Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орден нашел бойца спустя 69 лет – раскоп в Смоленской области






 

Ежегодно бойцы поискового отряда «Нефтехимик» выезжают на места боевой славы в Смоленской области.

 
 

Из воспоминаний участника поисковой группы Низамова Нияза: «Пришла весна. Забредило в душах поис­ковиков: «Пора в лес!» Шутка ли - восьмой сезон наступил с тех пор, как поисковики отряда «Нефтехимик» ежегодно начали выезжать в леса и болота для того, чтобы найти, поднять и перезахоронить останки тех, кто остался лежать там, где настигла его смерть в годы Великой Отечественной войны. Целая жизнь за спиной, а все равно, как в первый выезд, щемит сердце при виде уплывающего горизонта города, немеют ру­ки и ноги под тяжестью рюкзаков и прочего экспедиционного груза.

7 лет подряд наш отряд разбивает па­латочный лагерь рядом с теми, кто приехал сюда с одной целью - выдернуть из безвес­тности десяток - другой (сотню-другую) солдатских судеб, а не удастся прочитать смертный медальон воина, так хотя бы по-человечески захоронить его, пропавшего и забытого в лихую годину.

Вот и в этот раз 44 поисковых отряда из 15 регионов России, несмотря на сложности нынешней жизни, сумели выехать на Смо­ленщину. «Вахта памяти» проходила в местах одной из самых кровопролитных операций Великой Отечественной войны - Ржевско- Вяземской. О точном количестве погибших в этом месте историки спорят до сих пор, но даже приблизительные цифры потерь пора­жают - до миллиона человек. Наши лагеря расположились там же, где 69 лет назад ба­зировались немцы. Никакой иронии судьбы - лишь жесткий расчет. Отсюда до полей бы­лых сражений рукой подать. И место удоб­ное: в березовой роще, у ручья.

Можно быть каким угодно романти­ком, но вряд ли простой человек приедет в эти леса и поля, если у него нет глубоко­го чувства убежденности в необходимости этой очень тяжелой работы, осмысленного чувства долга.

Разделившись, как обычно, на две груп­пы, мы уходим на поиск. Нам улыбнулась «удача»: в первый рабочий день обе группы подняли по два бойца. Поисковики первой группы, «набив» окоп и начав поднимать его, обнаружили в нем останки двух бойцов, в валенке каждого из которых лежали подпи­санные ложка и нож, с надписями «Чалых», «Ц.Ф.». Мы нашли две именные вещи - это непередаваемые ощущения для поисковика, держащего в руках судьбу человека. С не­терпением звоним своим друзьям в Казань, чтобы пробить данные в базе ОБД «Мемори­ал». К сожалению, мы смогли узнать данные только одного из них: «Чалых Павел Панте­леевич, 1918 г.р., Алтайский край Новичи­хинский р-он, Новичихинский с/с, гв. Крас­ноармеец, орудийный номер 20 армии. Убит 13.12.1942, похоронен в районе д. Жеребцово Сычевского района Смоленской обл. Жена - Чалых Пелагея Григорьевна». Больше 68 лет его родственники не могли побывать на его могиле. Как это обычно бывает, после боя убитых скидывали в какой-нибудь окоп или воронку, в донесениях, если было время, командир просто указывал привязки к месту захоронения, например, северо-западнее 500 м от деревни Жеребцово, как было в этот раз. А деревни-то давно уже нет, тем более, нет никаких памятников и обелисков. К нашей радости, в сообщении было указано и то, что, буквально, через несколько дней в Алтайском крае нашлись его родственники, дочь и внук, которые изъявили желание забрать отца и де­да к себе, для погребения на родине.

В следующие дни, щупом набив ворон­ку, мы стали поднимать ее. Потратив три дня на это дело, мы нашли останки 9 крас­ноармейцев и «нагановскую» гильзу, в кото­рой находился бумажный вкладыш - он был отправлен на экспертизу, в полевых услови­ях его никто не рискнул бы открыть. Отка­чав воду из огромной воронки размером 6х6 метров, мы ужаснулись от увиденного. Все бойцы были в шинели, валенках и шапках, а их руки, ноги - стянуты проводом. Види­мо, их скинули в воронку после смерти. По рассказам местных жителей, бои проходили здесь зимой 1942 года, а весной, когда начал таять снег, трупы солдат стали разлагаться и появляться словно подснежники. Сельчане перевязывали их проводом и перетаскивали в воронки, для захоронения. Глядя на эти останки, черепные швы, челюсти, размеры костей, можно было определить рост и воз­раст бойцов. И в этот момент мы понимали - война не щадила ни молодых, ни старых…»

Неоднократно поисковикам приходи­лось слышать звуки разрывающихся снаря­дов - так звучит война: гулко, раскатисто и страшно. Вечером на бивуаке собираются все бойцы отряда и рассаживаются вокруг костра. Звучит гитара, огонь вздрагивает, исчезает, и в лес отовсюду бесшумно втор­гается тьма. Спины поисковиков «обнима­ет» черная ночь. Мы связаны одним общим святым делом, риском, мы вместе мерзнем в палатках, мокнем под промозглыми пи­терскими и смоленскими дождями.

