Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт использования технологии BYOD в школе






Технология мобильного обучения только зарождается в нашей стране и внедряется пока фрагментарно, единично и бессистемно рядом энтузиастов, среди которых родители учеников и учителя-экспериментаторы [5, с.67].

Чтобы понять, как технология BYOD может использоваться в рамках образования, рассмотрим примеры ее практического применения.

Разработка урока окружающего мира по энергобезопасности с использованием BYOD технологии принадлежит Панковой Татьяне Владимировне, учителю начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Кавалерово Приморского края. Проект представляет собой методический маршрут, целью которого является формирование навыков безопасного поведения вблизи энергоопасных объектов и изучение возможностей использования личных мобильных устройств детей для развития их функциональной грамотности [20]. Урок предполагает использование презентации Power Point, сервисов Google для работы с рисунками, документами и таблицами, информационно-поисковых и справочных систем, ресурса ImageChel для просмотра и создания облака слов. Для работы ученикам предлагается использовать мобильные девайсы, которые должны стать основным инструментом выполнения заданий. Данное занятие рассчитано на учащихся 3-4 классов.

На этапе закрепления материала используется групповая форма работы, учитывается, что в каждой группе должно быть хотя бы одно мобильное устройство. Каждая группа получает задания, для выполнения которых нужно воспользоваться гаджетом. Задачи учеников выглядят примерно так:

1. Открыть рисунок в сервисе Google Drive, прочитать задание, изобразить последовательность действий в той или иной ситуации. После выполнения сохранить рисунок и отправить его на компьютер учителя, для проецирования изображение на электронную доску.

2. Прочитать текст в документе Google Docs, ответить на вопросы. Затем учащимся нужно разгадать напечатанные с помощью сервиса ImageChel облака слов или составить свои.

3. Открыть электронную таблицу или документ, сохраненные в Google Drive или на мобильном устройстве, если доступ в интернет отсутствует, и выполнить задания.

Стоит отметить, что организация такого занятия требует подготовки. Учитель должен знать наличие и модели мобильных устройств учащихся для планирования занятия, дополнительно нужно обсудить с учащимися правила их использования на уроке.

В современных реалиях наличие в мобильном устройстве интернета, электронных карт, фотокамеры едва ли кого-то удивит, более того это лишь малая часть того что в них может быть. Но основываясь на этих привычных функциях, можно организовать интересную экскурсию для учеников в рамках урока биологии или географии. В качестве примера, можно привести экскурсию по биологии для учеников второго класса «В гости к осени» [24]. Занятие было спланировано и организованно Чухилиной Е.А., которая является учителем начальных классов в МБОУ Малодубенская СОШ. По планированию учебного материала по окружающему миру такая экскурсия была запланирована, но использование принципов технологии BYOD является личной инициативой учителя.

Целью данного мероприятия является наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе. Для того чтобы впечатления от экскурсии были ярче, эмоциональнее и запомнились детям, преподаватель принял решение фиксировать наблюдения на фото, в чем большую помощь смогли оказать личные мобильные устройства учеников. Кроме того, предварительно на родительском собрании родители всех учеников были ознакомлены с концепцией BYOD в учебном процессе.

Ученики с энтузиазмом откликнулись на предложение учителя, в итоге для экскурсии были принесены 6 планшетов, 10 смартфонов, 2 фотоаппарата, а в общем 18 устройств на 22 человека. Использование функции смартфонов и планшетов «камера» не вызвало у детей трудностей, и они смогли самостоятельно фиксировать все свои наблюдения. После экскурсии ученики с удовольствием делились друг с другом фотографиями, а задачей учителя стало собрать изображения со всех девайсов в одном месте для дальнейшего использования.

Рассмотрим и другой пример, а именно игра в парке, автором которой является Л.В. Рождественская [22]. Суть мероприятия заключается в передвижении команд учеников по парку с использованием плана, карты-схемы и выполнении заданий, «привязанных» к объектам места, исследуемого в процессе игры. Есть и другая разновидность игры: ребята постарше, уже хорошо ориентирующиеся на местности, могут сами создавать (зарисовывать схематично) план парка, а не только пользоваться готовой схемой.

Общее описание заданий можно представить следующим образом [22]:

1. Работа с указателями, стендами, информацией в парке. Мобильные устройства можно использовать для выхода в интернет и поиска дополнительной информации.

2. Создание плана/схемы парка. Контуры парка можно предоставить ученикам в электронном варианте.

3. Освоение на практике понятия пейзажа и приемов его рисования.

4. