Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкально –теоретический анализ






Хоровод Георгия Васильевича Свиридова в оригинале написан для восьмиголосного смешанного хора acappella. Это сочинение переложено для четырехголосного женского или детского хора acappella и представляет собой двухчастную композицию с кодой. Произведение проникнуто нотками веселья и озорства.

Основная тональность хора d-moll.

Мелодическая линия - волнообразна: преобладают поступенные ходы, скачки уравновешиваются движением в противоположном направлении, небольшой диапазон голосов; фразы не длинные.

Склад изложения - гомофонно-гармонический с элементами подголосочной полифонии. Сочинение очаровывает красотой мелодики, богатством фактуры свежестью гармонического языка, тембровой окраской, композитор использует средства мажоро-минора, септаккорды различных ступеней, хроматизмы, задержиния, неаккордовые звуки – все это придает гармонии красочный колорит.

 

1 такт t s 43 t7 s43   2 такт t s 43 t7 s43 3 такт t VIIH t D 45-3 → VIIH 4 такт t VIIH t
5 такт пауза 6 такт t d7H VI   7 такт t d7H VI 8 такт VII III s
9 такт s t s 10 такт t II2 c4-5 t 11 такт t II2 c4-5 t 12 такт VI VII T
13 такт T 14 такт t D2-1→ (VI) t   15 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 → (VI) T 16 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 → (VI) t
17 такт II2-3 tII2-5II2-3 T   18 такт ttD2-1, 3→ (VI) t 19 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 → (VI) T 20 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 → (VI) T
21такт II2-3 tII2-5II2-3 t 22 такт t t t 23 такт tt9 III7 t 24 такт T
25 такт t 26 такт T 27 такт t s 43 t7 s43 28 такт t s 43 t7 s43
29 такт tVIIHtD43c4 30 такт t VIIH t   31 такт Пауза 32 такт VI VI
33 такт VI VII-5 VI VI-5 34 такт VI VII-5 VI VI-5   35 такт VI t65 s 36 такт VI t65 s
37 такт VI VII-5 VI-5   38 такт T 39 такт t D2-1(VI) t 40 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 → (VI) T
41 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 (VI) T   42такт II2-3 tII2-5II2-3 T 43 такт tD2-1, 3→ (VI) t 44 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 → (VI) T
45 такт II2-3 tII2-5 D2-1, 3 (VI) T   46такт II2-3 tII2-5II2-3 T 47 такт t t t 48 такт tt9 III7 t
49 такт T 50 такт T 51 такт t s 43 t7 s43   52 такт t s 43 t7 s43
53 такт tVIIHtVII9H-7 54 такт tVIIHt 55 такт T 56 такт T
57 такт T

 

Динамическая палитра произведения достаточно подвижна, отличается разнообразием нюансов и простирается от pp до ff. Большое выразительное значение имеет метроритмическая структура.

Размер 2/2 в быстром темпе создает ощущение легкости, воздушности. Метроритмическое оформление мелодии подчиняется структуре текста.

Разнообразие ритмического рисунка (синкопы, выдержанные звуки), агогических отклонений (всевозможные замедления, возвращение к первоначальному темпу, расширения), динамического языка (композитор использует различные виды динамики), а также штриховой палитры (акценты, markato, tenuto, sforzando, staccato, legato, nonlegato) – весь этот арсенал музыкально-выразительных средств призван создавать радостное настроение.

Большое значение в данном сочинении имеют паузы и их разновидности: люфтпаузы, цезуры. Они придают музыке легкость и помогают раскрыть выразительность музыкального и литературного текста. Кроме того, паузы отделяют одну мысль от другой, разграничивают музыкальные части произведения и т.д. следут помнить, что пауза не есть пустое, ничем не заполненное время, пауза – это продолжение музыки, наполненное отблеском ее звучания. Паузы в этом произведении являются звучащими, они пропитаны определенным чувством, настроением; каждую пронизывает ток музыкального напряжения, ибо мелодико-гармоническая и ритмическая энергия прорываются в паузу иногда с большей силой, концентрируя в ней безмолвное ощущение радости.

Хоровод Г.В.Свиридова написан в сложной двухчастной форме с кодой и с чертами куплетности.

Основная тональность В-dur.

 

Первая часть представляет собой, простую двухчастную форму контрастного типа и состоит из двух периодов (26 тактов). Первый период состоит из трех предложений и представляющий собой органическую не квадратность (5+4+4). Склад изложения аккордовый. В этой части есть отклонение в VII натуральную ступень (Cdur) (т.3). Мелодическая линия волнообразна: преобладают поступенные ходы, скачки уравновешиваются движением в противоположном направлении, а общее направление мелодии во втором и третьем предложении – нисходящее. Второй период, состоит из 13 тактов., представляет собой период типа развертывания. Склад изложения гомофонно-гармонический с элементами подголосочной полифонии. Интересен гармонический язык – на протяжении всего второго периода выдерживается тонический органный пункт, на который накладываются красочные гармонии. Таким образом, в гармоническом плане второй период первой части представляет собой тонический предыкт ко второй части. Динамика первой части простирается от pppдоmf. Плотная хоровая фактура, волнообразное движение мелодии, придают этой части торжественность.

Вторая часть также представляет собой, простую двухчастную форму контрастного типа и состоит из двух периодов (24 тактов). Первый период – не квадратный, делится на два предложения (5+7), не повторенного тематического строения. Фактура изложения – гомофонно – гармоническая. В этой части есть отклонение в IV натуральную ступень (gmoll) (т. 35).основная мелодия динамично развивается, за счет длинных восходящих ходов все больше расширяется ее диапазон – все это в итоге приводит к кульминации. Второй период представляет собой период типа развертывания (12 тактов). Склад изложения гомофонно – гармонический с элементами подголосочной полифонии. На протяжении всего второго периода выдерживается тонический органный пункт, на который накладываются красочные гармонии. Динамика второй части простирается от pp доff. Плотная хоровая фактура, волнообразное движение мелодии, также придают этой части торжественность.

Кода строится на материале первого предложения первой части. Характер этой части жизнеутверждающий. За счет постепенного diminuendo в коде утверждается светлый образ будущего дня. Заканчивается произведение постепенно затухающим светлым минорным аккордом.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.