Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2.






 

ЛЮБИТЬ КРИШНУ КАК СВОЕГО РЕБЕНКА

СМЕРТЬ РЕБЕНКА

 

«Ты вечен. Поэтому решение заключается в том, что ты направляешь свою любовь на Кришну. Ты хочешь любить кого-нибудь как совершенного ребенка, тогда сделай Кришну своим ребенком… Любить Кришну как своего ребенка, а не просто любить воплощенное живое существо как своего ребенка. Почему бы не любить Кришну как своего ребенка? Почему бы не любить Кришну как своего друга?»

Шрила Прабхупад

 

Вы должны понять, что ваш ребенок – это не ваш ребенок. В материальном мире это так. Это как поток, где вы – как две соломинки, которые столкнулись вместе. Они плывут вместе вниз по течению, 4 или 5 соломинок слиплись вместе и плывут, а затем наталкиваются на камень и разлетаются каждая в своем направлении. Такова материальная жизнь. И мы направляем нашу любовь на того, с кем мы соприкасаемся, пока плывем в потоке жизни. Мы плывем и другие люди тоже плывут вместе с нами и иногда мы сходимся вместе и ставимся привязанными друг к другу, но затем мы ударяемся о скалы и разделяемся и плывем разными путями. Случается смерть или что-нибудь еще и другая личность уходит своим путем, а ты идешь своим путем и мы скорбим, потому что мы привязались к этому человеку. Итак, решение проблем жизни означает решении этой проблемы. Короче говоря, если вы решите эту проблему – вы решите проблему жизни. Буддисты говорят, что решение этой проблемы – не привязываться ни к кому и ни к чему никогда, вы избавляетесь от всех этих желаний и прекращаете существование. Вы аннулируете себя – вы умираете. Но, в действительности, душе нужно кого-то любить. Вы нуждаетесь в ком-то, чтобы любить и вы не можете прекратить существование. Вы вечны. Итак, решение заключается в том, что вы направляете свою любовь на Кришну. Если вы хотите любить кого-нибудь, если вы хотите совершенного ребенка, тогда сделайте Кришну своим ребенком. Любить Кришну как своего ребенка, а не просто любить воплощенное живое существо как своего ребенка. Почему бы не любить Кришну как своего ребенка? Почему бы не любить Кришну как своего друга? В этом случае вы следуете по стопам Яшоды и Нанды Махараджи. Они, например, любят Кришну как своего ребенка. И эти взаимоотношения вечны, поскольку они не основываются на временной материальной ситуации. Вы не будете испытывать ту боль, которую вы испытываете сейчас. Та боль, которую вы испытываете сейчас -–ее испытывают все. Прямо здесь, прямо сейчас, в Аукленде умирают чьи-то дети или умирает чья-то мать и дети страдают. Либо ребенок чувствует огромную печаль, потому что уходит мать, либо мать чувствует огромную печаль, потому, что уходит ребенок или муж страдает, потому, что его жена умирает или ребенок страдает, потому, что умирает его собака и так далее. Все страдают. Это общая для всех вещь, поэтому, во времена огромного страдания все ощущают связь друг с другом, потому, что все понимают, что этот человек ощущает. Если люди видят кого-то, чья жена только что умерла, то они чувствуют большую печаль. Они понимают. Они чувствуют сострадание, потому, что у них тоже был подобный опыт, с тем, к кому были привязаны они, кого они любили. Итак, у вас был этот опыт и у всех остальных был такой же мучительный опыт и пока вы не направите свою любовь на Кришну, вы будете переживать это снова и снова, пока вы не поймете, что вы будете счастливы только если направите свою любовь на Кришну. Материальный мир создан, чтобы научить вас этому. Поэтому вы должны пройти через этот опыт. Не позволяйте ему пропасть напрасно. Не забывайте об этом. Не забывайте о страдании, которое вы пережили. Не пытайтесь утешиться словами: «О, может быть мы заведем еще ребенка и будем радоваться ему и забудем об этом. Это просто прошедшее событие. Давай оставим это». Нет, не надо. Переживите, насколько это действительно большое разочарование. Насколько это ужасная для нас ситуация, и кто знает, насколько ужасно и болезненно это было для ребенка. Какая это опасная ситуация для живого существа.

Поэтому вы не должны давать ей пропасть напрасно. Другими словами, если вы хотите сделать так, чтобы жизнь этой личности действительно не была напрасной, чтобы она была успешной, извлеките из этого урок и будьте решительны в любви к Кришне. Мы не должны заводить ребенка, чтобы наслаждаться им, мы должны заводить его, чтобы дать ему возможность освободиться от колеса рождения и смерти, где так сильно страдают от привязанности и последующего разрыва. Но если вы сами не подходящие родители в этом смысле, тогда что хорошего вы можете дать тому, кто находиться под вашей опекой. Как будто, вы пытаетесь играть роль духовного учителя, не освободившись от привязанности к этому миру и не привязавшись к Кришне, и вы хотите учеников, чтобы наслаждаться ими. Это очень греховно. Как сказано в Ведах, нельзя становиться матерью, нельзя становиться отцом, нельзя становиться духовным учителем, нельзя становиться другом, пока вы не можете освободить тех, кто находиться под вашей заботой, от колеса рождения и смерти. Сейчас вы не можете освободить своего ребенка от колеса рождения и смерти, если вы привязаны к нему. Вы сможете освободить его только если ваша любовь и привязанность будет направлена на Кришну. Это будет настоящая забота о вашем ребенке, его счастье, тогда вы помогаете вашему ребенку привязаться к Кришне. Если вы любите Кришну, тогда вы будете ощущать, насколько сильно вы Его любите и поэтому вы будете ощущать, насколько реален Кришна, тогда ваш ребенок тоже будет ощущать, насколько сильно он может направить свою любовь на Кришну. Но, если у вас самих нет достаточной веры в существование Кришны, что вы можете любить Его, что Он примет ваш подарок, поэтому вы можете предлагать его с верой, что Он принимает его, тогда ваш ребенок тоже не сможет этого ощущать. Он не будет обладать такой верой и поэтому не сможет начать любить Кришну. Поэтому, если вы хотите быть родителями, сперва вы должны стать преданными Кришны, иначе все будет бесполезно. Вы пытаетесь быть духовным учителем, прежде чем стали преданным. Сначала вам нужно стать любящим Кришну, и тогда уже вы сможете стать родителем.

Если у вас есть полная вера в Кришну, если ваша любовь направлена на Кришну, тогда, если Кришна дает тебе ребенка или если Кришна дает тебе друга, тогда, как только у тебя появиться этот ребенок или друг, как только у тебя появляется такой ученик, немедленно все твои мысли, вся твоя цель, все побуждение должны быть направлены на то, чтобы дать этому человеку Кришну, поскольку Кришна так чудесен. Но, если вы пусты в внутри, если вы не ощущаете насколько чудесен Кришна, если вы не наполнены благодаря этим отношениям, тогда вы будете пытаться найти убежище в этом ребенке или в вашем ученике и это не поможет этой личности. Вы будете вести эту личность в неправильном направлении и вы будете пытаться привязать эту личность к себе, вместо того, чтобы пытаться привязать ее к Кришне.

Итак, вы должны сделать вашу жизнь совершенной. Сделать ваши жизни совершенными и сделать так, чтобы это событие не прошло напрасно. Вы должны принять его как поворотную точку в своей жизни. Не воспринимайте это просто как одно из проходящих событий в вашей жизни. Нет. Вместо того, чтобы жить как раньше, думая «Мы преданные Кришны» и смотря на жизнь таким образом, вы должны отнестись к этому серьезно. В чем цель жизни? Зачем это все? Почему я так страдаю? Почему эта личность так страдает? Как мне выбраться из этой ситуации? Как только вы станете серьезным и осознаете убогость этого материального мира, тогда вы будете готовы действительно стать преданным Кришны.

