Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГАЯТРИ-МАНТРА






Гаятри-мантра — наиболее священная из всех ведических мантр. В ней, как в семени, содержится вся Веда. Она звучит:

Ом бхур бхувах свах тат савитур веренйам бхарго девасйа дхймахи дхийо йо нах прачодайат ом

«Ом. Предадимся созерцанию всечудного света Божественного

Творца (Савитри) земной, воздушной и небесной сфер. Да направил Он наши помыслы [к достижению дхармы, артхи, комы и мокши Ом».

«Гаятри-вьякарана» Йоги Яджнявалкьи приводит такое разъяснение: «Тат» — То200. Слово «йат» (который) понятно209. «Савитух» — притяжательный падеж от «Савитри», образованного, в свою очередь, от корня «су», означающего «порождать». Савитры таким образом, — Тот, Кто вызвал к существованию все сущее Солнце (Сурья) является причиной всего существующего, а также то го состояния, в котором все существует. Как порождающий и творя щий все существа, Он называется Савитри. «Бхавишья-пурана» го ворит, что Сурья — это видимый Девата. Он — Око мира и Создатель дня. Нет Деваты, подобного Ему. Вселенная эманировала из Него и вновь будет вобрана в Него. Время также происходит из Не го и в Нем пребывает. Планеты, звезды, Басу, Рудры, Вайю, А гни ц все остальные Девы —только части Его. Под «бхаргах» понимается Адитъя-девата, пребывающий в области Солнца (Суръя-мандалё) во всем своем могуществе и славе. По отношению к Солнцу Он — тоже, что наш Дух (Атма) — по отношению к нашему телу. Хотя Он во внешнем, или материальном, мире и пребывает в области Солнца, он также пребывает внутри нас. Он — Свет света в солнечном круге и Свет жизни всех существ. Так как Он пребывает во внешнем эфире, то Он также есть и в эфирной области человеческого сердца. Во внешнем эфире Он — Сурья, а во внутреннем эфире Он — всечудный Свет, Недымящий Огонь. Иными словами, эта Сущность, ощущаемая садхакой в области сердца, есть Адитъя на небосводе. Двое суть одно. Слово образуется двумя способами: 1. От корня «бхридж» — «созревать, придавать законченный вид, разрушать, обнаруживать, светить». При таком словообразовании Сурья — это Тот, кто взращивает и преображает все существа. Самосветящийся, Он обнаруживает самосущим светом все проявленные формы. Он — Тот, кто при конечном растворении (пралайе) в своем образе всепоглощающего Огня (калагни) растворит все формы. 2. От корня «бха», означающего подразделение всех форм на различные классы; «ра» = цвет, поскольку Он наделяет определенным цветом все сотворенные формы; «га» означает, что Он — постоянно уходящий и возвращающийся. Солнце распознает все формы, окрашивает их в различные цвета и постоянно уходит и возвращается. Как говорит «Брахмана-сарвасва»: «Бхаргах — это Атма всего сущего, подвижного и неподвижного, в трех локах (Бхур бхувах свах). Нет ничего проявленного помимо Него.

Девасъя — это родительный падеж от «дева», согласующийся с «Савитух». Дева неубывающе лучезарен и игрив (лиламайя). Сурья пребывает в постоянной игре с творением (сришти), существованием (стхити) и разрушением (пралайеи), Он радует всех своей лучезарностью праздничного сияния («лила», применительно к Брахману, является эквивалентом майи). «Вареньям» = варания, «восхитительный». Следует медитировать на Него и восхищаться Им, тогда мы сможем освободиться от несчастья рождения и смерти. Те, что остерегаются повторного рождения, что желают свободы от смерти и стремясь к освобождению, стараются избежать трех видов боли (тапатрая), которые бывают адхъятмика, адхидайвика и ад-хибхаутика, те медитируют на Бхаргу и почитают Его. Пребывая в области Солнца, Он Сам проявляется как три сферы, именуемые Бхурлока, Бхуварлока и Сварлока. «Дхимахи» = дхйайема, от корня «дхйаи»: «мы медитируем на...», или «предадимся созерцанию...»

«Прачодаят» — «да направит Он». Гаятри не оглашена в виде однозначного утверждения, но все же устанавливается, что речь идет о пути в сторону чатурварги, или четверичном пути, состоящем из дхармы, артхи, комы и мокши (благочестия, благополучия, желания его осуществления и освобождения — см. ниже). Бхар - га постоянно направляет наши внутренние способности (буддхи-вритти) по этому пути.

Мантра, рассмотренная выше, это ведическая гаятри, которая согласно ведической системе, может произноситься только дваждырожденными. Шудрам (без разницы, мужчинам или женщинам), а также женщинам всех остальных варн это запрещено. Тантра, имеющая свою собственную гаятри-мантру, не проявляет подобной исключительности. «Маханирвана-тантра» (гл. III, стихи 109-111) дает Брахма-гаятри для почитателелей Брахмана: «Пара-мешварайа видмахе парататтвайа дхймахи / тан но брахма прачо-дайат (Да постигнем мы Высшего Господа. Предадимся созерцанию Высшей Сути. И да направит нас Брахман)».

