Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности рынков. Экономическая теория делит все рынки на два типа: на рынки совершенной и несовершенной конкуренции






Экономическая теория делит все рынки на два типа: на рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Второй тип рынка – рынок несовершенной конкуренции - делится в свою очередь на три разновидности: монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Чем характеризуется каждый вид рынков?

Рынок совершенной конкуренции – идеальная умозрительная конструкция, существующая только в теории и нигде в мире в чистом виде и в полном объёме не наблюдаемая, для которой характерны следующие черты:

Множество производителей, действующих независимо друг от друга.

Поэтому отдельные фирмы не в состоянии контролировать уровень цен на рынке.

Низкие барьеры входа в отрасль и выхода из неё.

Полная информация о рынке и продукте: любой производитель легко может узнать, что и сколько нужно потребителю, и как производить выбранный для производства товар.

Поэтому производимый продукт имеет стандартные характеристики, т.е. все технологические особенности производства являются типовыми, стандартными, общеизвестными и общедоступными.

 

Ближе всех к данной разновидности рынка находится рынок монополистической конкуренции. Дальше следует олигополия, затем – крайняя противоположность рынка совершенной конкуренции – монополия.

Остановимся подробнее на каждом виде рынка.

Рынок монополистической конкуренции – модель рынка, объединяющая в себе одновременно ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. С одной стороны, это рынок с чертами совершенной конкуренции. А с другой стороны, это рынок с чертами монополии. Взглянем на список черт данного рынка, предложенный ниже, и сразу выделим для себя черты совершенной конкуренции и черты монополии.

Характеристики рынка из списка черт совершенной конкуренции:

1. Малые размеры и многочисленность фирм, т.е., множество производителей, действующих независимо друг от друга.

2. Невозможность в большинстве случаев контролировать цены.

3. Низкие барьеры входа в отрасль и выхода из неё.

4. Возможность сговора отсутствует.

5. В большинстве случаев свободный доступ к информации общего производственного характера, позволяющий наладить без особых проблем свой бизнес. Т.е. большинство производственных операций стандартизировано, как в рынке совершенной конкуренции.

Характеристики рынка из списка черт монополии:

1. Производимый продукт сильно дифференцирован, т.е. товары имеют много реальных и мнимых отличий друг от друга. И в рамках этого «микромира» данный товар монополистичен.

2. Поэтому возможен частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм. Однако в большинстве случаев контроль над ценами очень ограничен.

3. Поэтому действует преимущественно не ценовая конкуренция, а имиджевая, которая требует высоких затрат на маркетинговые мероприятия: рекламу продукции, ПиАр и прочие виды стимулирования продаж.

4. Некоторые ограничения в доступности специфической информации, являющейся для каждой фирмы своего рода профессиональным секретом, «ноу-хау». Именно эти ограничения и создают в рынке свободной конкуренции «маленьких монополистов».

Производимый продукт сильно дифференцирован – это означает, что «Шоколадных батончиков может быть много, а Сникерс такой только один!». Или у всех батончиков внутри арахис, и только у нас – лесной орех. Или «Утюги делают многие, а вот с таким приспособлением – только мы одни!». И таких отличий от конкурентов – реальных и выдуманных – каждый товаропроизводитель пытается найти множество. А потом через каналы маркетинга убедить покупателей, что это действительно так. Например, производитель шампуня придумывает рекламный слоган, что именно его шампунь – с поликерамидами. И заявляет через СМИ об этом первым. Потребитель не знает, что это такое, он не знает, что, быть может, во всех шампунях эти поликерамиды присутствуют. Зато он знает, что первым ЭТО про свои шампуни сказал l’Oreal или Elseve, или PANTENE PRO-V. И это действует на объёмы продаж.

Ещё пример на эту тему. Все производители сигарет в процессе их изготовления по технологии производства лист табака перед измельчением предварительно «подрумянивают». Но впервые об этом додумался сказать в рекламном ролике много лет назад только Philip Moris. И его продажи резко выросли. А остальным табачным производителям оставалось только досадовать на свою маркетинговую недогадливость.

Входные барьеры в рынок – это «цена вопроса» для участия в производстве товара на данном конкретном рынке. Это стоимость оборудования, лицензий и технологий, аренда офисов и земельных участков. Чем ниже эта цена, тем более конкурентен рынок, потому что новичкам легче прийти на этот рынок и начать в нём свой бизнес. И наоборот, тем производителям, кто хочет уйти с данного рынка и начать бизнес в другом рыночном сегменте, всегда (или почти всегда) можно легко свой бизнес продать и получить вложенные деньги назад.

Рынок монополистической конкуренции обладает двумя ключевыми характеристиками:

1) Во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты (т.е. отличные друг от друга), которые имеют высокую степень заменяемости одного товара другим, но при этом не абсолютно взаимозаменяемы.

2) Во-вторых, входные барьеры для проникновения новых фирм на рынок невысоки, — новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам — выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

Чтобы увидеть, почему свободный доступ на рынок является важным требованием, сравним рынки зубной пасты и рынки автомобилей. Рынок зубной пасты подвержен монополистической конкуренции, а рынок автомобилей лучше характеризовать как олигополию. Для других фирм относительно просто создать новые марки зубной пасты, которые могли бы конкурировать с марками «Блендамед» и «Колгейт». Это ограничивает прибыльность производства марок «Блендамед» или «Колгейт». Если бы прибыль была велика, другие фирмы затратили бы необходимые средства (на разработку, производство и рекламу), чтобы представить на рынок товары своей собственной марки, которые сократят доли реализации на рынке и прибыльность «Блендамед» и «Колгейт».

Автомобильный рынок также характеризуется дифференциацией продукта. Однако гигантские входные барьеры в виде необходимости налаживать крупное производство делает вступление новых фирм на данный рынок затруднительным.

Помимо рынка зубной пасты, можно привести множество примеров монополистической конкуренции. Рынки мыла, шампуней, дезодорантов, кремов для бритья, витаминов, лекарств и многих других товаров, выставленных на продажу в аптеках, являются рынками монополистической конкуренции. Рынки лыж, теннисных ракеток, велосипедов и других спортивных товаров тоже монополистически конкурентны. Аналогичным образом обстоит дело на предприятиях розничной торговли. Потому что товары, продаваемые в различных магазинах розничной торговли, конкурируют между собой за счёт разницы в услугах в соответствии с местонахождением, доступностью товаров, опытом продавцов, условиями кредита и тому подобными вещами.

Так как проникнуть на рынок монополистической конкуренции относительно просто, то, как только в каком-нибудь его сегменте начинают расти цены из-за превышения спроса над предложением (и рентабельность инвестирования в этот рыночный сегмент начинает превышать рентабельность вложения в другие рынки), на этот рынок сразу начинают перетекать финансы из других рыночных сегментов. Это значит, что в нём начинают активно строиться новые производственные мощности и появляться новые продавцы. Первые, кто пришёл на этот рынок, заработают максимум возможного, а в дальнейшем по мере насыщения данного рынка товаром и удовлетворения первоначально дефицитного спроса цена на товар (а также рентабельность инвестиций) начинает падать. И интерес новых игроков к этому рынку ослабевает. Вот так действует механизм, позволяющий в конкурентных рыночных условиях избегать товарного дефицита и одновременно товарного перепроизводства.

Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Олигополия (от греч. oligos - малочисленный, и poleo - продаю) – модель рыночной структуры, в рамках которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт основной массы продукции в какой-либо отрасли экономики.

Олигополия – это ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.