вплоть до средних лет и снова уменьшается после 60 лет. Так что интерпретировать эти данные нужно осторожно. Тем более что они связаны не только с экономикой, но и с культурным символизмом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.