Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы ачары






Существуют семь, или, как утверждают некоторые, девять подразделений поклонников. В следующем ниже перечислении дополнительные подразделения заключены в скобки. «Куларнава-тантра» в порядке старшинства перечисляет семь подразделений; первое — ведачара (самое низкое), вайшнавачара, шайвачара, дакши-начара, вамачара, сиддхантачара (агхорачарат, йогачара) и каулача-ра (наивысшая из всех)181. Ачара — это путь, обычай и практика определенных классов садхаков. Они не являются, как иногда полагают, различными сектами, но стадиями, через которые поклонник в этом, или других рождениях должен пройти, прежде чем достигнет высшей стадии каулы. Ведачара192, состоящая из ежедневной практики ведических обрядов, — это грубое тело (стхула-деха), содержащее внутри себя все другие ачары, которые, так сказать, являются его тонкими телами (сукшма-дехами) различных уровней. Поклонение, в основном, носит внешний и ритуальный характер, его цель — укрепиться в дхарме. Это путь действия (крия-марга). Во второй стадии поклонник переходит от слепой веры к пониманию высшей покровительствующей энергии Брахмана, к которой он питает чувство глубочайшей преданности. Это путь преданности (бхакти-марга), и цель этой стадии — в соединении преданности и веры, приобретенной ранее. С возрастающей решимостью к утверждению дхармы и разрушению адхармы садхака переходит к шайвачаре, воинской (кшатрия) стадии, где к любви и милосердию добавляется напряженное усилие и развитие силы. Происходит объединение веры, преданности (бхакти) и внутренней решимости (антар-лакши). Это момент вступления на путь знания (джняна-маргу). Следующей идет дакши-пачара, которая в Тантре означает не «путь правой руки», а «благоприятный путь», то есть подразумевается, что эта ачара благоприятна для выполнения высшей садханы, и поэтому Деви именуется здесь Дакшина-Каликой. Эта стадия начинается с момента, когда поклонник способен выполнять дхъяну и дхарани троичной Шакти Брахмана (крия, иччха, джняна) и понимает общую взаимосвязь (са - манвая) трех гун и продолжается вплоть до получения им пурнабхи-шеки (см. выше). На этой стадии садхака, будучи уже шактой, готов к почитанию троичной Шакти Брахмы, Вишну и Махешвары. Он полностью посвящен в Гаятри-мантру и поклоняется Гаятри Деви,

Дакшина-Калике или Адья-Шакти — единству трех Шакти. Это стадия индивидуалистической брахмана-таттвы, и ее цель — соединение веры, преданности и решимости со знанием троичных энергий. После этого происходит изменение огромной важности, знаменующее собой вступление на путь возвращения (нивритти).

