Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брахма-грантхи






Первый узел размещается в первой чакре, муладхаре. Хотя в «Джабала-упаниша-де» и «Йогашикха-упанишаде» указывается именно это положение, некоторые тантрические тексты помещают брахма-грантхи в пупочную область, так как это узел сансары, мира «имен и форм» (нама-рупа). Этот мир представляет собой первое препятствие на пути развития духовного аспекта индивидуального «Я», или живы. В этом узле находится агни-тат-тва (элемент огня) — продукт субкатегории под названием рупа-танматра. Брахма-грантхи становится первой преградой для поднимающейся кундали-ни и преграждает ей путь к высшим центрам. Брахма является творцом мира имен и форм — именно поэтому этот узел носит название узла Брахмы.

Мир имен и форм проникает в человека через посредство пяти органов чувств (глаз, ушей, носа, языка и кожи), которые на языке Тантры именуются «пятью окнами». Этот мир занимает обширную долю человеческого сознания, вызывает стремления и желания и загоняет разум в ловушку. Развязывание этого узла освобождает человека от оков привязанностей; до тех пор, пока практикующий не развяжет его, он не сможет добиться эффективной медитации. Брахма-грантхи создает беспокойство и мешает разуму

 

 

зывают «дважды рожденным». Семья принявшего саннъясу человека обычно проводила традиционные погребальные обряды. Это позволяло ученику освободиться от глубинных привязанностей генетического кода. Посвящение, которое проходил при этом новообращенный, также помогало ему развязать вишнугрантхи.

Рудра-грантхи

Размещается в области «третьего глаза». Развязав этот узел, практикующий утверждается в оболочке блаженства. После того как он расстался с миром имен и форм, ему необходимо уничтожить последние препятствия, преграждающие кундалини путь к сома-чакре. Когда кун-далини пронзает вишуддха-чакру и достигает аджня-чакры, практикующий — который уже является настоящим йогом — становится таттватитой, т: о есть покидает сферу влияния пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и акаши. Из таттв возникает весь мир имен и форм —в них он и растворяется. Именно тагптвы непрестанно изменяют химический состав физического тела и вызывают эмоциональные колебания индивидуального «Я» и его привязанности. Пройдя пятую чакру, кундалини перемещается к шестой, где таттвы сливаются со своим источником — махатом, или маха-таттвой. Здесь пересекаются ида-нади и пингала-нади, исчезающие затем в левой и правой ноздрях соответственно. Будучи лунным и солнечным каналами, ида и питала подвластны времени. Когда кундалини поднимается выше этого сплетения в аджня-чакре, скованное временем сознание исчезает и йог переходит в бесконечность. Этот узел расплетается, после чего йог может переместить свою восходящую энергию в сомачакру.

 

 

достичь сосредоточенности на одном (экагра). Запечатывание «пяти окон» благодаря постоянной практике пратъяха-ры (отключения органов чувств по собственной воле) позволяет человеку обрести власть над своим разумом. Когда химические процессы в организме очищаются благодаря практике нади-шодханы, у человека появляется дополнительная энергия, позволяющая развязать этот грантхи. Однако для достижения такого результата необходимо следовать пяти ямам и пяти ниямам («ограничениям») и освоить устойчивые асаны («позы»), в которых практикующий может оставаться в течение долгого времени.

Когда практикующий достигает мастерства в нади-шодхане и пратъяхаре, он может приступать к медитациям на чакрах. Начиная работу с первой чакры, он должен упражняться в визуализации и мысленно восстанавливать рисунок соответствующей чакры. Всем этим следует заниматься в надлежащих естественных условиях и под руководством опытного, прошедшего должное посвящение гуру, близость которого вызывает в разуме ученика спокойствие и безмятежность. Умение доверять гуру и милости Кунда-лини-Дэви способно творить чудеса и помогает развязать этот узел. После того как кундалини минует его и надлежащим образом развязывает узел Брахмы, практикующий становится уравновешенным, и никакие образы мира имен и форм уже не способны прервать его медитацию.

