Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сандхья






Вайдика-сандхъя — это обряд, совершаемый дваждырожденными кастами трижды в день — утром, в полдень и вечером. Утренней сандхъе предшествуют следующие действия. После пробуждения произносится мантра, призывающая Тримурти, солнце, луну и планеты, а также производится приветствие г уру. Индуистский двиджа затем провозглашает мантру: «Я — Дева. В действительности я — беспечальный Брахман. По своей природе я вечно свободен и пребываю в форме бытия, сознания и блаженства». Затем он предлагает все действия в течение дня Божеству, исповедуется в присущих ему слабостях221 и молится о том, чтоб он мог поступать правильно. Затем, вставая с постели и прикасаясь к земле правой ногой, двиджа говорит: «Ом. О, Земля! Приветствие тебе, г уру всего, что является благим». После отправления естественных надобностей дваждырожденный совершает ачаману (питье воды маленькими глотками) с мантрой, чистит зубы и делает утреннее омовение222 в сопровождении мантры. Затем он наносит кастовый знак (тилаку) и совершает тарпанам, или жертвенное возлияние воды девам, риши и питри. Далее следует сандхъя. Она состоит из ачаманы, марджджана-снаны (окропления всего тела водой, набранной в ладонь с листом травы куша), пранаямы (регуляция праны через ее проявление в дыхании), агха-маршаны (изгнания персонификации греха из тела); молитвы к Солнцу и (при канонической сандхъе) безмолвного повторения (джапы) гаятри-м-нтры, состоящего из призывания (аваханы) Гаят-ри Деви, риши-ньясы и шаданга-нъясы (см. ниже), медитации на Гаят-ри Деви — утром как на Брахмани, в полдень — как на Вайшнави, и вечером — как на Рудрани; джапы гаятри-мантры определенное число раз и ритуального расставания (висарджанъг) с Деви, за которым следуют другие мантры223.

Помимо брахманической вайдика-сандхъи, от которой шудры отстранены, существует тантрическая сандхъя, которая может совершаться всеми. Общие черты ее подобны первой, обрядность проще, мантры другие и используются тантрические биджи (мантры-«семена»).

ПУДЖА

 

Это слово — общераспространенное наименование поклонения, имеющего в санскрите многочисленные синонимы224. Пуджа совершается ежедневно и предназначается Ишта-девате, или частному Божеству, которому поклоняется садхака. У шактов — это Де-ви, у вайшнавов — Вишну, и т.д. Несмотря на то, что Ишта-девата является главным объектом поклонения, во время пуджи все поклоняются Панъча-девате, или Пяти Божествам — Адитье (Солнцу), Га-неше, Деви, Шиве и Вишну (или Нараяне). После поклонения Панъча-девате поклоняются семейному Божеству (Кула-девате). Им обычно бывает Ишта-девата. Подобно врате, пуджа характеризуется как комья, если совершается ради достижения определенной цели. Ей предшествует санкальпа, то есть утверждение в решимости совершить поклонение и цели, ради которой оно совершается225.

Существуют шестнадцать упачар, иди того, что совершается или используется в пудже: 1. асана (сиденье для изображения); 2. свагата (приветствие); 3. падъя (вода для омовения стоп); 4. аргхъя (предложение несваренного риса, цветов, сандаловой пасты, травы дур ея226 и т.д., предлагаемых Девате в сосуде); 5 и 6. ачамана (вода для питья мелкими глотками, предлагаемая дважды); 7. мадхупарка (мед, топленое масло, молоко, творог, предлагаемые в серебряном или латунном сосуде); 8. снана (вода для омовения); 9. васана (одежда), 10. абхарана (драгоценности); 11. гандха (подносятся духи и сандаловая паста); 12. пушпа (цветы); 13. дхупа (благовонные палочки), 14. дипа (светильник); 15. найведъя (подношение пищи); 16. вандана, или намаскара (молитва). Используются и другие предметы, которые варьируют в зависимости от и уд ж и. Это, например, лист тула-си в Вшину-пудже и лист бильеы в Шива-пудже. Произносимые мантры тоже варьируют в зависимости от поклонения. Сиденье (асана) поклоняющегося очищается. Производится приветствие покровительствующей и поддерживающей Шакти (адхара-шакти), дабы Она поддержала и укрепила силы; очищаются вода, цветы и т.д. Все мешающие духи изгоняются (бхутапасарпана) и десять стран света защищаются от их нападения троекратным ударом левой стопы о землю с повторением астра-биджи пхат и щелчками пальцев (дважды) вокруг головы. Совершается пранаяма (регуляция дыхания) и (см. ниже) очищаются стихии тела (бхута-шуддхи).

