Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйственное законодательство в общей системе права






Конституционное право
Конституционно – процессуальное право
Адмистративное и адмистративно-процессуальное право Финан-совое право Хозяйственное и хозяйственно-процессуальное право Аграр-ное право Природно-ресурсное экологическое право Гражданское и гражданско-процессуальное право Трудо-вое право Другие отрасли материального и процессуального права
Уголовное право
Уголовно – процессуальное право

 

Сущность хозяйственного права вытекает из тех задач, которые предстоит решать в обществе. Отсюда задача хозяйственного права – системное правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство создает в обществе определенный порядок, противостоит произволу, оно является важнейшей организующей силой, инструментом упорядочения общественных отношений, одной из форм управления народным хозяйством.

Следовательно, хозяйственное законодательство – совокупность правовых норм, что регулирует общественные отношения в среде управления экономикой производством и реализацией продукции, выполнению различных работ и предоставлению услуг с целью получения прибыли.

Хозяйственное законодательство делится на две части:

общее – народное хозяйство,

частное – хозяйственная деятельность субъектов предпринимательской

деятельности

Хозяйственное законодательство регулирует экономические и правовые отношения в 3-х сферах национальной экономики:

- государственный сектор;

- коллективный сектор;

- частный сектор.

Основными методами хозяйственного права являются:

- метод автономных решений;

- метод властных приписок (Законов, Указов, постановлений, нормативных актов);

- метод рекомендаций.

Основные принципы хозяйственного права

- свобода хозяйственной деятельности в рамках общественного хозяйственного порядка;

- свобода движения капитала, товаров, денег;

- равная защита государством прав всех субъектов;

- развитие и поддержка добросовестной конкуренции;

- ограничение вмешательства государства в хозяйственные отношения;

- обеспечение национальных интересов путем поддержки со стороны государства НТП;

- государственная и общественная защита интересов потребителя;

- декриминализация и детенизация экономики;

- обеспечение правопорядка и законности в хозяйственной деятельности.

Функции хозяйственного права

- констатационная и интерпретационная;

- систематизационная;

- инструментальная;

- практически организаторская (преобразующая),

- прогностическая;

- политическая;

- международно-политическая.

Из вышеперечисленных функций, особо важными являются – это практически организаторская (преобразующая) и инструментальная.

3. Хозяйственные правоотношения и их виды.

В третьем вопросе раскрываются виды хозяйственных правоотношений.

Хозяйственное законодательство, отношение – это вид общественных отношений, в котором связь между субъектами хозяйствования заключается в их юридических правах и обязанностях.

Субъектами хозяйственных правоотношений могут быть:

- юридические и физические лица, включая и иностранные;

- государственные органы управления экономикой – министерства,

ведомства, государственные комитеты, гос. объединения;

- организации, предоставляющие услуги;

- государство в целом.

Основные виды хозяйственных правоотношений.

- абсолютные внешние хозяйственные правоотношения;

- абсолютно- относительные внешние хозяйственные правоотношения;

- абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной

хозяйственной деятельности;

- относительные обязательственные хозяйственные правоотношения;

- неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения.

4. Система хозяйственного законодательства о хозяйственной деятельности.

В четвертом вопросе рассматривается система хозяйственного законодательства в Украине в условиях перехода к рыночным отношениям.

Система хозяйственного законодательства охватывает всю совокупность нормативных актов, которые регулируют не только хозяйственные правовые отношения в народном хозяйстве, но и хозяйственные правовые отношения в хозяйственные правовые отношения на уровне отдельного предприятия, физического лица как между ими и государством, так и между собой и с другими зарубежными партнерами.

Хозяйственное законодательство Украины имеет целый ряд особенностей:

- хозяйственное законодательство регулирует различные виды хозяйст- венной деятельности (промышленность, с\х, транспорт, строительство, торговлю, связь и т.д.);

- экономика страны базируется на различных формах и видах собственности, что приводит к дифференциации актов хозяйственного законодательства;

- на территории Украины на сегодняшний день действуют законодательные акты бывшего СССР, а это значит, что ряд нормативных актов противоречит Конституции;

- приоритет национального законодательства над международными нормативными актами;

- необходимость приближения национального законодательства к международному хозяйственному праву.

Нормативные акты могут включать нормы 2х - 3х и больше отраслей права. Могут включать только одну отрасль.

Нормативный акт – это официальный письменный документ компетентного органа государства, который является автором норм хозяйственного права (либо его отменяет).

В систему хозяйственного законодательства включается:

- хозяйственные законы, принятые Верховной радой Украины;

- законодательные акты:

- Постановления ВР Украины,

- Декреты КМ Украины;

- подзаконные акты:

- Указы Президента,

- распоряжения Президента,

- постановления и распоряжения КМ, которые принимаются в соответствии со ст. III Конституции Украины;

- хозяйственные нормативные акты Министерств, Гос. Комитетов и др. центральных органов исполнительной власти.

Они принимают положения, инструкции, правила, утвержденные приказами министерств, Государственными Комитетами.

- нормативные акты местных органов самоуправления, которые не противоречат кодексам;

- нормативные документы, которые регулируют технические параметры тех или иных результатов с нормы выработки и расценки, оклады, затраты;

-нормативные документы – стандарты, сертификаты качества, ГОСТы, ТУ, ДСТУ, Нормы Госстроя и т.д.

- нормативные документы, которые выражают нормы – задания, которые показывают, что можно достичь при выполнении этих норм.

Проблемы в системе хозяйственного законодательства:

- принятие законодательных актов происходит в условиях функционирования старого общесоюзного законодательства, которое сложилось в условиях плановой системы директивного планирования и демократического централизма в руководстве экономикой;

- ускорение разработки и принятие нормативных актов приближенных к хозяйственному законодательству государств стран СНГ и других зарубежных стран;

- не всегда в средствах массовой информации (СМИ) делаются сноски на нормативные акты;

- отсутствие стабильности в действии нормативных актов, слишком много изменений и дополнений в действующее законодательство;

- ускорение процесса разработки и принятие крайне важных для экономики страны нормативных актов (Гражданский Кодекс, Хозяйственный Кодекс, Налоговый Кодекс и др.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.