Вишну-грантхи

Находится в районе анахата-чакры (сердечной чакры) и представляет собой второе препятствие на пути кундалини. Этот узел порождает каруну («сочувствие»), привязанность к космическому Добру и острое желание помочь страдающему человечеству. Такая привязанность приковывает человека к духовным организациям и обществам. Вишну является Богом-Хранителем, а вишну-грантхи— тем узлом, который вызывает стремление сохранять древние знания, традиции, установления и духовные институты. Подобное желание укрепляется и воодушевляется самой сердечной чакрой — чакрой преданности, веры и любви. Однако узами становятся даже верность духовным знаниям и уважение к духовным орденам. Только подлинные различение, знание и вера способны развязать узел Вишну и осознать кроющуюся за вселенной цель — часть божественного плана. Это осознание выводит человека за рамки стремления к сбережению. Человек способен освободиться от оков традиций, глубоко укоренившихся в самом генетическом коде ученика. Йога позволяет возвыситься даже над генетическим кодом и достичь полной свободы (сватан-тръя). Развязав узел Брахмы, человек покидает сферу привязанности к миру имен и форм, но после того, как развязанным оказывается узел Вишну, человек избавляется от привязанностей, вызванных эмоциональными связями с традициями и теми обязанностями, которые проявляются как преданность тому или иному сообществу. Отдельная личность растворяется, а преобладающее положение занимает Божья воля. Человек уже не ощущает ответственности по отношению к явлениям мира имен и форм, так как полностью постигает его иллюзорную природу. Он начинает осознавать лилу (божественную игру) и исполняет в ней свою роль, не оставляя при этом зерен карм, которые могли бы вновь вовлечь его в мир майи. Такой человек слышит анахата-наду (космический звук) и шрути (космическую речь). Услышав шрути, йоги передают их миру в форме мантр; собранные воедино, шрути когда-то составили тексты Вед.

Как говорилось выше, вишну-грантхи довольно трудно развязать, так как этот узел связан с генетическим кодом. Это стало одной из причин того, что в Индии возник институт аскетизма под названием саннъяса. Вступая в этот орден, человек гибнет в общественном смысле; в духовной общине для него начинается совершенно иная жизнь, и потому его.

В тантрических текстах говорится, что, достигнув уровня аджня-чакры, йог обретает способность отчетливо видеть прошлое, настоящее и будущее — он становится трикаладаршином (три: «три»; кала: время; дарши: «видящий»), или трикаладжней («познавшим три времени»: прошлое, настоящее и будущее), то есть ясновидящим. Он может отчетливо увидеть, что происходит в любом месте, в любое время; кроме того, он способен переноситься куда и когда угодно — пространство и время уже не являются для него преградами. Однако именно после этого препятствием становится сам руд-ра-грантхи, так как йог может затеряться в силе своей интуиции, в своих сиддхи и чудесных умениях. Если йог не уделяет особого внимания таким видениям и преодолевает привязанность к сиддхи, он может продвинуться еще дальше и превзойти три гуны, то есть стать гунатитой («преодолевшим свойства, или качества»), утвердиться в вечном блаженстве, полном Единении и недвойственном сознании.

Подводя итоги, можно сказать, что брахма-грантхи связан с физическим телом и миром названий и форм, вишну-грантхи — с астральным телом и миром эмоций, а рудра-грантхи — с причинным телом и миром мышления, представлений, видений и интуитивных прозрений.

В процессе работы с этими узлами йоги слышат десять типов звучания, помогающие им достичь состояния глубокой медитации:

1. Птичий щебет.

2. Пение сверчков.

3. Колокольный звон.

4. Шум раковины.

5. Звучание вины (индийской лютни).

6. Бой мриданга (бочкообразного бара-

бана).

7. Звучание флейты.

8. Бой пакхаваджа (род барабана).

9. Звук трубы.

10. Львиный рык.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.