Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упрощенная система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.






Основные понятия и сущность субъектов малого бизнеса.

1. Сущность малого предпринимательства и его функции.

2. Нормативно-правовое регулирование и критерии отнесения к субъектам малого бизнеса.

3. Особенности малого предпринимательства.

4. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства.

 

1 вопрос. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств. С одной стороны, именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, развивается потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и другие, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

Статус предпринимателя как юридического лица приобретается только посредством государственной регистрации предприятия.

В настоящее время малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений; обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка; создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность и что, в конечном итоге, ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики.

Роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянно возрастает. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения и использования свободных производственных мощностей.

Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:

1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4. содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

5. привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

9. формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

10. активизация научно-технического прогресса;

11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

12. содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

13. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 

2 вопрос. В соответствии с ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

Критерии Максимально допустимое значение
Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не более 25%
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц не более 49%
Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства не более 49%
Средняя численность работников за предыдущий календарный год не превышает до 15 чел. – для микропредприятий; 16-100 чел. – для малых предприятий; 101-250 чел. – для средних предприятий
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предыдущий календарный год 120 млн руб. - для микропредприятий; 800 млн руб. - для малых предприятий; 2 млрд руб. - для средних предприятий

 

Предельные значения выручки установлены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров, (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого бизнеса регулируют сл.документы:

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ

2.Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н

3. Информация Минфина РФ от 1.11.2012 г. N ПЗ-3/2012 " Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства"

4. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

5. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 г. № 113н «О внесении изменений в приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н»

6. Письмо Минфина РФ от 26 февраля 2014 года N 07-01-06/8136 «О деятельности малых компаний»

 

3 вопрос. Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль и в экономике развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества:

1. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования.

2. Большая независимость действий субъектов малого предпринимательства.

3. Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений.

4. Относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности.

5. Большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи.

6. Более низкая потребность в первоначальном капитале.

7. Способность быстро вводить изменения в процесс производства.

8. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

9. Привлечение наёмных работников и обеспечение их занятости.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия более способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:

1. Более высокий уровень риска.

2. Недостатки в управлении.

3. Трудности при получении кредитов.

4. Нехватка опыта в коммерческой деятельности.

5. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально.

На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды. Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

4 вопрос. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

В рамках государственной программы Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года оказывается предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидии в следующих видах:

1. Возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита субъектам малого и среднего предпринимательства, привлекающим кредиты с целью приобретения оборудования, а также иные цели, предусмотренные порядком отбора для предоставления государственной поддержки. Возмещение осуществляется в размере, не превышающем ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 затрат по уплате процентов. Годовой размер субсидии одному субъекту малого (среднего) предпринимательства не может превышать 10 млн. рублей.

2. Государственная поддержка на развитие лизинга оборудования:

o возмещения части затрат, связанных с уплатой субъектом предпринимательства лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя, из расчета не более трех четвертых ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент уплаты лизингового платежа субъектом малого и среднего предпринимательства, но не более 70 % от фактически произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства затрат на уплату лизинговых платежей в текущем году;

o возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования осуществляется в размере до 3 млн. рублей по каждому договору лизинга. Размер субсидии по возмещению затрат на оплату первого взноса не может превышать 50% первоначальной стоимости предмета лизинга по договору. Стоимость предмета лизинга и сумма первого взноса принимается к возмещению без НДС. Под первым взносом понимается денежная сумма, оплачиваемая лизингополучателем лизингодателю и являющаяся первым лизинговым платежом согласно графику лизинговых платежей или предоплатой (авансом, задатком) по договору лизинга.

Годовой размер субсидии субъекту предпринимательства не может превышать 15 млн. рублей

 

Упрощенная система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом " О бухгалтерском учете" в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

При формировании учетной политики микропредприятие вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

В своей учетной политике малое предприятие вправе предусмотреть сокращенный план счетов. Это значит, что информацию, которую «обычная» организация отражает на нескольких синтетических счетах, малое предприятие может обобщить на одном счете.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.