Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чистая монополия. Термин «монополия»в переводе с греческого означает «единственный продавец» В условиях монополии фирма является единственным производителем определенного






Термин «монополия»в переводе с греческого означает «единственный продавец» В условиях монополии фирма является единственным производителем определенного товара, не имеющего аналогов, и это позволяет ей устанавливать цену, обеспечивающую максимальную прибыль. Степень использования монопольной власти над ценой зависит как от наличия близких товаров-заменителей, так и от барьеров, препятствующих выходу на рынок других фирм. К последним можно отнести эффект масштаба, собственность на важнейшие источники сырья, патенты, лицензии и т.д. Такие барьеры весьма значимы в краткосрочном периоде, но вполне преодолимы в долгосрочном.

Монополия существует, где есть только одна фирма или поставщик в отрасли. Практически, фирмы, которые имеют доминирующую долю рынка, обычно рассматриваются как монополисты. Будучи единственным производителем, конкретного товара или услуги, монополист находится в уникальном положении. У него нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент Херфиндаля-Хиршмана (Н), характеризующий концентрацию производства, приближается к своему максимальному значению Н = 10000.

На рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уникальный характер. В этих условиях перекрестная эластичность спроса по цене стремится к нулю.

Монополист удерживает рынок в своей полной власти (коэффициент рыночной власти L = 1). Максимально высокая рыночная власть позволяет ему контролировать объемы продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены.

Сохранение монопольных позиций отдельных компаний возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли, когда проникновение на рынок других фирм и их деятельность на нем являются практически невозможными или экономически неэффективными. Есть различные барьеры к входу на рынок, которые помогают созданию монополий:

  • Юридические барьеры. Правительства обычно создают монополии законодательным путем. Большинство монополий существует в области почтовых отправлений, воздушных и железнодорожных перевозок, добычи и транспортировки нефти и газа, телевидения, производства и транспортировки электроэнергии.
  • Ресурсные барьеры. В некоторых отраслях промышленности монополист способен купить или получить другим путем (например, слияния фирм) ключевые ресурсы, необходимые для производства товара. Энергетическая компания может купить другие конкурирующие энергетические компании в стране, и, в результате, клиенты столкнутся с единственным поставщиком электроэнергии.
  • Нечестная конкуренция. Монополисты часто прибегают к нечестным методам конкурентной борьбы. Например, авиалиния с монополией на маршрут может резко снизить цены ниже стоимости, если новый участник входит в рынок. Когда новый участник выдавлен, монополист возвращается к нормальному тарифу.

Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий. Вместе с тем, разработка ценовой стратегии любой компании, даже чистого монополиста, предполагает обязательный учет платежеспособности потенциальных потребителей и действие закона спроса. Назначение слишком высоких цен ведет к сокращению объема продаж и снижению прибылей фирмы.

Естественные монополии. Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько конкурирующих фирм. Примерами естественных монополий в России могут служить компании «Газпром» и «РАО ЕЭС». Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно, поскольку суммарные издержки обычно меньше, чем в ситуации, когда рынок поделен между множеством конкурирующих мелких производителей.

Некоторые фирмы являются естественными монополиями, поскольку никакая другая фирма не может добиться снижения своих издержек ниже уровня монополиста. Размер фирмы может уменьшить средние издержки благодаря экономии масштаба производства. Рассмотрим факторы, которые уменьшают средние издержки при увеличении масштаба производства:

· Экономия при закупках сырья и компонентов. Чем больше количество закупаемого сырья, тем ниже его стоимость. Крупные покупатели способны договориться о больших скидках, поскольку имеют большую рыночную власть. Экономия достигается также при транспортировке больших объемов сырья и материалов.

· Экономия на маркетинге. Маркетинговые исследования рынка, конкурентов, окружающей среды обычно стоят больших денег. Кроме того, проведение крупных рекламных компаний, продвижение товара на рынок, создание представительств за рубежом также обходится недешево и часто по силам только крупным компаниям

· Экономия на технологиях. Высокопроизводительное оборудование или завод обычно более эффективны, чем малые производства. Например, большой корабль может зараз перевезти больше груза при меньших затратах топлива и наем экипажа. Большой универсам обходится дешевле в расчете на квадратный мет, чем маленький универсам. К тому же, чем больше масштаб производства, тем более вероятно, что ресурсы фирмы полностью используются.

· Экономия на НИОКР. Большая фирма имеет больше денег для того, чтобы провести крупные исследования для производства новых товаров.

· Экономия на специализации. Специализация - важный источник большей эффективности. В маленькой фирме владелец может быть одновременно продавцом, бухгалтером и менеджером. Использование штата специалистов обычно ведет к большей эффективности и снижению затрат.