Поэтому не тратьте вашу жизнь напрасно. Все растрачивают свою жизнь, но они не знают этого. Они чувствуют это, но они не знают этого. Они бессознательно чувствуют эту боль внутри себя, этот страх, этот ужас смерти. Они бояться этого. Они так бояться, но они не знают этого. Они скрывают это с помощью всей своей бессмысленной болтовни. Они скрывают это с помощью всех своих бессмысленных действий и пустых разговоров. Они скрывают это с помощью блеска и шика в этом мире, они все бояться. Итак, когда вы осознаете, насколько серьезна жизнь, тогда вы воспримете послание Шри Чайтании Махапрабху серьезно.

У вас есть определенное количество лет в этом теле. Почему бы не использовать их, чтобы служить Кришне. Вместо просто одного ребенка, одной личности, почему бы не отдать всю свою жизнь служению Кришне и помощи всем Его детям? Зачем ограничивать себя только одним ребенком и жить в иллюзии совершенной вечной семейной жизни? Вы пытаетесь быть счастливы только в вашей одной маленькой семейной жизни. Это майя. И прямо в середине вашего сна вы получаете удар в лицо. Так устроил Кришна, чтобы научить вас.

Поэтому вы можете думать: «Кришна жесток, Бог жесток. Почему так происходит?» Нет. Кришна любит тебя и в действительности Он хочет научить тебя. Потому, что никто не умирает. В действительности, ваш ребенок не умер. Личность, которую вы считали своим ребенком – это не ребенок. Фактически, сначала тело такое, потом оно становиться таким, потом таким, а затем оно уходит в небытие. Оно - не личность. Там было вечное живое существо, которое вы никогда, в действительности, не знали. Знает ли на самом деле кто-то кого-то в этом мире? Нет. Они просто видят тело и думают, что тело – это я. И тело растет, а затем уходит и они никогда не видят личность. Они просто влюбляются в тело. Они влюбляются в картинку и они сохраняют эту картинку на стенке в виде фотографии, после того, как человек умирает.

Итак, вы думаете, что кто-то умирает. Это из-за майи. Все дело в неправильно направленной любви, неправильно направленной привязанности, а потом эта привязанность уходит. Проблема не в том, что кто-то умирает – никто не умирает. Проблема в том, что вы направили свою любовь на кого-то и этот кто-то ушел. Итак, это – боль любви. Это материальная жизнь, где ваша любовь направляется на материальные объекты, из-за чего происходит страдание. Что случиться, если вы умрете завтра? От чего вы будете страдать тогда? Теперь вы знаете, что вы оба должны умереть, а вы еще не решили эту проблему, не так ли?

Более того, если вы умираете, тогда вы оставляете всех. Другими словами, боль, от которой вы страдаете сейчас, оттого, что одна личность покинула вас, смягчается, различными обстоятельствами, фактом, что у вас еще есть ваш муж, ваш дом, ваш автомобиль, ваши друзья, ваши родители, этот мир, этот день, ваш голос, ваши уши, ваше лицо, на которое вы смотрите в зеркало по утрам, ваши волосы, которые вы можете укладывать, ваши зубы, которые вы можете чистить, у вас все еще есть все эти вещи, к которым вы привязаны. Вы просто потеряли одну, очень маленькую часть.

И теперь, когда вы умираете, вы оставляете всех разом. Поэтому, если вы умножите боль, от которой вы страдаете сейчас, в сотни раз, тогда вы сможете ощутить боль человека, который умирает. Вы чувствуете отблеск смерти, когда кто-то другой умирает. Вы переживаете боль, но эта боль умножается во много раз когда вы уходите сами. Вы не знаете, когда вам нужно будет уйти. Воспевайте Имена Кришны.

То, что вы должны всегда воспевать и слушать – это Его Имена. Вы должны поклоняться Его Форме, предлагать Ему пищу, цветы и благовония. Более того, вы должны заниматься преданным служением в практической жизни, пытаясь помочь дать Кришну другим. И если вы будете делать это, тогда вы будете ощущать жизнь, а если вы не будете делать этого, тогда вы будете ощущать только смерть. Есть одна опасность в этой смерти родственника. Бывает, что кто-то может казаться очень духовным и очень серьезно относящимся к духовной жизни, но если это только из-за смерти родственника, то к этому нельзя относиться серьезно. Майя постепенно придет и возьмет его, покроет его видение и он забудет и снова будет пытаться наслаждаться жизнью.

Итак, находитесь ли вы или нет в такой ситуации? Вот почему я не могу принять вас серьезно. Насколько серьезны вы, насколько серьезно вы будете относиться к своей жизни, начиная с этого момента или это будет для вас проходящая вещь, - это будет видно по тому, куда вы пойдете теперь. Все в материальном мире, когда умирает родственник, задумываются – «Для чего эта жизнь? Кто я? Почему мы здесь? Почему это происходит? Это обычно длиться от одного дня до месяца. Может быть несколько месяцев. Даже отец Прахлад даса был такой, когда мать Прахлад даса умерла. Он, на месяц, два или три, стал заинтересован в духовной жизни.

Итак, вопрос в том, насколько вы действительно это осознаете? Насколько действительно вы собираетесь быть серьезной на этом длинном пути? Мы увидим это, но я надеюсь, что вы выучите этот урок. Я надеюсь, что вы примете сейчас решение, что вы действительно будете продолжать, что вы не забудете это. Вы должны делать все возможное, чтобы помнить эту боль, потому, что Майя хочет покрыть вас и заставить думать: «наслаждайся жизнью, наслаждайся жизнью». Нет, это чушь. «Я наслаждаюсь жизнью, а затем ты снова приходишь и пинаешь меня по лицу. Я устал быть твоим слугой. Теперь я хочу служить Кришне. Боль может приходить и уходить, но я всегда буду помнить, насколько мучительно это переживание».

И теперь вы знаете, насколько сильно страдала личность, которая была в вашей утробе. Почему бы вам не умножить это и не рассмотреть страдание многих миллионов живых существ. И когда вы рассмотрите это, тогда вы действительно почувствуете отблеск мотивов действий чистого возлюбленного Кришны. Духовный учитель, чистый возлюбленный Кришны, этот тот, кто ощущает боль, которую ощущаете вы и также ощущает боль других, точно также как вы ощущали боль, которую переживал ваш ребенок, когда умирал, и чувствует жалость к этим людям. Но в то время как вы видите и чувствуете жалость к этой конкретной личности, преданный Кришны, побуждаемый своей любовью, проникается состраданием к мукам всех живых существ, которые, как он знает, потерялись в этом несчастном материальном мире и страдают подобным образом.

Итак, побуждения преданного Кришны не просто философские, они не философские никоим образом. Они основаны на реальности действительного переживания страданий других. Точно также, как вы ощущаете страдание своего умирающего ребенка, или Прахлад дас, ощущал страдание своей уходящей матери. Итак, что чистый преданный Кришны действительно ощущает переполняющую печаль от страданий других. Поэтому вы должны были бы ощущать переполняющую печаль от страданий вашего ребенка и также всех других живых существ. И когда вы ощутите, что в переполнены ощущением горя от страданий этих людей, тогда у вас появиться желание смягчить эти страдания и дать им Кришну. Теперь вы действительно способны изменить весь мир. Вы способны помочь такому огромному количеству живых существ стать счастливыми и свободными.

Итак, это мое желание, это желание всех ачарий, это желание господа Чайтании, к которому вы должны прийти. Вот цель моих усилий здесь – заставить вас расширить это. Сперва вы должны сделать это сами, поскольку вы страдаете от ваших привязанностей к этому миру. Поэтому любите Кришну и станьте свободными сами. Более того, ваше чувство сострадания и печали от горя вашего ребенка – расширьте его и дойдите до точки, когда вы действительно настолько будете любить других, что будете действительно ощущать эту скорбь за всех. Тогда у вас появиться побуждение дать Кришну людям. Тогда вы действительно станете настоящим учеником.

