Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и условия возникновения рынка






Рынок и конкуренция

В результате разделения труда у людей возникла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом.

Обмен – форма экономических связей между производителями.

Непрерывный процесс отмена продуктами труда является рынком в его простейшем определении. На уровне обывателя рынок – место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (базар, ярмарки, кирмаши, аукцион, биржа). В этом смысле рынок можно рассматривать как форму товарно-экономических отношений

Рынок не является результатом чьей-либо мудрости, творения отдельной личности или государства. Он возникает объективно благодаря развитию разделения труда (ОРТ) и обмену продуктами труда. Рынок предполагает наличие двух субъектов.

 

продавцов участники рыночных сделок

покупателей

 

Субъектами рынка являются: домашнее хоз-во, предприятия (фирмы), гос-во, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения.

Объекты рынка (рыночных отношений) – все то, по поводу чего возникает отношение купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а так же факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы.

Условия возникновения рынка:

· свобода предпринимательского и потребительского выбора (производители сами решают какие товары, когда и в каком количестве производить и по каким ценам продавать)

· отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции

· беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов

Никто и ничто не должны сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов свободной рыночной экономики происходит благодаря развитой системе горизонтальных связей (банки, биржа, оптовые предприятия), которая служит каналами перераспределения ресурсов.

· полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации)

· личный интерес

 

виды рынков и их классификация:

По экономическому назначению рыночных объектов:

· товарный рынок

ü потребительский рынок

Ø рынок продовольственных и непродовольственных товаров

Ø рынок жилья

Ø рынок зданий непроизводственного назначения

ü рынок средств производства

Ø рынок производственных зданий

Ø рынок орудий труда

Ø рынок сырья

Ø рынок материалов

Ø рынок полезных ископаемых

 

 

· рынок информации

ü рынок инноваций

ü рынок информационного продукта (справка, реклама, размножение информации, консультирование, оповещение)

· финансовый рынок

ü рынок капитала (инвестиционный) (предполагает вложение капитала как в производственную так и непроизводственную сферу)

ü кредитный рынок (рынок заемного капитала)

ü рынок ценных бумаг (облигации) (на данном рынке продаются акции облигации, казначейские обязательства, сертификаты и векселя)

ü валютно-денежный рынок (осуществляет купле-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам)

· ранок труда – рынок купле-продажи рабочей силы, выступающий как товар

 

 

по территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства)

ü местный (локальный) рынок

ü национальный (внутренний)

ü мировой (внешний)

ü региональный (в зависимости от национального)

 

По механизму функционирования:

Ø свободные

Ø монополизированные

Ø регулируемые

 

по степени насыщенности:

· равновесный (объемы спроса и предложения совпадают)

· дефицитный (спрос превышает предложение)

· избыточный (предложение превышает спрос)

 

По организации рыночного обмена:

§ оптовые

§ розничные

§ экспортные

§ импортные (ввоз)

 

По форме собственности:

ü частный

ü кооперативный

ü государственный

 

По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный, законный)

2. нелегальный («серый», «черный» рынок) – подпольная торговля, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порно).

Теневой рынок – торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, при неуплате или неполной уплате сборов налогов, пошлин.

 

 

Функции рынка:

Ø регулирующая (рынок воздействует на темпы, пропорции и обновления производства)

Ø стимулирующая (посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику, снижать издержки производства, повышать качество выполняемой продукцмм, расширять ассортимент товаров и услуг)

Ø ценообразующая

Ø распределительная (величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке)

Ø информационная

Ø посредническая (экономически обусловленные производители в условиях ОРТ должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда)

Ø санирующая (рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их сначала предупреждает состоянием цен и уровнем издержек, а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субектов и активно поощряет развитие эффективных производств

Ø дифференцирующая (рынок усиливает значительные расслоения в обществе)

Ø гарантирующая общественную оценку результатов труда (если товар продан, значит произошло его общественное признание, если купле-продажа не состоялась – общество не нуждается в товаре

Ø воспитательная (рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия на рынке)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.