Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика рынка несовершенной конкуренции






Несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

К основным признакам монополии следует относить:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт.

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него. Объем производства велик и влияет на формирование цены на рынке.

3. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

4. Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

5. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher). Монополист получает сверхприбыль если монопольная цена будет больше предельных издержек и предельного дохода (Р> MR=MC).

В экономической литературе встречаются различные классификации видов монополии. Например, одни авторы выделяют: естественную чистую монополию – когда естественно выгоднее иметь одного производителя. Под естественной монополией при этом понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Например, метро, единая энергосистема страны, железная дорога страны и т.п. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами (например, минеральной водой из источника «Боржоми»). Искусственную монополию – когда монополия специально создается. Например, монополия на продажу спиртных напитков, соляная монополия Петра I и т.п. Экономическую монополию – когда конкурентная борьба идет до конца, пока не останется один производитель. Это бывает крайне редко. Например, англо-франко-бельгийская алмазная компания Де-Бирс.

В учебнике под редакцией В.Д.Камаева [c.184] дается другая классификация: естественная монополия; закрытая монополия, когда правительство в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляет изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так выросли всемирно известные фирмы «Ксерокс», «Полароид» и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием); открытая монополия. Ими являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию. Интересная классификация предложена А.Г.Войтовым. Он выделяет кредитную, торговую, промышленную монополии.

Экономический вред монополизации рынка проявляется в следующем:

§ Увеличение прибыли происходит за счет роста цен без снижения издержек производства.

§ Снижение стимулов к совершенствованию технологии, повышению эффективности производства.

§ Ценовая дискриминация – продажа товара данного качества по различным ценам разным покупателям.

Например, в музеях устанавливается низкая плата для студентов, школьников и пенсионеров (их спрос более эластичен, чем у остальных посетителей) и очень высокая - для иностранцев (их спрос совершенно неэластичен). Примером ценовой дискриминации может служить и установление высокой цены за первые просмотры кинофильма с последующим снижением цены, когда он поступает в массовый прокат.

Исследование проблем монопсонии является одной из важнейших заслуг профессора Кембриджского университета Джоан Робинсон («Экономическая теория несовершенной конкуренции», 1933).

Монопсония – это ситуация на рынке, когда существует один покупатель и масса продавцов. Монопсония (греч. monos - один, opsonia - покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Например, единственная в хозяйстве железнодорожная компания будет монопсонистом на рынке локомотивов, железнодорожных вагонов, рельсов и шпал (при условии невозможности экспорта этих товаров в другие страны). Наиболее часто встречающимся примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие - покупатель рабочей силы. Например, рынок рабочей силы офицеров, учителей и т.п.

Олигополия («олиго» – немногие, «полио» – продаю)

1. Рыночная структура, в которой доминирует несколько крупных фирм.

2. Продукция преимущественно однородна (производство алюминия), но может быть и дифференцированной (производство автомобилей). вхождение в отрасль для других фирм затруднено.

3. Барьеры для вступления: эффект масштаба, позволяющий сократить издержки на единицу продукции, патенты, лицензии, контроль над источником сырья, огромные расходы на рекламу и т.п.

4. Общей модели поведения олигополиста при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения фирмы в ответ на изменения действий конкурентов, то могут возникать различные ситуации. Например, «ценовые войны» или сговор.

5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость — отличительная черта олигополии.

Фирма находится под сильным влиянием со стороны других фирм – конкурентов и вынуждена учитывать их поведение. Выделяют: некооперативное поведение, которое предполагает, что фирмы самостоятельно определяют объем выпуска и цены товара (отсутствие сговора между фирмами). Возникает угроза «ценовой войны» - последовательное снижение цен с целью вытеснения конкурента и захвата рынка.

Другой формой поведения является кооперативное поведение: сговор или соглашение о разделе рынка и цене на товар.

Монополистическая конкуренция - это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т. е. каждая из множества фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Например, производство зубной пасты, стирального порошка, рынок лекарств и т. д.

Теория монополистической конкуренции была впервые описана в работе Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и независимо от него - Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Как видно из названия, модель монополистической конкуренции совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты.

Основные черты монополистической конкуренции:

1. Ограничено количество продавцов, как при монополии.

2. Объем производства меньше, чем при совершенной конкуренции, а цена, как правило, выше. Производится дифференцированный продукт, имеющий действительные различия по качеству, по услугам, по размещению, мнимые различия, созданные посредством рекламы, упаковки, использования торговой марки. Продукт взаимозаменяемый, но всегда есть приверженцы определенной марки, которые заменять его не будут. Чем меньше дифференциация продукта, тем эластичность спроса будет больше (чем меньше продукция будет отличаться друг от друга, тем быстрее покупатели переключатся на продукцию с более низкой ценой).

3. Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить экономическую прибыль (как на монополистическом рынке) привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля. С другой стороны дифференциация продукции обеспечивает фирмам монополистические преимущества, ограничивая доступность рынка.

4. Здесь отсутствует взаимная зависимость фирм, а тайный сговор практически невозможен. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию: совершенствование своего товара и увеличение его разнообразия, улучшение качества и рекламы.

Монопольная власть невелика. Цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.

5. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т. е. является «искателем цены». Именно убывающая кривая спроса, отражающая существование дифференциации продукта, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной.

Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция социально нежелательным явлением? Во-первых, в условиях монополистической конкуренции цена не слишком отличается от цены при совершенной конкуренции. Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены вкусы покупателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.