Пуджа включает в себя также н ь ясу (ем. ниже), дхьяну (медитацию), предложение упачар, джапу (ем. ниже), молитву и почтительный поклон (пранаму). В Ашта-мурти-пудже ШивыДева почитается в восьми формах как Шарва (Земля), Бхава (Вода), Рудра (Огонь), Уг ра (Воздух), Бхима (Эфир), Пашупати (Жертвователь, или яджамана), Ишана (Солнце) и Махадева (Луна)227.

ЯДЖНЯ

 

Это слово, происходящее от корня «ядж» («поклоняться; почитать»), обычно переводится как «жертва». Однако санскритское слово сохранено в этом переводе, поскольку яджня означает также и нечто иное, отличное от того, что понимается английским читателем под значением слова «засгШсе». Так, «пять великих жертв» (паньча-махаяджня), которые должны ежедневно совершать» ся брахманами, это: хома22*, включающая жертвоприношение Вашивадеве229; бхута-яджня, или боли, в которой подношения предназначаются Девам, бхутам и другим духам, а также животным; питрияджня, или тарпана, — возлияние воды питри; Брахма-яджня, или изучение Вед, и, наконец, манушья-яджня230, или гостеприимство (атитхи-сапарья). Этими пятью яджнями поклоняющийся помещает себя в правильные отношения со всеми существами, утверждая эти отношения между Девами, питри, духами, людьми, органическими творениями и собой.

Хома, или Дева-яджня, — это совершение жертвенных подношений Огню, переносящему их к Деве. Приготовляется яма (кунда) для огня, и огонь, взятый из дома брахмана, освящается мантрой. Мантрой «Йам вахни-чайтаньяя номах» Огонь делается сознательным, затем он приветствуется и именуется. Далее идет медитация на три пади (см. выше) — иду, пингалу и сушумну — и на Агни, божество Огня. Совершаются приношения Ишта-девате, пребывающему в Огне. После пуджи Огня идет приветствие (такое же как в шаданга-нъясе), и затем очищенное топлением масло выливается деревянной ложкой в Огонь с мантрой, начинающейся с Ом и оканчивающейся возгласом «сваха». Хома бывает различных видов, некоторые из них описываются в тексте. Она совершается либо ежедневно, как, например, обычная нитъя-вайшвадева-хома, либо при особых обстоятельствах, таких как упанаяна, или обряд священного шнура, женитьба, врата и тому подобное. Она имеет различные виды, такие как пра-яшчитта-хома, сршитикрит-хома, дхара-хома и другие, некоторые и з которых встречаются в тексте.

Кроме упомянутых существуют и другие яджни. Ману повествует о четырех видах: дева, бхаута (где используются те же предметы и ингредиенты, что и в случае хомы, дайвы, балы), нри-яджня и питри-яджня. Есть некоторые упоминания также о джаяа-яджне, дхъяна-яджне и т.п. Яджни классифицируются также в соответствии со склонностями и намерениями поклонника как саттвические, рад-жасическис и тамасические.

