Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужское и/или женское






Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна вещь, которой природа боится да­же больше, чем пустоты. Это — логическая дихо­томия. Тем не менее, когда люди говорят и пыта­ются думать, они автоматически мыслят такими дихотомиями, как горячее и холодное, день и ночь, черное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад и особенно — врожденное и выученное, или наследственность и среда.

Гарри Харлоу и Клара Мире

Вопрос, чем и насколько мужчины отличаются от жен­щин, всегда волновал людей. Любая древняя мифология вра­щается вокруг идеи противоположности и одновременно — единства, взаимопроникновения мужского и женского на­чал, причем мужчина чаще изображается носителем актив­ного, социально-творческого начала, а женщина — как пас­сивно-природная сила.

Например, в древнекитайской мифологии женское нача­ло «Инь» и мужское «ян» трактуются как полярные косми­ческие силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», кото­рое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» — свет, сухость, твердость, активность и т. д. Соединение муж­чины с женщиной напоминает космический брак Неба с Зе­млей во время грозы. В большинстве мифологий луна, земля и вода трактуются как женское начало, а солнце, огонь и те­пло — как мужское и т. д.

Противопоставление мужского и женского — одна из длинной серии так называемых бинарных (парных) оппози­ций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье — несчастье, жизнь — смерть, чет — нечет, правое — левое, верх — низ, не­бо — земля, день — ночь, солнце — луна, светлое — темное, огонь — влага, земля — вода, свое — чужое, старшее — млад­шее и др. О символическом значении «правого» и «левого», напоминающем о билатеральности, асимметрии мозга, суще­ствует огромная специальная литература, начиная с класси­ческого очерка Р. Гертца и кончая трудами К. Леви-Стросса, Р. Нидхэма (Needham, 1973), Вяч. Вс. Иванова (Иванов, 1978) и В. Н. Топорова. Наиболее общие, типичные пары оп­позиций, сопутствующих латеральному символизму, приво­дятся в таблице.

Свойства, ассоциирующиеся с латеральным символизмом

Источник: Needham R. Right and Left. Chicago, 1973.

Однако наряду с принципом противоположности муж­ского и женского в мифологическом сознании широко пред­ставлена идея андрогинии, двуполости, совмещения мужско­го и женского начал в одном лице. Двуполыми были многие божества. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты — Гермафродит, в древнеиндийском — Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском — Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собст­венный рот»). Андрогинные божества нередко изобража­лись с двойным набором половых признаков (Шива в Ин­дии, бородатая Афродита). Во многих мифологиях двуполы­ми считались предки первых людей, этим подчеркивались их единство и цельность.

Согласно древнекитайской мифологии, всякое человече­ское тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше «Инь», а в мужчине — «ян». На разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. Необходимость гармонического сочетания муж­ского и женского начал в одном лице отстаивает тантризм.

Каково бы ни было их происхождение, бинарные оппози­ции оказывают огромное воздействие на все наши логиче­ские операции, связанные с классификацией и категориза­цией явлений.

Согласно психолингвистической теории Элизабет Рош (Rosch, 1977), существует два принципиально разных типа категоризации. В первом случае фиксируется качественное различие явлений в форме максимально ясных, внутренне последовательных прототипов, предельных случаев, выра­жающих сущность данного явления, очищенного от всяких непоследовательностей, противоречий и т. п. Во втором слу­чае устанавливаются количественные градации, объекты различаются по степени выраженности, типичности, харак­терности для них того или иного качества.

Категоризация начинается с того, что понятия и обозна­чаемые ими явления представляются взаимоисключающи­ми, дискретными: «добро или зло», «день или ночь», «муж­ское или женское». В дальнейшем жесткая дихотомизация становится недостаточной и бинарная оппозиция приобрета-

ет характер континуума, где крайние случаи постепенно пе­реходят друг в друга, превращаясь из стереотипов, под кото­рые явления подгоняются механически, в прототипы («иде­ально черное тело», «идеальная женщина»), которые в чис­том виде никогда не встречаются, но позволяют классифицировать свойства явлений по какому-то опреде­ленному признаку. А когда выясняется, что любой объект можно категоризировать не по одному, а по множеству раз­ных континуумов, мир из плоскостного и черно-белого ста­новится многомерным, объемным и многоцветным.

Применительно к нашей теме это значит, что «мужское» и «женское» сначала выглядят абсолютными противополож­ностями, затем превращаются в полюсы континуума «муже-женственности» (на современном научном языке — «маску-линности/фемининности») и, наконец, становятся автоном­ными свойствами, формирование или проявление которых зависит от целого ряда обстоятельств и условий, из данной категоризации не вытекающих.

Очень важно также иметь в виду, что все бинарные оппо­зиции содержат в себе момент оценки, последовательно рас­пределяясь на положительные и отрицательные. Чарлз Осгуд (Osgood, 1979), изучивший под этим углом зрения носи­телей 12 разных языков, нашел, что человеческое сознание отличается не просто биполярностью (значения слов диффе­ренцируются в терминах полярных оппозиций), но и тем, что один из полюсов оценивается как положительный, а дру­гой — как отрицательный, причем положительные характе­ристики соединяются с положительными, а отрицатель­ные — с отрицательными.

Это относится и к понятиям мужского и женского (Валенцова, 2004).

Метафоры мужского и женского у разных народов разли­чаются как по степени своей разработанности и значимости, так и по содержанию. Например, в русских летописях важ­нейшие мужские и женские свойства поляризованы, но при этом все мужское оценивается положительно (Маслова, 2001). «Мужской ум» — сильный, логичный. Слово «муже-умъный» стоит в одном ряду с терпеливостью, храбростью,

непобедимостью. Напротив, женский ум — нелогичен, слаб. Наделение женщины мужскими чертами возвышает ее, а мужчину женские черты унижают. Если женщина обладает «мужским сердцем», это хорошо, тогда как мужчина с жен­ским сердцем — слабак, трус. Трусливые воеводы именуются «скопцами с женским сердцем». Короче говоря, все хорошее в женщине происходит от мужчины, а все плохое в мужчине происходит от женщины.

Это накладывает отпечаток не только на мифологию и обыденное, повседневное сознание, но и на науку. Понятие мужественности (маскулинности) является не только и не столько описательным (дескриптивным), подразумевая сово­купность черт, предположительно отличающих мужчин от женщин, сколько предписательно-нормативным, подразуме­вая систему представлений о том, каким должен быть «насто­ящий мужчина». Эти канонические предписания во многом определяют и наше восприятие фактов: мы воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и группируем явления в соответствии с их культурным значением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.