В связи с этим, ачары подразделяют иногда на две обширные группы: дакшиначару (включающую первые четыре) и вамачару (включающую последние три); говорится, что люди рождаются в дакшиначаре, но, проходя через посвящение, принимаются в вамачару. Последний термин не означает, как это вульгарно понимают, «путь левой руки», но поклонение, в которое входит женщина (ва-ма), то есть это лата-садхана. В этой ачаре, кроме того, есть поклонение Вама Деви. «Вама» здесь — «неблагоприятная», в том смысле, что эта стадия неблагоприятна по отношению к правритти, в той или иной степени управляющей предшествующими ачарами. Здесь, в вамачаре, вступают на путь нивритти, или возвращения к источнику, от которого исходит весь мир. До четвертой стадии садхака следовал правритти-марге, то есть шел по пути, уводящему от источника, по тропе мирских удовольствий, хотя и обуздываемых дхармой. Сначала неосознанно, а позднее сознательно, садхака старался имитировать нивритти, которое, однако, может полностью проявиться только после истощения сил противоположного течения, влекущего от источника. Но в вамачаре садхака начинает непосредственно разрушать правритти и с помощью гуру (чья всесторонняя помощь здесь необходима)183, развивать нивритти. Методом на этой стадии является такое употребление сил правритти, которое делает их саморазрушающими. Страсти, связывающие человека, можно использовать так, чтобы они действовали как силы, которыми частная жизнь (чьим сильнейшим проявлением они и являются) возвышается до всеобщей жизни. Страсть, которая до этого попусту растрачивалась, направляемая вниз и наружу, направляется теперь внутрь и вверх и преобразуется в силу. Но это не только низшие физические желания еды, питья и полового сношения, которые должны быть укрощены, садхака должен на этой стадии стараться отсечь все восемь уз (паш), характеризующих пашу и перечисляемых «Куларнава-тантрой»: жалость (дайя), невежество (моха), стыд (ладжджа), семья (кула), обычай (шила), каста (варна), страх (бхайя) и отвращение (гхрина)™. Когда Шри Кришна похитил одежды купающихся гопи и вынудил их приблизиться к нему нагими, он снял искусственные оболочки, которые наложены на человека в сансаре. Гош было восемь, как и узс п яш), и искажения, которыми джива введена в заблуждение, суть одежды, похищенные Кришной. Освободившись от них, джива освобождается от всех уз, возникающих из ее желания, семьи и общества. Тогда она достигает состояния Шивы (шиватвы). Цель вамачары — освобождение от уз, привязывающих людей к сансаре и подготовка садхаки к высшим ступеням садханы, в которых преобладает саттвика-гуна. Для воистину саттвического нет ни привязанности., ни страха, ни отвращения. То, что было начато на этих ступенях, постепенно завершается в последующих, а именно: сиддхантачаре и, согласно некоторым источникам, в агхорачаре и йогачаре. Садхака становится все более и более свободным от темноты сансары, и н е привязывается ни к чему, ничего не ненавидит и ничего не стыдится, будучи свободным от искусственных уз семьи, касты и общества. Подобно самому Шиве, садхака становится обитателем мест кремации (шмашанов). Он учится достигать высочайших вершин садханы и постигать тайны йоги. Он осваивает движения различных вайго в микрокосме кшудра-брахманды, регуляция которых позволяет жонтролировать склонности и предположения (врит-ти). Он учится: также истине, относящейся к макрокосму (брахман-де). Здесь же гуру наставляет его во внутренней сущности ведачары. Посвящение йо га-дикшей делает его вполне готовым к йогачаре. По достижению совершенства в аштапга-йоге, он готов приступить к высшей стадии каулачары.

Каула-дхарма никоим образом не является сектантской, но наоборот, она сердце всех сект. В этом состоит истинное значение цитируемой ни: же фразы, которая, подобно многим фактам, касающимся Тантры - понята неправильно и использовалась, чтобы отождествить каул с лицемерием: «С виду — шайвы, в собраниях185вайшнавы, в сердце — шакты; под различными формами странствуют каулы по земле» (Антах-шактах вахих шайвах сабхайам вайшна-«амата нана-рупа-дхарах каулах вичаранти махитале). Каула — это тот, кто уже прошел через эти и другие стадии, кто обладает как их собственным сокровенным учением (независимо от того, знают ли их поклонники об этом или же нет), так и учением собственно каулачары. Безразлично, к какой из сект каула принадлежит явно. Форма - это все и ни: что. Она — ничто в том смысле, что у нее нет силы, чтобы ограничить внутреннюю жизнь каулы; и она — все в том, смысле, что знание может наполнить эти присущие ей ограничения универсальным знанием. Так понимаемая форма никогда не связывает. «Вишвасара-тантра» говорит186 о кауле, что «для него нет ни| правил времени, ни места. На его действия не влияют ни фазы луны,: ни положение звезд. Каула совершает земное странствие в различных формах. Временами придерживаясь социальных норм (шишта), он, с точки зрения общепринятых стандартов, в раде случаев вроде бы отпадает (брашта) от них. Иногда он оставляет впечатление чего-то сверхъестественного, наподобие духа (бхуты или пишачи). Для него нет разницы между грязью и сандаловой пастой, сыном и врагом, домом и местом кремации». На этой стадии садхака достигает брахма-джняны, которая есть истинный гнозис в его совершенной форме. Получив же махапурна-дикшу, он совершает свой похоронный обряд и умирает для сансары. Сидя в одиночестве в каком-нибудь уединенном месте, он остается в постоянном самадхи, достигая его в форме, известной как нирвикалъпа. Великая Мать, Высшая, Пракрити Махашакти, пребывает в сердце такого садхаки. Он становится парамахамсой и прижизненно освобожденным (дживанмук-той).

