Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?






Ответ: Противоположностью этого являются всевозможные отклонения в том, что имеет отношение к именам, атрибутам и знамениям Аллаха. Подобные отклонения бывают трёх видов:

1 - Отклонение многобожников, отрицавших истинный смысл имён Аллаха Всевышнего и нарекавших этими именами идо­лов, что-то добавляя к ним, что-то отнимая и образовывая от слова аль-Илях (Бог) имя аль-Лят, от имени Всемогущий (аль-'Азиз) - имя аль-'Узза, а от имени Оказывающий благодеяния (аль-Маннан) - имя Манат. [Аль-Лят, аль-'Узза и Манат - имена богинь (идолов), которым поклонялись арабы до ислама].

2 - Отклонение мушаббихитов*, которые давали свои объяс­нения тому, как именно следует толковать атрибуты Аллаха Все­вышнего, и уподобляли их свойствам людей. Отклонение тако­го рода является подобием отклонения многобожников, посколь­ку одни приравнивали сотворённое к Господу миров, а другие низводили Его до уровня сотворённых форм, уподобляя Всевыш­него и Пресвятого этим формам. *[" Мушаббиха" (от " ташбих" - уподобление) - антропоморфисты, так или иначе представлявшие Аллаха в человеческом образе].

3 - Отклонение му'аттилитов [Му'аттиля (от та'тиль - лишение; отрицание) - одно из названий му'тазилитов, отрицавших существование атрибутов Аллаха], отрицавших атрибуты Алла­ха и разделявшихся на две группы:

Некоторые из них признавали имена Всевышнего, но отрица­ли те атрибуты совершенства, которые эти имена в себе заклю­чают. Они говорили: " Милостивый и Милосердный без милосер­дия, Знающий без знания, Слышащий без слуха, Видящий без зре­ния, Могущественный без могущества", - и т.д.

Другие же открыто и полностью отрицали как сами имена, так и их содержание, характеризуя Аллаха как абсолютное не­бытие, не имеющее ни имён, ни атрибутов. Преславен Аллах! Он намного выше утверждений несправед­ливых, отрицающих и отклоняющихся, ведь Аллах Всевышний сказал: «(Он -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение* в поклонении (Алла­ху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё с таким именем? *». Марйам, 65. *[Имеется в виду, что, поклоняясь Аллаху, следует прилагать все свои силы и стараться осуществлять его наилучшим образом]. **[Имеется в виду имя Аллах. Общий смысл этих слов в том, что не существует ничего подобного Аллаху].

«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». Совет, 11. Аллах Всевышний также сказал: «Он знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают». Tа xа, 110.

 

Вопрос 69. Являются ли все виды признания единствен­ности Аллаха (таухид) столь неразрывно связанными меж­ду собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?

Ответ: Да, они действительно неразрывно взаимосвязаны друг с другом, и поэтому впавший в многобожие в чём-то одном становится многобожником и во всём прочем. Примером этого могут служить обращения с мольбами к кому бы то ни было, кроме Аллаха, и обращение к кому-либо с просьбой о том, что по силам одному только Аллаху. Подобные обращения являются не просто поклонением, но самой сутью поклонения, которое посвящается не Аллаху и является многобожием, несовместимым с признанием того, что божественной природой обладает толь­ко Аллах. Что же касается обращений с просьбами об удовлет­ворении каких-либо потребностей, связанных со стремлением об­рести благо или отвратить зло, когда человек считает, что кто-то иной помимо Аллаха способен решить этот вопрос, то это является проявлением многобожия, несовместимого с признани­ем Аллаха единственным Господом. Объясняется это тем, что такой человек считает, что кто-либо ещё наряду с Аллахом спо­собен распоряжаться чем-нибудь в Его владениях, ведь он обра­щается к другому со своими мольбами, не сомневаясь в том, что тот слышит его издалека и вблизи в любое время и в любом мес­те. Некоторые люди даже не скрывают подобных вещей, а меж­ду тем подобные действия являются проявлением многобожия, несовместимого с убеждённостью в том, что только Аллах об­ладает определёнными именами и атрибутами, ведь это связано с признанием того, что кто-то ещё может обладать слухом, спо­собным воспринимать всё звуки независимо от расстояния. Та­ким образом, проявление многобожия в том, что имеет отноше­ние к божественной природе Аллаха, неизбежно приводит и к многобожию, противоречащему признанию Аллаха единствен­ным Господом и единственным обладателем определённых имён и атрибутов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.