Это должно стать вашей целью в жизни. Если вы хотите знать, что такое духовное совершенство, то это – духовное совершенство. Когда ты любишь Кришну и когда ты чувствуешь печаль от печали всех живых существ, и когда ты трудишься, чтобы смягчить их печаль, тогда ты выполняешь волю Кришны. Таков преданный Кришны. Любой другой, не соответствующий этому условию – не преданный. Вы можете носить бусы вокруг шеи, но до тех пор, пока вы сами не испытываете любовь к Кришне, пока вы не переживаете печаль из-за горя остальных, до этих пор вы не преданный Кришны. Нет. Вот что означает быть преданным Кришны.

То, насколько близко вы подошли к тому, чтобы быть преданным, чистым преданным Кришны зависит от того, насколько близко вы находитесь к той платформе, которую я только что описал. Итак, вы должны избрать кратчайший путь из этого узлового момента вашей жизни, вы можете выбрать этот путь. Другими словами, с этой точки вы можете действительно стать возлюбленным Кришны. Вместо того, чтобы видеть этот как плохую вещь, случившуюся в вашей жизни, вы должны смотреть на это как на спасение. Это событие действительно спасает вас и страдание этого ребенка действительно дало вам возможность освободиться и, если вы станете преданным Кришны, освободить других, потому, что вы будете способны помочь остальным.

Я хочу сказать, не позвольте боли этого ребенка пропасть напрасно, сделайте так, чтобы она принесла свои плоды. Чтобы страдание этой личности действительно принесло свободу, счастье и освобождение вам и другим, тем кого вы действительно можете научить. Если вы ощущаете, то что я говорю вам, если я убедил вас, тогда вы сможете помочь многим людям, так же, как и себе.

 

Ссылка: аудиозапись 4C/51

 

 

Раздел 3

ШКОЛЫ – ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

«Поэтому Прахлад говорил им: «Мои дорогие друзья, наша жизнь очень важна, эта человеческая форма жизни очень важна. Мы должны использовать ее, чтобы развить наше понимание Бога и не тратить времени. Время – очень ценно и его очень мало».

Шрила Прабхупад

 

 

ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО С КРИШНОЙ

 

Касательно вашего вопроса о детях, изучающих предметы, некоторые, как вы говорите, не связаны с Кришной – нет, в этом нет ничего плохого - делать что-либо или быть связанным с чем-то, напрямую не сосредоточенным вокруг Кришны. И конечно, это применимо к взрослым, также как и к детям.

По крайней мере, те предметы, которые вы упомянули и которым эти дети могли бы научиться. Я не понимаю, почему этим предметам нельзя учить детей, просто связав их с Кришной. Это кажется мне очень странным. И вы также говорите, что Прахлад дас использует музыку, все великие ачарьи использовали музыку, я сам тоже использую музыку, разве это не связанно с Кришной? Выглядит очень странным то, что вы думаете, что музыку нельзя использовать для Кришны.

Также как и садоводство, кулинарию, даже выращивание пищи можно использовать для Кришны. Вы выращиваете фрукты и овощи и предлагаете их Кришне, приготовив вкусные блюда. Это очевидно, что выращивание пищи должно быть связано с Кришной, иначе зачем оно нужно? Поэзия, шитье, изучение иностранных языков – все эти вещи можно использовать для служения Кришне. Дети могут учиться всем этим вещам, также как и использованию камер, пишущих машинок, магнитофонов и так далее.

Разумеется, что использование любого из этих искусств и машин без связи с Кришной – это Майя. Поэтому смысл в том, что их нужно научить использовать эти вещи так, чтобы, чтобы однажды в будущем, они смогли использовать их для Кришны.

Точно так же как и спорт, вы должны заниматься видами спорта, полезными для вашего здоровья. Нет смысла заниматься спортом, который основывается только на соревновании – гонки на мотоциклах – пример такого совершенно нелепого спорта: он опасен, загрязняет окружающую среду и шумен. Намного лучше этого спортивная ходьба, бег, или даже борьба. Что касается скейтбординга, то это вероятно, даже более опасно, чем мотокросс. Плавание – очень хороший спорт. Теннис – посредственный.

Но, в любом случае, очевидно, что дети должны иметь возможность заниматься различными видами спорта. Я думаю футбол – хороший спорт, хотя и слишком грубый, даже более грубый, чем американский футбол.

В любом случае, вы должны обдумать эти вещи очень серьезно, поскольку сейчас не похоже, что у вас есть ясное понимание того, что означает служение Кришне и как им можно заниматься, даже находясь в материальном мире.

 

Ссылка: письмо ученику 12.04.79 N.Z.

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ

 

Шрила Прабхупад: … Теперь я думаю, что героин очень популярен здесь. Это означает, что общество разочаровано. Что система образования просто производит разочарованных людей. Какая может идти речь о том, чтобы они обладали каким-нибудь знанием?

Вы ходили в школу? И какой результат? Вы принимаете героин. Итак, таков результат их образовательной системы. Они не дают никакой информации о том, как по настоящему стать счастливым. Зачем еще человеку нужно ходить в школу? Цель жизни – быть счастливым, поэтому школьная система должна быть направлена на то, чтобы помочь человеку достичь счастья. Разве это не логично? Иначе зачем ходить в школу?

Предполагается, что школа –это средство для достижения цели. Правильно? А цель – быть счастливым. Предполагается, вы страдаете некоторое время от аскезы ходить в школу, но потом вы становитесь счастливым. Но, вы не только страдаете то время, когда вы находитесь там, вы еще и в конце все равно не счастливы, и у вас не появляется никаких добавочных возможностей стать счастливее, чем вы были до того, как пошли в школу. На самом деле, вы оказались в еще более худшем положении.

Следовательно, в Новой Зеландии, существует два вида боен: школы и те бойни, на которых они убивают бедных животных. Поэтому, прежде чем вы сможете иметь счастливое общество, обе эти бойни должны быть закрыты. Иначе это не возможно. Вы не хотите разочарованного общество, но у вас есть школы, которые порождают разочарование.

Мать: Я говорила об этом и она сказала мне: «Ну, если ты не пошлешь их в школу, он не смогут получить образования, поэтому, если позже они решат не воспевать Харе Кришна, они уже не смогут влиться в это общество, то есть ты ограничиваешь их». Таков аргумент, который она использовала.

Шрила Прабхупад: Итак, это их идея - что их общество будет продолжать жить несмотря не на что. Они просто думают, что их общество будет продолжать существовать в таком состоянии. Это их ошибка. Они не понимают того, что их общество не может больше так существовать. Они не понимают, что оно идет к саморазрушению. Они думают, что воспевания Харе Кришна не будет, а их общество будет продолжать жить. Это их ошибка.

И это хорошо, что наши дети не смогут влиться в это общество, это отлично. Предполагается, что мы должны учить их всей этой чепухе, чтобы они знали как пить и как себя вести в барах, этикету снятия проституток, как на елку влезть и задницу не ободрать, как жить в их обществе. Понимаете, мы должны учить детей всем этим вещам.

Итак, они должны знать все эти вещи в случае если они решат наслаждаться так, как наслаждаются эти люди. Дайте им настоящее, всеобъемлющее образование. Понимаете? Это их философия. А наша философия – нет, сделайте так, чтобы они даже не узнали этих вещей. Отлично.

Итак, мысль заключается в том, что их общество производит с помощью этих школ? Они говорят, что им нужно образование. Образование означает знание, итак, что они знают после школы? Это у них занимает 12 лет обучения тому, чему можно научиться за 6 лет – по крайней мере читать, писать и математике. Это не так, что мы хотим, чтобы наши дети были дураками и не умели читать и писать. Они должны быть этому обучены. Они должны это знать. Но мы не собираемся учить их так, чтобы они были разочарованы и не знали цели жизни Они, в Австралии, пытаются силой заставить детей ходить в школу?

Мать: Вы должны ходить.

Шрила Прабхупад: Нет, это не позволительно.

Мать: Иначе они приходят и начинают выяснять, почему они не ходят.

Шрила Прабхупад: Нет, вы не можете посылать их в школу. Вы должны нанять репетиторов или что-то типа этого. Это не законно? Заочная школа.