ЯНТРА

 

Это слово в наиболее общем смысле означает инструмент или то, чем что-либо делается. В поклонении янтра — это то, посредством чего ум, фиксировавшись, сосредотачивается на объекте поклонения. «Йогини-тантра» говорит, что Деви может быть почитаема либо в образе (пратиме), либо в мандоле? 10, или янтре211. На определенной стадии духовного продвижения садхака обретает способность к почитанию янтры. Сиддха-йогин при внутреннем почитании (антар-пудже) начинает с почитания янтры, которая являет собой знак (санкета) брахма-виджняны, тогда как мантра — это санкета Деваты. Говорится также, что янтра называется так потому, что она подчиняет (ниянтрана) вожделение, гнев и другие грехи дживы и страдания, причиненные ими212.

Янтра — это диаграмма, выгравированная или нарисованная на металле, бумаге или ином материале2", которой поклоняются точно так же, как и образу (пратиме). Как и мантры, янтры связаны с определенными видами поклонения. Поэтому графически янтры представляют собой разные фигуры, определяющиеся объектами поклонения214. На обложке этой книги представлена серебряная Га-ятри-янтра, принадлежащая автору (см. на стр. 19 русского издания книгиприм, переводчика). В центральном треугольнике выгравированы слова: «Шри Шри Гаятри Деви сва-прасада сиддхим куру (Шри Шри Гаятри Деви, одари меня успехом)», а в каждом внутреннем треугольнике изображены биджи хрим и храх. В пространствах, образованных пересечениями наружних овалов, располагается биджа хрим. Наружный обрамляющий круг содержит биджу тха, в данном случае означающую «сваха», обычно используемую для завершения женской мантры, или видъи. В восемь лепестков лотоса, вырастающих из обрамления, вписаны биджи х рим, им и храх. Самый внешний обрамляющий круг содержит всю матрику, или буквы алфавита, от а-кары до лакши215. Все это окаймлено по общему для всех янтр способу бхупурой, посредством которой янтра отделяется от внешнего мира216. Янтра с вписанной в нее мантрой служит (когда это необходимо) в качестве мнемонического чертежа мантры, соответствующей тому Девате, чье присутствие подлежит вызыванию в янтре. Как и в случае пратимы, почитанию янтры предшествуют некоторые предварительные приготовления. Поклоняющийся сначала медитирует наДевату, и затем пробуждает Его или Ее в себе. Затем он переносит пробужденное таким образом божественное присутствие на янтру. Когда в янтре, благодаря применению соответствующей мантры, пробуждается Девата, в нее вливаются жизненные дыхания (праны) Деваты с помощью церемонии прана-пра-тиштхи, мантры и мудры. Таким образом Девата устанавливается в янтре211, которая теперь не является уже больше просто грубым предметом, скрывающим Дух, покоящийся и извечно пребывающий в ней, но наполнена Его пробужденным присутствием. Это реальное присутствие садхака сначала приветствует, а затем почитает. Дев ата и янтра — это мантра в том смысле, что она есть тело Деваты, который есть мантраш.

МУДРА

 

Термин «мудра» образуется от корня «муд» — «радовать», и в своей форме упасаны она называется так потому, что доставляет удовольствие Девам (деванам мода-да мудра тасмат там йатнаташ чарет). Говорится, что их 108, из которых обычно употребляется 55, как наиболее используемых219. Термин означает ритуальные жесты в поклонении или положении тела в практике йоги. Так, к первым относится матсъя (рыба)- мудра, выполняемая при совершении предложения аргхъи; она делается наложением правой руки на тыльную сторону левой и плавникообразным простиранием больших пальцев в обе стороны с таким устремлением, чтобы раковина, наполненная водой, могла восприниматься как океан с морскими животными; и йони-мудра, представляющая этот орган в виде треугольника, образованного большими пальцами, указательными и мизинцами. Эта мудра используется для призывания Деви, чтобы Она пришла и расположилась перед поклонником. Я они следует здесь рассматривать как ее питху или янтру. Упасана-мудра есть не что иное, как наружное выражение внутренней решимости, которая тем самым усиливается. Мудры используются при джапе, поклонении (арчане), дхъяне (см. ниже), камъя-карме (обрядовых практиках, предпринимаемых для достижения частных целей), пратиштхе (см. ниже), с нане (омовении), авахане (призыве), найведъе (предложении пищи) и висард-жане, или отсоединении, от Деваты. Некоторые мудры хатха-йоги описаны в главе «Йога». «Гхеранда-самхита»220 говорит, что знание йога-мудр дарует все сиддхи, а также обеспечивает физические благодеяния, такие как устойчивость, непоколебимость и исцеление от бо лезни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.