· Финансовая экономия. Маленьким фирмам труднее получить кредиты для новых инвестиций из-за высокой степени риска. Банки обычно охотнее и под меньший процент ссужают деньги большим фирмам, где степень

Обычно естественные монополии получают лицензию от государства на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью.

Патент на продукт или на технологический процесс, применяемый при его изготовлении, также может служить причиной монополизации рынка. Патент предоставляет изобретателю исключительное право на производство и продажу продукта в течении определенного времени (в России этот срок составляет 20 лет), а также запрещает использовать изобретение другим лицам. П римерами такого рода являются компания General Electric (изобретение Т. Эдисона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 гг.) и компания Xerox (она занимала более 75% рынка копировальной техники до окончания срока действия патента в 1970-х гг.

Сырьевые монополии. Они обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья. Классическим примером монополии подобного типа является алмазная компания De Beers. По соглашению российские алмазы за рубежом также продаются через компанию De Beers. Локальные монополии. Данный вид монополии обусловлен высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

Рынок чистой монополии противоположен рынку совершенной конкуренции. Если кривая спроса фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, абсолютно эластична и выражена горизонтальной линией, то в условиях монополии последняя сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон (рис.7.5)

 

Рис.7.5. Спрос и предельный доход монополии

 

Другими словами, монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Вследствие убывающего характера кривой спроса кривая предельного дохода MR лежит ниже кривой спроса D при любом объеме выпуска и, соответственно, предельный доход ниже цены.

С точки зрения практики совершенная конкуренция и абсолютная монополия являются скорее научными абстракциями. В действительности власть многих монополий над ценой не абсолютна, поскольку существует конкуренция со стороны фирм, производящих товары-заменители в другой отрасли (например, воздушный транспорт конкурирует с автомобильным и железнодорожным транспортом). Поэтому угол наклона кривой рыночного спроса фирмы-монополиста зависит от ее рыночной власти над ценой и, чем значительнее эта власть, тем больше угол наклона и наоборот.

Выбор оптимального объема производства. Предположим, что структура фирмы-монополиста задана кривыми АТС, МС, ТС, а предельный доход определяется кривой спроса. Сколько продукции следует произвести фирме-монополисту?

Необходимым условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек МС = М R.

Если предельные издержки превышают величину предельного дохода (МС > МR), то монополист может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. И наоборот, если предельные издержки меньше предельного дохода (МС < МR), объем совокупной прибыли может быть увеличен за счет расширения производства. Лишь при равенстве рассматриваемых показателей в точке Q* достигается оптимальный объем производства (рис.7.6.).

 

Рис. 7.6. Оптимальный объем выпуска монополиста

 

Достаточным условием максимизации прибыли является условие, при котором кривая предельного дохода МR пересекает кривую предельных издержек МС (точка A на рис. 7.6). Основное отличие условий минимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии заключается в следующем. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда определяется рыночной ценой (МR = Р), тогда как для монополиста предельный доход меньше цены реализации (МR < Р), и точка равенства МС = МR лежит ниже цены реализации PM* (точка В). Это означает, что если при совершенной конкуренции оптимальный объем производства определяется путем сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены (точка С), то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные издержки и предельный доход. Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают.

Как видно на графике, при чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства – ниже, чем при совершенной конкуренции. Последствием этого является как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги и менее эффективное использование ресурсов, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышенной рыночной цены.

Между предельным доходом (MR), ценой (P) и эластичностью спроса (Ed) на продукцию фирмы–монополиста в точке оптимума существует зависимость, которую можно представить в виде уравнения

MR = P(1 + 1/Ed)

где Ed – точечный коэффициент ценовой эластичности. Подставляя в это уравнение условие максимизации прибыли МС = МR, получим значение оптимальной цены

P* = MC/(1 + 1/Ed).

Во-первых, следует отметить, что рыночная власть монополиста и его способность влиять на цены не безграничны. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, и назначение цены выше оптимального уровня (PМ*) неизбежно повлечет за собой снижение получаемых прибылей монополии. Во-вторых, рыночная власть монополиста не гарантирует ему получение экономической прибыли. Если на продукцию по какой-то причине сокращается спрос, экономическая прибыль может быть нулевой (особенно в случае локальных монополистов, действующих в рамках небольшого регионального рынка). Кроме того, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки. И, в-третьих, спрос на продукцию монополиста является эластичным по цене, несмотря на формальное отсутствие близких заменителей у предлагаемых им товаров и услуг. «Потребители монополии всегда хотят, чтобы был еще один поставщик, и все устремляются к нему, когда он появляется». (Друкер П. Эффективное управление. – М.: Гранд, 1998. – с. 57.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.