Мать: Даже это очень трудно. Они требуют, чтобы вы проводили по крайней мере 6 часов в день с вашим ребенком, так что вы, так или иначе, вынуждены нанимать кого-то. Они пытаются заставить вас нанять кого-то. Они пытаются сделать очень трудным для вас давать заочное образование, вы должны сдавать экзамены и это проверяется каждую неделю.

Шрила Прабхупад: Ну, мать может делать это, как они узнают, тратите ли в 6 часов в день?

Мать: Они задают много домашней работы.

Шрила Прабхупад: А вы можете делать ее? 2+2=4, 4+4=8 – это достаточно просто.

Мать: Мой старший ребенок очень хорошо приглядывает за младшим.

Шрила Прабхупад: Это девочка? В восточных странах Индия, Таиланд, старшие сестры заботятся о младших и старших братьях. Даже Гита на Гавайях, ей только пять и она заботиться о ребенке, носит ее, и все остальное, гуляет с ней, переодевает, все.

 

КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

 

Мать: Когда моя дочь ходит в библиотеку, она берет там много книг. Я не знаю, должна ли я останавливать ее?

Шрила Прабхупад: Да, они бесполезны, что за книги она читает?

Мать: Истории из древнего Китая, это все, что ей нравиться делать – читать. Шрила Прабхупад: Есть еще какие-нибудь книги, которые она может читать?

Мать: Шримад Бхагватам?

Шрила Прабхупад: Да, почему бы нет?

Мать: Там много философии, а ей нравятся истории, они так хорошо написаны. Должна ли я направлять ее?

Шрила Прабхупад: Да, это ваша обязанность. Если она так любит читать, почему она не может читать истории о Кришне?

Мать: В них много философии.

Шрила Прабхупад: Ей не нравиться читать философию?

Мать: Да, она любит только истории.

Шрила Прабхупад: Тогда почему бы вам не сделать выжимку, перепишите эти истории. У вас есть книга о Кришне, перепишите оттуда истории, удалив философию.

Мать: Я делала это.

Шрила Прабхупад: Это хорошая идея, книги для детей.

Мать: Она прочитывает одну за пять минут.

Шрила Прабхупад: Но она может читать их снова и снова.

 

Ссылка: аудиозапись IC 44

 

НАИВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

 

Шрила Прабхупад: Эти люди (люди, руководящие системой общественных школ) – демоны. Их школы разваливаются. Какое они имеют право говорить о том, что мы делаем с нашими детьми. До тех пор пока вы учите своего ребенка, они не имеют право ничего говорить вам. Они экзаменуют ваших детей и если ваши дети дотягивают до требуемых стандартов, тогда вы можете делать это. Вы просто должны проверять, что дети учатся и все.

Вопрос: Я не знаю, стоит ли мне пойти на курсы учителей?

Шрила Прабхупад: Не тратьте зря времени. Просто учите. Курсы учителей? Вы не знаете как учить?

Вопрос: Ну не по стандартам Департамента Образования.

Шрила Прабхупад: Ну и какой у них рекорд, какое у них самое высшее достижение? Наркоманы? Может быть, бандиты? Или политики? Каков их рекорд? Я хочу сказать, возьмите тех парней, которые действительно там, наверху, как этот дурак Малдун. Он продукт их образовательной системы? Тогда, кому это нужно? Кому? Действительно, разве это стоит усилий? Если это их человек номер 1, если это самый высокий парень, парень, который придумал это, тогда каковы же средние парни?

Вам не нужно пытаться просто влиться в эту систему. Будет очень интересно узнать, смогут ли ваши дети знать больше чем их дети? Вы должны сделать так, чтобы ваши дети настолько хорошо учились, чтобы они учились больше, чем другие дети, так, чтобы если они захотели раздуть из мухи слона, тогда бы мы посмотрели, чьи дети лучше, у чьих детей есть мотивация, чьи дети лучше понимают философию, вот и все. Но вы должны сделать это. Вы не можете просто устраивать цирк. Если вы действительно учите и они проверяют детей, чтобы посмотреть дотягивают ли они до стандартов, тогда они должны быть даже выше, чем стандарт.

Вопрос: Я просто чувствую, что без какой-либо учительской подготовки… Я мог бы учить их, если бы были заочные курсы.

Шрила Прабхупад: Да, если есть заочные курсы, тогда вы можете делать это. Они не посылают вас на курсы?

Вопрос: Ну, новозеландское правительство поддерживает это только до тех пор, если вы собираетесь открыть свою собственную зарегистрированную школу (читает письмо из департамента образования).

Шрила Прабхупад: О, хорошо. Это означает, что они не собираются волноваться о вас. Существует так много людей и не только это, но если это жест и они хотят сделать из этого показательный случай, тогда вам следовало бы обуздать этих людей, поскольку они сами знают чертовски хорошо, что их школы разваливаются. Но они не делают это. В Америке они бы сделали это, но в Новой Зеландии они не делают этого, поскольку это слишком маленькая страна. Люди слишком хорошо контролируются. В Америке они просто замяли бы это дело, никто даже не услышал бы о вас, они просто затолкали бы вас внутрь, просто бы стерли ваше существование.

 

Ссылка: аудиозапись C40

N.Z. 29 июня, 1979.

 

ШКОЛЫ

 

Шрила Прабхупад: …Вам следовало бы научиться, как организовать их. Если вы любите детей и любите Кришну, тогда это просто вопрос разработки методов, это вероятно, займет у вас несколько лет, чтобы прийти к системе, которая действительно успешна. Поскольку мы не живем в Ведическом обществе или культуре, мы, в основном, предоставлены сами себе. Мы должны приспосабливаться ко времени и месту. И также мы не выросли в этих школах. Мы действительно не знаем как делать это. Я определенно не вырос в ведической школе и все эти люди, которые, как я вижу, пытаются это делать, оказываются людьми, добивающимися успеха, которые, в основном, любят своих детей и действительно хотят, чтобы их дети были привязаны к Кришне, и владели какими-либо ремеслами и были бы приспособлены к существованию, могли позаботиться о себе, и если у них есть какие-либо наклонности, могли бы развить их и использовать, чтобы дать людям Кришну.

Другими словами, это действительно просто горстка людей, которые действительно, как я вижу, добиваются успеха в воспитании детей, по сравнению с остальными людьми, которые воспевают.

Большие организованные школы…это может быть хорошо, а может быть и нет. Наиболее оптимальным было бы иметь небольшие школы с личностями, которые действительно заботятся о детях и одновременно знают как их организовать. Забота о детях не означает, что вы их ничему не учите, или позволяете делать им то, что они хотят, всякие такие вещи. В этом проблема.

Есть две крайности. Одна – человек, который просто сторонник дисциплины, дисциплинарщик, дисциплинирующий всех, пытающийся все организовать, и другая – мать, которая любит своих детей просто настолько сильно, что просто не хочет приказывать им что-нибудь делать. Ее дети не могут сделать ничего плохого, - вы знаете, хорошенький маленький хам, «Он хочет сжечь стол – тебе нравиться как горит стол – отлично! Нам не нужно никаких комплексов, понимаете. Выражай себя. Это так здорово иметь возможность выразить себя, таким созидательных способом, созидая пепел, создавая дым!»

Так, что на самом деле я тогда думал, что если бы вы взяли Кришна Катха даса и расписание Девахути даси – у них есть опыт ведения школ, поскольку она давно учит детей, раньше она учила детей, по-моему умственно отсталых детей, детей-инвалидов или что-то вроде этого. А он был деканом в школе для взрослых на Самоа, но все равно, у него есть навыки организации школы. Я не думаю, что вам нужно брать сразу кучу людей. Это просто бы породило беспорядок. Я думаю, вам нужно просто узнать у них как это организовывается и попробовать по серьезному сделать это. И если вы сможете с этим справиться, после этого вы можете взять еще детей, старших, как Арджуна. Я думаю, что лучше сделать это как семью – как будто вы усыновляете этих детей, чем как безличную школу с официальными учителями, хотя и это бы подошло. У нас есть шанс и вы должны использовать эту возможность и эту ситуацию, когда вы уже имеете всех этих детей.