Не следует, однако, считать, что все эти стадии должны быть обязательно пройдены каждой дживой в течение одной жизни. Наоборот, они обычно проходятся в течение множества рождений. Ткать духовное одеяние рекомендуется с того места, где это было прекращено в прошлом рождении в связи со смертью. В текущей жизни садхака может начать с любой стадии. Если он рожден в к я у - лачаре и поэтому является каулой в полном смысле этого слова, то это произошло потому, что в прошлом рождении упорной садханой на предыдущих стадиях он завоевал эту возможность вступления на этот путь Знания Шакти, приобретаемого, по словам «Нируттара-тантры», после многих рождений. Согласно «Маханирвана-тантре», предрасположенность ума к каулачаре — результат заслуг, приобретенных в предыдущих рождениях.

МАНТРА

Шабда, или звук, исходящий от Брахмана и, как таковой, яв-тяющийся причиной брахманды, — это самопроявление Чит-Шак-пш. «Вишвасара-тантра» говорит187, что Парабрахман существует в 1еле дживатмы а качестве Шабдабрахмана, чья субстанция — все мантры. Он бывает либо безбуквенный (дхвани), либо буквенный (варна). Первый, дхвани, представляет собой тонкую форму жизненной шакти дживы. Как утверждает «Прапаньча-сара», брахманда пропитана шакти, состоящей из дхвани. Эту шакти называют также надой, праной и тому подобным образом. Проявление грубой (стху -/ а) формы шабды невозможно, если шабда не существует в тонкой (cvKuma) форме. Мантры представляют собой все аспекты Брахма-па и проявления Кула-Кундалини. С точки зрения философии, шабда — это гуна акаши, или эфирного пространства. Однако она не порождается ака ш ей, а проявляется в ней. Шабда сам является Брахманом. Однако, как в физическом пространстве волны звука производятся движениями воздуха (вайю}, так и пространстве внутри тела д живы волны звука производятся от движений жизненного воздуха (прана-вайю) и процессов вдоха и выдоха. Шабда возникает сперва в мулад xape, и то, что нам известно как шабда, есть в действительнос-ти, шакти, дающая жизнь дживе. Ее присутствие в муладхаре является причиной сладостного, смутного и жужжащего дхвани, звучащего подобно жужжанию раздраженной пчелы.

Наиболее тонкий аспект звука, который первым появляется в муладхаре, называется пара. Достигая сердца, уже будучи менее тонким, он известен как пашъянти. Соединившись с б уддхи, он становится еще более грубым и называется мадхъяма. Наконец, в совсем грубой форме он выходит изо рта как вайкхари. Подобно тому, как Кула-Кундалини, чья субстанция — все варны и дхвани, есть ни ч го иное, как Параматма и его проявление, так и субстанцией всех мантр является сознание (чит), несмотря на наличие у них внешних проявлений, таких как звук, буквы и слова. В действительности буквы алфавита, известные как акшары, — это янтры нерушимого (ак - ишра) Брахмана. Это, однако, реализуется только садхакой, у которого шакти, порожденная садханой, едина с мантра-шакти.

Это стхула, или грубая, форма Кула-Кундалини, выступающая в различных аспектах, как различных деватах. Она является руководящей (адхиштхатри) Деватой всех мантр, оставаясь при этом тонкой (сукшма) формой, к которой стремятся все садхакы. Когда настойчивым усилием с ад хаки пробуждена мантра-шакти, только тогда появляется руководящий Девата. По достижении совершенства в мантра-сиддхи, Девата, будучи саччиданандой, проявляется. Отношения и взаимодействия между варной, надой, бинду, гласными и согласными в мантре — всего лишь проявление Деваты в различных формах. Тем или иным варнам присущи определенные вибхутщ или аспекты Деваты, но совершенная шакти проявляется только в единой целостной мантре. Никакое отдельное слово или буква мантры еще не может быть мантрой. Только та мантра, в которой активный Девата выявил единое целое из ее частных аспектов, действительно способна выявить этот аспект, и поэтому она называется индивидуальной мантрой установленного частного аспекта, Форма индивидуального Деваты, следовательно, возникает из целого частной мантры, для которой выявляющий Девата представляет руководящего (адхиштхатри) Девату.