ВРАТА

Врата составляет часть наймиттики, или добровольной кар - мы231 Она является причиной добродетели (пунъи) и совершается ради достижения ее плода. Врата бывает различных видов. Вот некоторые из важнейших: Джанмаштами — на день рождения Кришны, Шиваратри — в честь Шивы, а также Шат-паньчами, Дурваштами, Тсша-навами, Ананта-чатурдаши, совершаемые в особое время в честь Лакшми, Нараяны и Ананты. Остальные могут совершаться в любое время, как, например, Савитри-врата (только женщинами)212 и Карттикея-пуджа (только мужчинами)231. Великой вратой является прославленная Дурга-пуджа, махаврата в честь Д еви в Ее облике Дурги, которая будет продолжаться, пока существуют солнце и луна, и которая, однажды начавшись, должна продолжаться всегда. Существуют многочисленные другие врат ь/, получившие широкое распространение в Бенгалии и не основанные на авторитете шастр, такие как Мадху-санкранти-врата, Джала-санкранти-врата и другие. Хотя каждая врата имеет свои особенности, некоторые черты являются для врат самых различных видов общими. Есть общность в под-готовке и в выполнении сапкальпы, например, половое воздержание, питание особой пищей, такой как хавшиъянна™, пост, омовение. Не употребляются ни рыба, ни мясо. Ум концентрируется на поставленных целях, дается обет и проявляется решимость его исполнить. Перед началом враты почитаются Солнце, планеты и Кула-девата, и с помощью мантры «сурйах сомо-йамах кала» все девы и и другие сущности призываются на сторону поклонника, В ведических вратах санкальпа235 выполняется утром, а сами враты делаются до полудня.

ТАПАС

 

Этот термин обычно переводится как обозначающий епитимью или аскетические подвиги. Действительно, он включает все это в себя. Хорошим примером будет четырехмесячный пост (натур-масъя), сидение между пятью огнями (панънагни-manax) и тому подобное. Однако понятие это имеет и более широкое значение, и в широком смысле тапас бывает трех видов: шарира, или физический, телесный; вачикатапас речи; манаса — в уме. Первый включает в себя внешнее поклонение, почитание и поддержку, оказываемые гуру, брахманам, а также мудрость (праджлю), физическую чистоту, воздержание, простоту жизни и непричинение вреда любым существам (ахимса). Вторая форма включает правдивость, доброту, мягкость, благоприятную речь и изучение Вед. Третий, или умственный, тапас включает сдержанность, очищение и совершенствование характера, спокойствие и молчание. Каждый из этих видов имеет три подразделения, поскольку тапас может быть саттвика, раджасика или тамасика в зависимости от способа осуществления — с верой и без привязанности к его плоду; или ради его плодов; или же он совершается из гордости, дабы снискать почести и мирскую славу; или, наконец, к нему прибегают невежественно либо с намерением повредить или уничтожить других, как, например, садхана тан-трика-шаткармы236, когда садхана совершается с недоброжелательной целью (абхинара).

ДЖАПА

Джапа определяется как «видханена мантроннаранам», или повторяемое возглашение или рецитация, то есть цроизнесение мантры согласно заданным правилам" 7. Согласно «Тантра-саре», она бывает трех видов: вачика, или словесная, джапа, при которой мантра повторяется вслух, а также пятьдесят звуков матрики, когда они произносятся как носовые и с носовым бинду, упамшу-джапа — вид более высокий, в этом случае губы и язык двигаются, но звука не производят, разве что иногда слабый шепот. И, наконец, высшая форма, называемая манаса-джапой, или мысленным повторением, когда нет ни звука, ни движения внешних органов, а только повторение в уме, сосредоточенном на значении мантры. Единственная причина, из-за которой разным формам приписывается неодинаковое значение, состоит в том, что при произнесении слов вслух (в случае вачика-джапы) ум занят мыслями о словах и процессе правильного произнесения (в случае упамшу-джапы) и тем самым в той или иной степени отвлекается от фиксации внимания на сути мантры. Джапы различных видов обладают свойственным им значением, применительно к мысли, а также и к ее материализации в звуке слова. При выполнении джапы следует соблюдать предписанные условия. Они касаются физической чистоты, расчесывания волос, ношения шелковых одеяний, сидения (асаны), отстраненности от некоторых неблагоприятных состояний ума и действий, а также включают сами условия, устанавливающие способ произнесения. До тех пор, пока она не будет провозглашена определенное число раз, джапа бесполезна. Превосходным считается возглашение ее 108 раз. Подсчет ведется либо с помощью малы, т.е. четок (д ж апа - малы), либо большим пальцем правой руки на суставах пальцев той же руки (кара-джапа). Метод подсчета в последнем случае может видоизменяться в зависимости от мантры 238.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.