Мать: Я обнаружила, что это действительно трудно. Они видят так много вещей вокруг них. Они переполнены материальными вещами, я пытаюсь приучить их воспевать. Все эти дети вокруг них, велосипеды, скейтборды, доски для серфинга, и все чем они обычно увлекаются, все эти вещи, которые они изучают в школах, а потом идут домой и видят наших детей, которые стоят там, наблюдая за ними. Они наблюдают за ними, они не могут разобраться во всем этом кривлянии, что перед ними твориться, материальные вещи так влияют для них, я действительно думаю, что мне не удается дать им Кришну. Как можно противодействовать этому влиянию на них.

Шрила Прабхупад: Да, эта окружение не удачно. Это почти невозможно, пока вы в некоторой степени не изолируете себя от этой среды. Нет ничего плохого в велосипеде, кроме того, что это делает их мобильными и они уезжают на них неизвестно куда, и прежде чем вы узнаете об этом, они уже будут сидеть в кино и смотреть какой-нибудь дурацкий фильм. Города – это не здорово. Это очень плохо. Но в плане общения – может быть это было бы и неплохо, если бы они в той же самой местности, том же самом месте и одновременно не были там. Другими словами, если вы хотите сделать что-нибудь как в Самоа, вы просто делаете это сами, отдельно, а они могут ехать на велосипеде встречаться с другими ребятами.

Мать: Особенно мальчики, у них нет других парней с кем можно было бы общаться, это просто маленькие мошенники у тебя за спиной. Они были довольно хорошими детьми, они могли прийти и взять прасадам и все такое, но они все равно оказывали сильное влияние на детей, намного отличающееся от влияния детей, которые воспевают.

Шрила Прабхупад: Единственный способ – это постоянно занимать их чем-нибудь. Ваши дети довольно маленькие, единственные дети, которых вы можете удерживать постоянно занятыми, похоже, только те, кто действительно умны. Я хочу сказать действительно разумны, как Чибиабосна Гавайях. Он просто супер разумен. Поэтому Катьяянини даси постоянно занимает его чем-нибудь. Он знает английский, он берет уроки японского, свободно владеет филиппинским, даже горным диалектом, он знает 2 или 3 диалекта и он учиться писать по-английски и японски. Она занимает его упражнениями в те периоды времени, когда он просто ходит и плавает. Поэтому он очень занят. Кроме того, он лидер.

Что касается детей, которые лидеры, то после того, как они уже попадут под влияние Кришны, вы просто выпускаете их и они бегают и влияют на других детей. Но если они не лидеры, то они - ведомые, как Арджуна – что бы не происходило, он просто плывет по течению.

У Самоа есть то преимущество, что там нет сильной системы общественного образования. Там много церковных и частных школ и все, что они делают – это дают курсы заочного обучения. Это все частные школы. Там есть баптистские и другие, самые разные частные школы. Они берут с людей некоторую сумму и все что они делают это нанимают какие-либо заочные курсы из Америки и дают их детям. Все эти частные школы ведут заочные курсы с учителями, которым даже не нужна подготовка.

Но я вижу, что вся Австралия очень легко становиться страной фашистского типа. Политики здесь очень сильно давят, правые и левые политики. Это очень тяжелое место в этом смысле. Вы должны быть христианином или коммунистом, заставлять детей ходить в школу и так далее и тому подобное. Это намного больше, чем на Американском Самоа, потому, что на Американском Самоа у них нет возможности так делать. Это личное дело каждого, поэтому у них нет возможности делать это. Я не знаю почему, но там слишком много частных школ. Они не могут помешать нашей школе, потому что тогда они должны будут также помешать баптистской и католической школам и всем остальным маленьким школам. Здесь это норма. На самом деле это почти уникально, в любом другом месте кажется странным, если вы пытаетесь остаться вне контроля правительства: «Должно быть, эти парни делают что-то нехорошее» - вы должны получить одобрение. Разве вам не приходиться идти в школу в вашем районе и получать там разрешение не посещать ее?

Мать: Вы должны связаться с людьми, отвечающими за заочное обучение и предоставить убедительную причину, почему вы хотите устроить ваших детей на заочное обучение. Существует набор условий, по которым вам могут разрешить это обучение. Вы должны жить далеко от транспорта…

Шрила Прабхупад: Если это будет продолжать прогрессировать, все эти вещи правого толка, как в Квинслэнде, в Перте похожая ситуация, и Сидней вероятно тоже попадет в такую же ситуацию, просто в качестве реакции на весь этот декадентский либерализм. Вероятно, все закончиться этим, или коммунизмом, это другой способ тоталитарного контроля, вы не хотите упускать никого из под вашего надзора. Вы хотите всех – так, что в этом смысле, в этом нет ничего хорошего.

 

 

Ссылка: аудиозапись А36 Австралия.

 

 

МАТЕРИ, ЗАБОТЯЩИЕСЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Большинству детей моих студентов около 7, 9, 10 лет, поскольку большинство моих студентов – молодые. И все их усилия заканчиваются тем, что они отделяют себя от общества. Они действительно прикладывают огромные усилия, чтобы держаться от общества как можно дальше.

Это касается ТВ, радио и школ, поскольку школы – это то место, где вы учитесь всякому мусору. Поскольку они испытывают там страшное давление, то в конце концов, матери вынуждены брать курсы заочного обучения и основывать собственные школы, и это в некоторой степени хорошо, поскольку матери должны заботиться о своих детях, а не отдавать их в какие-либо учреждения.

 

Ссылка: аудиозапись 3С 79

 

 

ВЕДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Шрила Прабхупад: Дети должны ходить в школу. Главная причина, по которой люди учатся, не все, но большинство – это зарплата. В силу этого, студенты не испытывают настоящего уважения к учителям и учителя также не особо заботятся о студентах. Поэтому сейчас в Америке (здесь еще не так плохо), но в Америке 30 процентов школ имеют постоянную вооруженную охрану и службу безопасности, и по крайней мере 25 процентов полностью закрыты, как тюрьма… войти вы туда можете, только предъявив удостоверение и после того, как вас обыщут, как в аэропорту.

Др. Муди: Я очень сильно это чувствую. Я сам учитель и я часто чувствую себя как тюремщик, что-то типа этого, поскольку эти бедные ученики вынуждены приходить на наши занятия, хотят они того или нет.

Шрила Прабхупад: Да, какое разочарование - пытаться учить их и пытаться быть с ними друзьями, когда их силой заставляют приходить туда. Я совсем не завидую вашему положению. На Гавайях тоже есть такие учителя и им приходиться действительно трудно, поскольку они искренни и они хотят общаться со своими учениками, но сама обстановка делает это невозможным. И их коллеги тоже им не особо помогают, будучи большими задницами – они всегда устраивают забастовки, поскольку не получают достаточно денег и то и это. Это просто бизнес.

Поэтому Ведическая система в целом построена на том, что родители просят учителя, который специализируется, например, на музыке, математике, Ведах или духовном знании, но в любом случае, это основывается на том, что родители просят учителя, мог бы он принять их детей. И затем родители должны поддерживать его. Приносить ему еду. Другими словами, если они хотят, чтобы он учил, они должны помогать ему оставаться в живых, правильно? Чтобы ему хватало на жизнь. Таким образом, это побочный результат любви.

 

Ссылка: аудиозапись IC 11

 

ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?

 

Вот в чем проблема! Проблема в семье. Проблема, другими словами, заключается в том, что многие люди женятся не потому, что они думают, что смогут служить Кришне или потому, что они смогут служить Кришне лучше и даже не для того, чтобы вырастить детей, они просто женятся, чтобы чувствовать себя в безопасности. «Если у меня есть муж, тогда я в большей безопасности. У меня есть опора». А мужчина думает: «Если у меня будут жена и дети, тогда я буду поддерживать их и сосредоточу нашу жизнь вокруг Кришны и все такое».