24 апреля 2012 году в ходе ведения поисковых работ в Смоленской области Глинковском районе в деревне Б. Тишово поисковым отрядом «Нефтехимик» был найден орден «Красной звезды» под № 264090. Местность в окрестностях находки была тщательно обследована, но на останков, ни личных вещей не было обнаружено. Благодаря поисковому братству удалось установить имя владельца ордена – Першин Василий Давыдович 1916 г.р.

Из воспоминаний Низамова Н.: «Из архивных документов выяснились очень интересные детали: 13 сентября 1943 г. ему был вручен этот самый орден «Красная Звезда», а 15 сентября 1943 г. командир танка Василий Першин сгорел в танке. Видимо поэтому и не удалось найти его останков. За этот бой у д. Тишово посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза. А еще оказалось Василий уроженец почти этих мест – Вяземского района Смоленской области».

 
 

12 октября прошла торжественная передача ордена родственникам героя. Мероприятие проходило в городе Вязьма Смоленской области.

 

Из воспоминаний Низамова Н.: «Десять дней грязи по колено, тонны зем­ли, буквально, процеженной голыми руками и останки 985 солдат, поднятые из неизвес­тных могил и вновь возвращенных в землю. На этот раз - со всеми воинскими почестями. Таков итог первой в 2012 году «Вахты памя­ти». Хотя о каком итоге можно говорить, если даже эта тысяча - лишь капля в море милли­онов жизней, или, точнее сказать, смертей, потерянных для истории. Установлено по медальонам и именным вещам 16 имен по­гибших солдат. Отрядом «Нефтехимик» было поднято 15 воинов РККА, найдены две под­писанные ложки, медальон из гильзы».

 
 

6 мая в городе Сычевка на братском мемориале «Поле Памяти» состоялось тор­жественное перезахоронение останков. С советскими солдатами прощался весь город, родственники поднятых бойцов, поискови­ки. Торжественный марш и почетный кара­ул - это теперь все, что Родина может сде­лать для своих защитников. Лучшая награда для поисковиков - слезы (или радости, или грусти) на глазах родственников, уже и не чаявших вновь обрести своих отцов и дедов.

Низамов Нияз: «Мечта каждого поисковика о том, что когда-нибудь вахта будет состоять из тысячи чело­век, а хоронить будут одного солдата.

Удивительно, но в каждой экспедиции всегда ярче всего запоминаются дни приезда и отъезда, полные грусти от щемящего чувс­тва, что еще многого не успели сделать. Но всегда есть уверенность в том, что разлука бу­дет недолгой, ведь следующая экспедиция не за горами. Поэтому уезжая, мы не говорим: «Прощай!». Мы говорим: «До Долины!»

 


Вахта Памяти " Суоярвский плацдарм"

Очередная межрегиональная Вахта памяти проходила в августе на территории Суоярвского районе восточнее озера Колла-съярви Республики Карелии по приглашению руководителя поисковой экспедиции " Суоярвский плацдарм" К. Смирнова. По исследованиям, проведенным в Центральном архиве Министерства обороны, разведке и поисковым экспедициям К.Смирновым были установлены места гибели огромного количества солдат и офицеров Красной армии, в том числе и татарстанцев. Этот район уникален тем, что там проходила не только Великая Отечественная война 1941-45гг.., но и Советско-финская война 1939-45гг..

Обустройство лагеря поисковиков
Из воспоминанийучастника поисковой группы Матвеева Игоря: «Наш отряд поставил лагерь в левом секторе бывшей финской оборонительной линии периода Советско-финской войны между станциями Лоймала и Пийтсеёки в окрестностях высоты Черная. Это место во время войны носила звание KollaaKestaa (непокоренная) и для финов было тем же, что героическая Брестская крепость для советского народа.

Дорога в Карелию была не из легких, на дорогу длиной 2.5 тысячи км ушло более двух суток. Карельская земля нас встретила не очень приветливой погодой, но это не огорчило бойцов нашего отряда. В штабе лагеря нас приветствовал руководитель экспедиции К.Смирнов. Определившись с местом, стали обустраиваться. Натянули тент из парашюта, разожгли костер, что бы приготовить еду. Разобрались с прочими элементами цивилизации, установили палатки и поставили баню. За этим делом не заметили, как наступила ночь.

Утром началось со встречи рассвета, над водой и прибрежной полосой струился туман, он был очень красив. На Вахту памяти " Суоярвский плацдарм" прибыли примерно 150 человек с России. В ходе поисковых работ часто встречались снаряды, осколки, советский и финский настрел. На карельской земле мы были впервые, поэтому здешние леса, а также поисковая специфика стали для нас небольшим испытанием.

