Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие качества






ЛЕКЦИЯ № 14

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НАКАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ПОКАЗАТЕЛИКАЧЕСТВА. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Цель лекции: изучение понятия качества, факторов и условий, влияющих на качество продукции, методов контроля и показателей качества, а также качества как объекта управления.

 

План лекции:

1 Понятие качества

2 Факторы и условия, влияющие на качество продукции

3 Методы контроля и показатели качества

4 Качество как объект управления

 

Литература:

1. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Крылова Г.Д.. М., Юнити, 2007.

 

 

Понятие качества

 

Межгосударственным стандартом ГОСТ 15467 следующим образом трактуется термин «качество продукции» – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Это стандартное определение опирается на технико-экономическую природу формирования качества продукции и охватывает те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения определенных общественных или личных потребностей. В соответствии с терминологией, приведенной в международном стандарте ИСО 9000: 2000, качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Качество начинается с удовлетворения потребностей заказчика или потребителя, пригодности продукции к использованию: конструктивного решения, изготовления, эксплуатации (надежности работы, ремонтопригодности и т.п.), сервиса (скорости и эффективности системы обслуживания, включая гарантийное).

По экспертным оценкам, 30% из общих критериев покупок приходится на качество и только 18% – на цену продукта, 20% – на сроки поставки, 18% – на известность фирмы и 14% – на известное качество продукции. В развивающихся рыночных отношениях качество продукции является главным показателем ее конкурентоспособности. С качеством ассоциируется торговая марка предприятия; потеря качества грозит потерей покупателей и уходом с рынка. При выпуске некачественной продукции предприятие несет прямые потери, связанные с исправлением брака, гарантированным ремонтом, непроизводительными расходами, такими, как дополнительный контроль, переделка, затраты на сырье и материалы и др. Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в данный момент по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка.При достаточно насыщенном рынке конкурентоспособная продукция должна отвечать основным требованиям: быть необходимой потребителю; устраивать его по качеству и цене.

Качество, в свою очередь, в значительной мере определяет стоимостную оценку продукции, которая зависит от совокупности свойств продукции, формирующихся при ее разработке, изготовлении, хранении и потреблении. Эти свойства и определяют цену изделия, для измерения конкурентной способности достаточно оценить качество и цену изделия, а затем сравнить их с аналогичными значениями у изделий-конкурентов. Сегодня благодаря новым технологиям в производстве и быту применяется уникальная техника.

В то же время повышение сложности продукции накладывает отпечаток на требования к ее качеству, а проблемы, связанные с ним, становятся все более острыми и сложными. Для такой продукции выход из строя одного элемента может привести к нарушению режима работы всей системы или процесса. В производстве подобные неисправности сопряжены с экономическими потерями из-за выпуска бракованной продукции и даже с возможной остановкой производственного процесса.

Качество как самый приоритетный показатель конкурентоспособности, является важным фактором устойчивого роста отечественной экономики и ее интеграции в мировой рынок. Только при достижении высокого уровня качества Казахстан сможет выполнить свою стратегическую задачу – войти в мировое сообщество не в роли сырьевого придатка, а в роли гармонично развитой, передовой страны с высоким технологическим уровнем. Сегодня качество – это экономический успех предприятия, а значит, благополучие его работников, акционеров, собственников, а для общества – здоровая экономика, обороноспособность, экологическое благополучие, достойное место в мировом сообществе.

К показателям конкурентоспособности продукции относятся качество, цена, сроки эксплуатации, удобство обслуживания, сроки поставки и доверие к продукции. Качество продукции определяется степенью соответствия совокупности ее свойств потребностям.

Свойства – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции подразделяются напростые и сложные.

Простое свойство характеризуют одну объективную особенность продукции (например, цвет, твердость, гигроскопичность, средний ресурс автомобиля), сложное свойство – несколько объективных особенностей продукции, т.е. является совокупностью простых свойств (например, внешний вид включает простые свойства – форму, цвет, состояние поверхности и др.).

Свойства условно подразделяют наосновные и сопутствующие.

Основные свойства характеризуют соответствие продукции своему назначению (например, для мебели – это удобство в пользовании, прочность, долговечность, красивый внешний вид).

Сопутствующие свойства усиливают или снижают основные свойства (например, для мебели – ее масса).

Свойства продукции, которые проявляются в процессе ее потребления или эксплуатации, называются потребительскими свойствами.

Совокупность потребительских свойств определяет полезность продукции.К потребительским свойствам продукции относятся технические характеристики и параметры, технологические и экономические свойства, социальное и функциональное назначение, эксплуатационные свойства, надежность, безопасность, экологические, эргономические и эстетические свойства и др. Мерами свойств служат показатели качества, проявляющиеся в характеристиках продукции.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Каждый вид продукции в зависимости от ее назначения характеризуется определенной номенклатурой показателей качества.

Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах измерения, например, наработка на отказ – ч; скорость – км/ч; прочность окраски – баллы и т.д., а также может быть безразмерным.

В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели качества подразделяют наединичныеи комплексные.

Единичный показателькачества продукции количественно характеризует простое свойство продукции, комплексный показатель – совокупность взаимосвязанных простых или сложных свойств.

Примером единичного показателя качества автомобиля является наработка на отказ. Этот показатель характеризует одно свойство автомобиля – его безотказность.

Пример комплексного показателя – внешний вид свежих плодов и овощей, одновременно учитывающий форму, окраску, свежесть, поврежденность механическую, вредителями и болезнями, загрязненность, степень зрелости, размеры и другие единичные показатели.

Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный показатель качества продукции (I), отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции по назначению (Э) и суммарных затрат на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Рассчитывается он по формуле:

. (1)

Примером суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции по назначению (Э) может служить пробег автомобиля за срок службы до капитального ремонта.

Интегральный показатель качествавыражают также через отношение показателей свойств, определяющих потребительную стоимость продукции (K 0), и суммарных затрат на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ), который считывается по формуле:

. (2)

Обобщенный комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий всю совокупность свойств, по которым оценивают качество продукции. Он позволяет выразить качество продукции несколькими показателями, например, одним числом, баллами.

Базовый показатель качества продукции – это показатель качества продукции, принятой за исходную при сравнительных оценках качества.

В качестве базовых показателей могут приниматься; показатели качества некоторых передовых образцов продукции, производимых в стране или за рубежом; показатели качества, достигнутые в некотором предыдущем периоде времени; показатели перспективных образцов, найденные опытным или теоретическим путем; показатели качества, которые заданы в требованиях на продукцию.

Определяющий показатель качества продукции – это показатель, по которому оценивается качество продукции.

Например, определяющими показателями качества пищевых продуктов для потребителей являются органолептические показатели.

Показатели качества в зависимости от формы представления свойств могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютный показатель качества продукции представляет собой фактическое значение показателя качества, выражаемого в различных единицах измерения или в безразмерных величинах.

Относительный показатель качества продукции – это отношение абсолютного показателя качества к базовому показателю, выражаемое в безразмерных величинах или в процентах.

Показатели качества продукции делят на прямые и косвенные.

Прямые показатели качества непосредственно характеризуют свойства и качество продукции (например, массовая доля отдельных веществ).

Косвенные показатели качества связаны с основными свойствами, зависящими от ряда факторов, и косвенно характеризуют качество продукции. Например, плотность молока косвенно характеризует его химический состав, зольность муки – ее товарный сорт.

В зависимости от природы характеризуемого свойства и метода определения показатели качества могут быть органолептическими, физическими, физико-химическими, химическими, биохимическими, микробиологическими и т.п.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.