И это заканчивается тем, что вы просто тратите всю вашу энергию, пытаясь выжить: они совсем забывают о Кришне, по крайней мере в Гонолулу это так. В некоторых местах может быть хуже или лучше, но это поднимает проблему семьи в целом. Что такое семья?

Предполагается, что вайшнав заводит детей предположительно для того, чтобы вырастить их в любви к Кришне, но эти люди просто заводят детей, и их не беспокоит, что у них нет системы образования для этих детей. Человек не должен заводить детей, до тех пор, пока не будет знать, как дать им образование, до тех пор, пока он думает, что общество будет влиять на его детей.

Иначе заводить детей просто безответственно. Итак, многие из моих учеников здесь, в Америке, заводят детей, но они не имеют понятия о том, как дать им образование. Здесь нет школ, нет попыток, или на любые попытки, которые делаются, родители смотрят с той точки зрения, насколько хорошо их ребенок знает язык или они сравнивают их с другими ребятами и, вы знаете, существуют частные школы и сколько это стоит.

Затем они посылают детей в нашу школу и то и это. И их образование также не очень, понимаете, все думают, «ну, давайте изучать четыре языка» Но никто даже не думает о том, чтобы учить своих детей санскриту, который является основой наших священных писаний и который является нужной вещью для того, чтобы наши дети помнили о Кришне.

Ссылка: послание к ученикам 23 Июня 1988

 

 

ДИСЦИПЛИНА

 

Мать: Я хотела спросить вас о дисциплинировании детей. Какие бы вещи вы рекомендовали за неподчинение и сквернословие?

Шрила Прабхупад: Я не знаю. Вы можете начать с дисциплинирования меня. Сквернословие… вы знаете, что такое сквернословие? Учить, что вы тело – сквернословие, потому что это ложь. Сквернословием является все, что помещает человека в иллюзию. Поэтому говорить чепуху – сквернословие. Но не спрашивайте меня о морали, морали в широком смысле слова, особенно о сквернословии – я для этого неподходящий парень.

Мать: В частности, скажем ребенок что-то натворил и учитель сделал ему выговор, а он ругается на учителя. Можно ли допускать подобного рода поведение?

Шрила Прабхупад: Вы не правы. Вы делаете то, что они делали со мной. Вы отстраняете их от занятий и затем родители злятся на них и говорят «Ты неудачник. Ты не можешь ходить в школу». И затем ребенок возвращается в школу и больше не ругается на учителя, только за его спиной. Это работало для меня. Я начал держать это под контролем. Я больше не ругался на них. Я очень редко мог ругаться на них после 12 отстранении от занятий, исключений т.д., у них только одна школа, куда они могут ходить, поэтому ребенку очень тяжело прийти и сказать матери, что его только что вышибли из школы. Поэтому, если ребенок не хочет ходить в школу, он не должен туда ходить, вот и все.

Мать: Я думаю, большинство детей не хотят ходить в школу.

Шрила Прабхупад: Нет. Они не не хотят ходить в школу. Некоторые дети хотят учиться. Вообще детям нравиться учиться. Это естественно, что они хотят знать все больше и больше. Почему они злятся? Понимаете, моя ситуация отличалась в смысле того, что они, на самом деле, не учили ничему – это был отстой.

Мать: Это главным образом касается детей младшего возраста, я думаю, что это просто из-за их возраста.

Шрила Прабхупад: сколько ему лет?

Мать: Между 5 и 6.

Шрила Прабхупад: и они ругаются на вас? Я на самом деле думаю, что вам не нужно волноваться об этом. Вы можете их совершенно обезоружить, если вы будете действительно добры к ним и будете любить их даже после того, как они ругались на вас. Это заставит их почувствовать себя действительно плохо. Это правда, они действительно становятся хорошими после этого. Просто скажите им, что вы сожалеете, если расстроили их. Покажите им любовь, поскольку обычно они не намереваются злить кого-то, по крайней мере, они не знают, что вы разозлитесь, вы можете думать, что они должны понимать, что им нужно делать, но иногда они просто не понимают.

В любом случае, иногда они просто пытаются повыпендриваться, ругаются, или еще что-либо, но если вы действительно добры к ним, я не имею в виду – поверхностно добры, я имею в виду – действительно любите их, тогда они не будут такими. Они будут чувствовать себя очень виноватыми. Но эта ругань – это второстепенная вещь.

 

Ссылка: аудиозапись С40 28 июня 1979

 

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

 

Знаете, почему они затеяли всю эту дискуссию о том, молиться в школах или нет? Потому, что они хотят чувствовать, что ответственность за духовное руководство их детьми и подавания им примера возложена на кого-то другого, а не на них. Они хотят возложить ее на кого-то еще… Да, в этом проблема. Причина, почему все разваливается, причина, почему все их дети плохие - это потому, что они не молятся в школе. Как будто молитва в школе может сделать их духовными, как будто, если учитель, будет сидеть там, говоря «Окей, все, давайте помолимся», то это будет создавать духовную жизнь для их детей. В действительности, это обязанность родителей вырастить детей так чтобы они пришли к знанию Бога.

Если они пренебрегают своими обязанностями и их ребенок из-за этого идет в ад, тогда родитель должен принять за это ответственность, точно также как и духовный учитель, который не дает наставлений и указаний своему ученику должен будет расплачиваться за эти безответственные действия.

Родитель – это разновидность духовного учителя. Родитель - учитель для ребенка. Если у человека есть ребенок, но он не может освободить его от колеса рождения и смерти, тогда этот человек не годиться на роль родителя. Это не родитель. А если родитель знает способ освободиться от пут материального мира, но пренебрегает обязанностью дать наставление ребенку и направить своих детей на путь духовной жизни, тогда он даже хуже. Он даже более безответственный.

Его ответственность даже больше, поскольку он знает как ребенок может освободиться, но если он не руководит этим ребенком, то он самая греховная личность. Человек, который невежественен в духовной жизни, не может дать никакого духовного руководства. И если он не может дать духовного руководства, значит он тоже, конечно, безответственный, но он менее безответственный, чем тот, кто знает способ освободиться, но не беспокоиться о том, чтобы дать своему ребенку руководство и указания.

Это пустое пространство, которое было занято (детьми, которые покинули комнату во время лекции), оно было занято не только телами, оно было занято живыми существами, духовными душами, которые пойманы в колесе рождения и смерти, которые в телах и чьи тела занимают пространство. Их тела занимают определенное количество пространства, определенное количество времени и потом они прекращают занимать это пространство, они разрушаются, и снова превращаются в пыль. Это временная ситуация. Пока они здесь, в этом конкретном теле, занимают определенное количество пространства, ваша обязанность помочь этим живым существам стать свободными от колеса рождения и смерти. Не пренебрегайте этой обязанностью.

 

ШКОЛЫ

 

Родители, которые посылают своих детей в школы с идеей, что школа примет полную ответственность за то, чтобы дать этому ребенку духовное руководство, просто находятся в иллюзии. В конце концов, родители ответственны за духовное и материально благополучие ребенка.

Если человек каким-то образом открывает школу и говорит, что это школа, это означает, что он хочет помочь вам направить вашего ребенка: «Я буду работать вместе с вами, родители. Я буду работать вместе с вами как родитель, чтобы дать вашему ребенку то, что вы хотите. Это ваша ответственность как родителя давать вашему ребенку настоящее образование. Если вы хотите помогать в этом, тогда мы будем вести школу», понимаете?