Мантра состоит из отдельных букв, организованных в определенную последовательность звуков, для которых эти буквы являются представляющими их знаками. Чтобы провести определенный эффект, мантра подлежит произнесению (интонированию) должным образом, согласно сваре (ритму) и варне (звуку)188. Ее содержательный источник следует искать в Ведах, Пуранах и Тантрах. Последние являются, по существу, мантра-шастрой, именно поэтому о них говорят, как о воплощенной Шастре, утверждая, что Тантры, состоящие из мантры, это — Параматма, Ведыдживатма, даршаны (системы философии) — органы чувств, Пураны — тело, а Смрити — члены. Таким образом. Тантра — это шакти сознания, состоящая из мантры. Мантра — это не то же самое, что молитва или самопосвящение (атма-ниведана). Молитва выражается в тех словах, которые выбирает поклонник, и ее значение содержится в ней в явном виде. Только по неразумению и незнанию принципов шастр можно полагать, что мантра представляет собой просто чередование слов, которыми выражается сущность сказанного и предназначаемого Божеству. Если бы это было так, то садхака мог бы выбирать свой собственный язык, не прибегая к незыблемо установи ленным и вполне определенным звукам Шастры.

Мантра может передавать, а может и не передавать в явном виде свое значение. Биджа (семя)-л/ антр б/, такие, например, как айм, кшм, хрим и т.п., в контексте обычного словоупотребления не име-ют никакого значения. Посвященный садхака, однако, знает, что их содержательным значением является собственная форма (сварупа) индивидуального частного Д еват ь/, чьими мантрами они являются, и что в целом мантры — это дхвапи, вынуждающие к утонченному звучанию все буквы и звуки, существующие во всем, что мы говорим щи слышим. Кроме того, каждая мантра представляет форму (руну) Б рахмана. Хотя они и проявляются в форме и звуке букв алфавита, Шacmpa говорит, что те, кто полагают и думают, что гуру — это просто человек, а мантра — только буквы алфавита, неправы и отправятся в ад.

От мананы, или правильного размышления, возникает ре-ачьное понимание монистической истины, что субстанция Брахмана и б рахманда — это одно и то же. «Man» в мантре происходит от первого слога слова «манана», а «-тра» — от «трапы», или освобождения от уз сансары, феноменального мира. Соединение «ман» и « - тра» называется «мантрой», то есть тем, что вызывает к реализации (имантрана) чатур-варгу (см. ниже), или четыре цели жизни воспринимающего чувствующего существа189. Поэтому, если простая молитва зачастую заканчивается ничем иным, как просто материальным звуком, то мантра обладает мощной и неотразимой силой, она слово силы (плод которой — мантра-сиддхи) и поэтому способна обеспечить чатурваргу, недвойственное восприятие и мукти. Уместно и утверждение, что сиддхи — один из результатов джапы (см. ниже).

Мантрой приобретается и упорядочивается устремление к Девате. Благодаря сиддхи, заключающимся в мантре, открывается видение трех миров. Хотя поклонение (пуджа), чтение (патха} гимнов (става), огненное жертвоприношение (хома), дхъяна, дхарана, самадхи (см. ниже) и дикша-мантры объединены единой целью, все же дикша-мантра обладает гораздо большей мощью. Это объясняется тем, что, в первом случае при этом действует только садхана-шакти самого садхаки, тогда как во втором его собственная шакти соединяется смантра-шакти, которая содержит в себе откровение и силу огня, сильнее чего ничего нет. Особая мантра, получаемая при посвящении (дикше)биджа, или мантра -семя, посеянное на поле сердца садхаки, и тантрические практики сандхьи, ньясы, пуджи, а также другие подобные элементы Тантры образуют ствол и ветви покрытые листьями и цветами — гимнами восхваления (стути), молитвой и почитанием (вандапой), — плодом же является кавача, состоящая из мантры.