Вскоре недалеко от лагеря поисковиками из Московской области было найдено боевое санитарное захоронение. По виду было понятно, что подъем такого захоронения требует немало мужских сильных рук, москвичи попросили нас о помощи. И этот раскоп на горелой сопке оказался действительно самым большим за всю нынешнюю экспедицию, самым долгим по подъему и самым сложным. Раскоп был начат 11 августа, а завершен в день закрытия экспедиции- 24 августа. В финале этот раскоп представлял собой огромную яму размером 10х8 м. Как и многие братские могилы на территории Карелии, он состоял из четырех могил. Бойцы лежали в них в основном в одинаковом снаряжении, даже ложки почти у всех одинаковые.

 

Раскоп захоронения
Судя по найденным лейтенантским кубарям и сержантским треугольникам, было много бойцов из младшего офицерского состава. Также были найдены большое количество кожаной амуниции, нагрудные знаки " Ворошиловский стрелок, значки ГТО, такие офицерские принадлежности, как карандаш, ластик, компас, увеличительное стекло. Попадались деньги, патроны от пистолета ТТ и наган, гранаты РГД и Ф-1. Двое бойцов были обуты в профессиональные лыжные ботинки, подкованные особым способом, другие солдаты были в зимней амуниции, валенках, шинелях.

 
 

Нелегко нам дался раскоп, но не смотря на все трудности, из этой ямы были подняты останки 117 бойцов. Теплится надежда установить имена многих благодаря найденным именным вещам. Две фамилии с инициалами прочитались на ложках. Пять ладанок, два бумажника и фрагмент неизвестного документа отправлены на экспертизу. Есть шансы установить всех наскоро закопанных младших офицеров, дело - за работой в архивах. Мы приняли участие и в подъеме останков 12 погибших солдат, среди которых были и женские останки, из неучтенного госпитального захоронения.

Межрегиональная поисковая экспедиция «Суоярвский плацдарм-2012» объединила 180 поисковиков со всей территории России. Совместная работа над поиском, поднятием и захоронением бойцов ВОВ объединяла. Но еще больше объединяли совместные мероприятия, проводимые во время экспедиции: это различные конкурсы, Фестиваль поисковой песни, вечер Памяти и иные мероприятия, подготовленные организаторами (Приложение 2).

Погребение найденных останков
25 августа на братском мемориале состоялось отпевание найденных 225 погибших солдат. Их останки с соблюдением воинских и христианских почестей под звуки воинского салюта были преданы земле на вечное упокоение.

Пока не похоронен последний солдат, войну нельзя считать оконченной.

Погребение найденных останков



Заключение

В своей деятельности поисковики затрагивают темы и «открывают глаза» на политику государства уже послевоенного периода. Это ли не историческая проблема, характеризующая отношение к сохранению памяти павших за Отечество? Было время, когда замалчивались потери, а проблему незахороненных воинов пытались решить путем наименьшего вложения средств, невзирая на нравственные и этические аспекты отношения к праху умерших. В стране, победившей фашизм, перепахивались поля в местах массовой гибели, высаживались лесопосадки. Об этом долгие годы не говорили вовсе, пока в те места не пришли поисковики. И теперь они в тех посадках находят и поднимают останки советских бойцов, иногда, если повезет, не сломанные плугом медальоны с заполненными формулярами.

Также в послевоенное время, в конце 1950-х — начале 1960-х годов, претворяя лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» советским государством проводились мероприятия по укрупнению воинских захоронений, когда формально провозглашались перезахоронения и захоронения погибших солдат в попытке «закрыть» тему потерь. И на новых, отведенных для этого местах, выросли воинские мемориалы с выбитыми на табличках именами. Останки же солдат-защитников продолжали лежать в местах боев. В данных полевых экспедиций содержится множество примеров следующего характера: военкоматы отвечали родственникам, ищущим своих близких, что боец захоронен на воинском мемориале, а реально его останки поисковики позже находили в лесу, в болоте, в поле — то есть, там, где он погиб. Сегодня это приобретает новую проблему — останки найденного воина хоронят в братских или одиночных могилах поисковых мемориалов, а в случае установления имени, на погибшего вновь составляется именная табличка — по большому счету производится двойной учет. И это проблема, которую поисковики решают пока частным переговорным путем на уровне личных контактов, где удается тет-а-тет договориться с местными властями, поскольку законодательных нормативных актов пока не создано. С одной стороны – это практическая сторона вопроса и ситуация, которая требует разрешения.

В настоящее время продолжается процесс накопления и систематизации поисковых данных о военно-историческом прошлом России 1941—1945 гг. А если рассматривать работу поисковиков как процесс по установлению имен и судеб погибших на полях сражений бойцов и командиров Красной Армии, формированию условий по сохранению памяти о защитниках Отечества.

Стоит отметить, что в последние годы при помощи поисковиков на форумах поисковых Интернет-сайтов активно проводятся исследования фронтовых судеб соотечественников, изучаются истории воинских формирований.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.