 

Таким образом, родители и школьные учителя работают вместе, чтобы дать детям это духовное образование, духовное руководство. Тогда человек, который открывает школу, также принимает ответственность за детей. Итак у ребенка есть два типа родителей - его физические родители и его учителя. Но в этой материалистической школьной системе, эти глупые материалистические люди думают, что одна молитва в начале дня каким–то образом удержит Бога в классной комнате. «Итак, давайте все помолимся, одна минута на молитву Верховному Существу, если вы верите в него» или что-либо еще, и вы бормочите какую-то неясную молитву, написанную какими-то политиками, итак они молятся… и дети говорят: аааа, аааа, аааа, тыкая друг в друга линейками, играя, кидаясь промокашками. «Ну хорошо, все помолились? Давайте откроем ваши тетради на Дарвине…». Правильно? «Как жизнь произошла из материи. Как мы все произошли от обезьяны. Как мы все материальны по сути и происхождению».

 

Что это за чушь? Они не хотят делать истинные, настоящие изменения, ни в себе, ни в школьной системе. Они думают так: «Давайте сосредоточим всю эту битву на том, где мы поместим эту маленькую молитву – в начале, в конце или в середине занятий».

Дети ненавидят школу, вы знаете это? Эти материалистические школы, дети ненавидят их. Они как тюрьмы, они ненавидят их. Эти учителя не заинтересованы в том, чтобы учить, они просто ходят туда за зарплатой, что конечно подтверждается фактом, что они устраивают забастовки, если не получают достаточно денег. Правильно?

«К черту детей, мы хотим наши деньги, мы хотим больше денег, мы получает только 22000 баксов в год. Вы знаете, как это трудно, жить на 22 тысячи, если у тебя 3 автомобиля и 4 дома?

О, мне так жалко вас, какая у вас тяжелая жизнь. Они не заинтересованы в том, чтобы учить. И дети знают это, конечно, они не дураки. Они может быть не образованы, но они не дураки. Вы поднимаете руку: «Учитель, я не понял». «Ну, что там еще?» «А, не обращайте внимания». Правильно? Когда бы вы не подняли руку «Что там еще? Дурак!». Они ожидают, что дети уже все будут знать. Но какого черта они тогда думают, дети пришли в школу? Если бы он уже все знал, он не был бы в школе. Они думают, что он ненормальный, поскольку он не знает всего того, что они знают. Хотя именно поэтому он студент, а ты – учитель. Вот почему тебе платят зарплату, а ему - нет. Они этого до сих пор не поняли.

 

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Шрила Прабхупад: Я хочу знать, чему они тебя учат в школе? (обращается к Садао)

 

Ребенок: По утрам, после воспевания, мы занимаемся йогой…

 

Шрила Прабхупад: Ты занимаешься йогой? Йога - это воспевание. Воспевание – это йога. Ты знаешь значение слова йога?

 

Ребенок: Нет, я не проходил этого.

 

Шрила Прабхупад: Не используй слова, значения которых ты не знаешь. Слово йога означает соединение, связь духовной души с Верховной Душой. Любовь к Кришне называется бхакти-йогой. Любовное служение Кришне называется Бхакти-йогой. Теперь, то, что ты хотел сказать – это то, что вы изучаете йогу асан, йогу поз, йогу упражнений. Итак, вы занимаетесь йогой асан. Продолжай.

Ребенок: Затем мы возвращаемся и занимаемся академическими предметами – математикой, английским… Затем мы возвращаемся к йоге асан, затем мы читаем книгу «Кто Я?».

Шрила Прабхупад: Что вы читаете?

Ребенок: Мы просто читаем все главы подряд и обсуждаем прочитанное.

Шрила Прабхупад: Ты понимаешь эту книгу?

Ребенок: Да, Шрила Прабхупад.

Шрила Прабхупад: Правда? Они понимают эту книгу? Это означает, что ты должен знать много разных терминов и слов, когда ты натыкаешься на незнакомое слово в книге, просто останавливайся и смотри, что это слово означает. Например, молекула. Что за штука молекула? Это клетка? Чем отличается клетка от молекулы? Ты уже это знаешь?

Ребенок: Клетки состоят из молекул, молекулы состоят из атомов.

Шрила Прабхупад: Все правильно. Я думаю, он знает больше чем вы, ребята. Как далеко вы продвинулись в этой книге? Вы начинали сначала?

Ребенок: Да, я думаю мы на 7 главе.

Шрила Прабхупад: О, итак вы движетесь медленно и изучаете все эти термины по ходу дела. Сколько времени вы потратили на это? Итак, это объединяет в себе занятие по биологии и по другим предметам, вам не нужно их разъединять.

 

ОСНОВЫВАТЬ ПРЕДМЕТЫ НА НАУКЕ О ТОЖДЕСТВЕННОСТИ

 

Нам не нужно разделять наши занятия на биологию, математику, на то и это. Все что нам нужно – это изучать предмет, который нам интересен. Другими словами, у вас есть предмет, который вам интересен, вы начинаете изучать его и чтобы понять его, вам нужно узнать биологию, вы должны немного изучить математику, вы должны немного узнать о том и об этом. И тогда у вас появляться причина, чтобы хотеть изучить математику.

 

Я прошел через 12 лет школы и 2 или 3 года колледжа и я никогда, в действительности, не имел ясного представления о различии между атомами и молекулами и как клетки строятся из них. Причина заключается в том, что я не был заинтересован. Почему? А зачем? Какая разница? Но меня очень сильно интересовала моя реальная жизнь. В моей семье я был вынужден учиться видеть реальную жизнь. Например, моя семья была вынуждена покинуть южный штат Луизиану, когда я был ребенком, поскольку они стреляли в моих родителей, называя их «коммунистами, любителями черных, ниггеров».

Из-за этих вещей я всегда был заинтересован в чтении вещей, касающихся дискриминации и политики. Когда ЦРУ приходит в ваш дом и ставит жучки на телефоны, вы начинаете интересоваться реальной жизнью, вы узнаете ее на реальном уровне. Поэтому я интересовался политикой, я интересовался коммунизмом. Я интересовался капитализмом. Я интересовался эксплуатацией, предрассудками, жестокостью и войной. И я интересовался бейсболом, поскольку я собирался стать игроком в главной лиге. Поэтому мне было интересно читать о бейсболе. Я научился считать хоумраны и среднее число подач. Мне нужно было знать, что они означают.

Итак, я изучал только те вещи, которые мне были интересны, и я брал из конкретной науки ровно столько, сколько мне было нужно для использования в том, чем я интересуюсь. После этого я не был заинтересован в дальнейшем изучении подобных вещей. Кому это нужно? Правильно?

Итак, если мы сможем заинтересовать вас в настоящей цели жизни, в настоящей духовной жизни, реальном понимании, кто вы, как вы можете использовать вашу жизнь, чтобы служить Кришне и как вы сможете победить смерть, тогда вы будете заинтересованы в этих вещах. Заинтересованы не только с личной точки зрения, но и также с точки зрения заботы об остальных, о других людях. Поэтому вы начинаете интересоваться общественными проблемами: генной инженерией, евгеникой, ядерной энергетикой, расизмом, преступлениями и тому подобным. Но вы делаете это на платформе настоящей цели в жизни.

А этот увлечение бейсболом или что-то типа этого, оно не длится очень долго. Оно длится до тех пор, пока вас не вышибают с бейсбольной сцены или вы не понимаете, что вы весите недостаточно много, чтобы профессиональным игроком. Это другая вещь, которую я понял. Понимаете, я весил не больше чем одна нога этих парней. Для того, чтобы это понять, вам не нужно много знания. Вам не нужно знать алгебру, чтобы играть в бейсбол. Мое экономическое будущее было твердым, я помню это было настоящее открытие, когда я был ребенком, это было невероятно, что кто-то мог даже подумать о том, что я не стану игроком в главной бейсбольной лиге. У меня совсем не было проблем, мне не нужно было учиться и учить все эти вещи, даже речь об этом не шла, поскольку, когда мне было только 10, 11 лет и я жил на Молокаи, люди из главной бейсбольной лиги приходили посмотреть, как я играю. Они уже говорили со мной о подписании чертового контракта. В чем проблема? Мне было 12 или 13 лет и мой отец подошел ко мне, когда я получил F по контрольной. «F» означает неудовлетворительно. По-моему это была математика. Он спросил: «Что ты собираешься делать, когда вырастешь? Я ответил: «А разве ты не знаешь? Буду игроком в главной лиге». Он посмотрел на меня и сказал: «А если у тебя не получится?»