Мантры подразделяются на солнечные (саура) и лунные (саумъя), мужские, женские и нейтральные. Солнечные мантры — мужские, а лунные — женские. Мужские и нейтральные называются мантрами. Женская мантра известна как видъя. Нейтральные мантры, такие как пуранические (паураника), оканчивающиеся на «номах», даются при недостатке силы и жизненности у других людей. Мужские и женские мантры оканчиваются по-разному. Так, например, хум и пхат — мужские окончания, а тх я м или сваха — женские190.

«Нитья-тантра» называет мантры различными наименованиями в зависимости от количества слогов в них: однослоговые мантры называются пиндами, трехслоговые — картари, мантры с числом слогов от четырех до девяти — биджами, от десяти до двадцати слогов — мантрами, а более чем с двадцатью слогами — ма ла ми. Однако, обычно термин «б ид ж а» применяется к однослоговым мантрам. Тантрические мантры, называемые биджами, названы так потому, что они — семя плода, который есть сиддхи, а также и потому, что они составляют саму квинтэссенцию мантры. Это краткие, не имеющие этимологии слова, такие как хрим, шрим, крим, хум, айм, пхат и т.д., которые могут быть найдены по всему тексту191. У каждого Деваты имеется своя биджа192. Первичная мантра Деваты известна как коренная мантра (мула-мантра). Отмечается также, что слово «мула» обозначает тонкое тело Деваты, называемое также камакалой. Произнесение мантры без знания ее значения или мантрического метода является просто движением губ и ничего более Мантра спит. Существуют различные процессы, предваряющие и влекущие за собой ее правильное произнесение; процессы эти также состоят из мантр, такие как: очищение рта (мукха-шодхана)193; очи щение языка (джихва-шодхана)194 и мантры (ашауча-бханга)195; куллу ка 196; нирвана191', сету19*', пидра-бханга199', пробуждение мантры мантра-чайтанъя, или придание жизни (или жизненной силы) мантре 200; мантрартха-бхавана, формирование мысленного образа Боже ства201. Для мантры существует также десять самскар 202. Дипани — семикратная джапа биджи, предваряемой и завершаемой слогом ОМ

и завершающаяся им. Если хрим используется вместо Ом, то это праа-йога. Йони-мудра — это медитация на гуру в голове и на Ишта-девату в сердце, а затем — на Йони-рупа-Бхагавати от головы к му - ладхаре, и от муладхары к голове, совершая при этом д ж апу йони - биджи (эм) десять раз203. Мантра — это и есть Девата. Поклонник пробуждает и оживляет ее усилием чит-шакти, убирая всякую мысль о букве, проходя шесть ч акр и созерцая Непорочную204. Шак-ти мантры представляют собой вачака-шакти, то есть средства, которыми достигается вачъя-шакти, или объект достижения с помощью мантры. Сагуна-шакти пробуждается садханой и почитается как открывающая врата, ведущие к достижению вачъя-шакти. Поэтому Мать в Ее форме сагуна является главенствующим Божеством (адхиштхари-деватой) Гаятри-мантры. Как ниргуна (бесформенная). Она тождественна своей вачъя-шакти. В действительности они являют собой одно целое, однако человек (джива) по законам своей природы и трех ее гун должен сначала медитировать на грубую (стхула) форму205, прежде чем сможет реализовать тонкую (сукшма) форму, свою Освободительницу.

Мантра Деваты тождественна самому Девате. Ритмические вибрации ее звуков не только регулируют неустойчивые вибрации оболочек поклонника, тем самым трансформируя его, но из нее возникает та форма Д еваты, которой она является206. Мантра-cuddxu — это способность сделать мантру эффективной и вступить в обладание ее результатом207. В этом случае мантра дарует мантра-сиддхи. Мантры классифицируются как сиддха, садхья, сусиддха и ари, смотря по тому, являются ли они друзьями, слугами, охранителями или разрушителями —что это значит, каждый садхака определяет посредством чакральных расчетов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.