Я не мог поверить в это. Я думал: «Черт, это парень действительно глупый, он что, не понимает?». Но этот случай зародил небольшое сомнение в моей голове. «Неужели это возможно?». Я никогда даже не думал о том, что у меня может не получиться, но через некоторое время, я устал тренироваться. Бейсбол труден, особенно на Гавайях, где всегда жарко и солнечно. И я ушел в серфинг. Там вообще ничего не надо было учить. Даже математику. Единственной причиной, чтобы учиться была необходимость остаться в школе, чтобы поступить в колледж, чтобы не загребли в армию и не отправили во Вьетнам. Это была единственная причина, чтобы учиться – чтобы тебя не выгнали. Это нельзя назвать побуждением.

Вопрос заключается в том, есть или нет у человека, в его жизни, действительное желание узнать Бога, стать способным развить свою любовь к Богу, если оно есть, тогда его обучение становиться легким. Когда вы дети, вы не испытываете необходимости брать это как цель. Может быть вы еще этого полностью не осознали. Но все равно, если в основании вашего обучения лежит Наука о Тождественности, тогда затем вы сможете расширить свое обучение и на все остальные вещи. Если изучение Науки о Тождественности – это ваш стержень, ваше основание, ваша центральная точка, то отсюда вы можете начать продвигаться и другие области, и кто-нибудь, например, начнет специализироваться по биологии. Если вам не особо интересна биология, вы можете выучить ее ровно настолько, насколько нужно, будет достаточно, если вы будете просто знать различие между материей и жизнью – это главная вещь, которую вам надо знать. Вам не нужно знать больше этого. Но у вас действительно может быть склонность развиваться в этом направлении, специализироваться на нем, а другие вещи могут вам не особенно походить в этом смысле.

 

ПОЛИТИКА

 

 

Шрила Прабхупад: Вы изучали что-нибудь о политике? Или о правительстве? Что-нибудь из таких вещей?

Ребенок: У нас были занятия по американской истории.

Шрила Прабхупад: О, эти вещи ужасны. Они наверное усыпили тебя. Они наполнены ложью.

Ребенок: Когда Кришна Катха дас видит что-то в газете, он приносит ее в школу и рассказывает нам об этом.

Шрила Прабхупад: Газеты тоже наполнены ложью. Все что вам нужно сделать, это попросить одного из этих детей выставить свою кандидатуру на выборах. Тогда вы узнаете, что такое политика. Сделайте это на примере реальной жизни. Узнайте, почему вы должны достигнуть определенного возраста, чтобы выставить свою кандидатуру на выборах. Может быть дети знают больше? Или баллотируйтесь в школьный совет. Тогда вы узнаете о политике. Ты хочешь узнать больше о политике?

Ребенок: Особо не интересуюсь.

Шрила Прабхупад: Это потому, что ты еще не знаешь, что это такое. Ты думаешь, что политика – это такая маленькая вещь из книги по истории. Это не политика – это сон. Это просто тела. Там просто факты и фигуры политиков, которые ушли. Настоящая политика – это то, о чем рассказывает вам Кришна дас, почему на него подают в суд и он должен давать деньги этим людям и так далее, чтобы печать правду в своих газетах. Это политика. Политика это – видите соседнюю студию? Ее содержат люди, которые заправляют политикой в этом штате. Там большие, большие парни и периодически они просят денег. Это политика.

Политика наполнена вещами из реальной жизни. На Гавайях ты бы интересовался политикой, если бы твоя мама держала магазин. Скажем Бхакти-даси держит магазин и какой-то громила – ты знаешь, что такое громила? Громила – это такой большой уродливый мужик, который приходит забрать твои деньги или избить тебя или что-то типа этого. Например, для Нитай даса громилой был бы Карнипур дас. Он был бы громилой. И вот, эти громилы, приходят в магазин твоей матери, а ты там сидишь и смотришь, и говорят ей: «Ты будешь нам каждый месяц давать такую-то сумму денег, а иначе мы двоим детям башку разобьем. Однажды они могут не прийти из школы домой». Тогда бы ты стал интересоваться политикой.

Если у тебя нет прямого личного опыта, ты можешь учиться из опыта других людей. Изучая личный опыт других людей в таких вещах, чего бы это ни касалось – война, преступления, то или это, ты можешь посмотреть, как это могло бы быть применено к тебе. Тогда ты можешь начать интересоваться этим. Почему это так? Что это за парень? В чем его ошибка? Что все это значит? Как он дошел до этого?

Понимаешь, ты немедленно начинаешь спрашивать свою мать: «Кто это? Откуда он? Почему мы не позвоним в полицию? А она отвечает: «Они контролируют полицию» «Почему ты не расскажешь правительству?» «Они контролируют правительство» «Как они контролируют правительство?» «Понимаешь, есть собрание штата, члены которого избираются. Но чтобы быть избранным, участвовать в выборах, нужны деньги на телевизионную рекламу, для того, чтобы их собрать, кандидаты принимают пожертвования от людей, а у этих людей есть деньги и они любят жертвовать их на эти цели. Поскольку эти люди дают им дотации, члены собрания голосуют так, как нравится этим людям, как проголосовали бы они, так это работает”. Опыт реальной жизни.

 

СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ НАСТОЯЩЕЙ

 

Вы должны сделать школьную жизнь настоящей. Для этого вернемся к основам. А самой настоящей вещью в жизни, ее смыслом, если вы основываете свою жизнь на науке о тождественности, являются вопросы: “Кто мы? ” и “Зачем мы здесь? ”:

1) Мы духовная душа, не тело.

2) Наше естественное положение – подчиняться Верховной Личности. Мы – не Бог. Мы – неотъемлемая частичка Бога, точно также как и все остальные живые существа.

Вы знаете, что это означает? Это означает, что все здесь – ваши родственники. Если ваш брат сильно ударился, вы расстраиваетесь. Почему? Поскольку он ваш брат, правильно? Чем больше и больше вы начинаете ощущать, что вы - искорка Кришны, Его неотъемлемая частица, ребенок, тем больше вы ощущаете, что и все остальные - дети Бога.

Затем вы начинаете чувствовать, что когда кому-нибудь другому больно, вам это не нравиться. Вам не нравится их страдание. Вы хотите уберечь их от страдания. Да? Теперь, ваше естественное занятие – служить Кришне, Богу. И от служения Богу нельзя отделить служение Его детям, помощь им, работу ради их благополучия, заботу о материальном и духовном благополучии всех Его детей. А это требует принятие в расчет всех аспектов нашей жизни: политики, преступной системы, семейной жизни, биологии, ядерной энергетики, того и сего, нужно учесть все, поскольку вы имеете дело с материальным и духовным благополучием людей.

 

Это понятно? Вы начинаете интересоваться всем, всем, что касается материального и духовного благополучия людей. Посмотрите на любой предмет, он связан с материальным или духовным благополучием. Тем или иным образом. Что бы это не было: генетическая инженерия, биология, или использование людей, как если бы они были просто вещами, правильно? Что бы то ни было. Или политика, где они делают так, что эксплуатация людей мешает их духовной и материальной жизни. Итак обязанность родителей и учителя – сделать так, чтобы наука о тождественности стала основанием для понимания детьми их тождественности.

 

Они должны понимать, что мы все – родственники, что все живые существа – родственники. Мы все связаны, мы братья и сестры, правильно? Теоретически, философски, вы понимаете это. Теперь, то что вы должны сделать – это начать учить их осознавать то, что происходит с их братьями и сестрами. Что происходило с их братьями и сестрами в прошлом, например с евреями, которых дискриминировали и уничтожали просто потому, что у них другой тип тела и евгеника, это “окончательное решение”. Другими словами, вы должны связать это. А не просто заставлять запоминать то, что написано в этом дурацком учебнике истории. К черту учебник истории.

 

Единственная причина, для че






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.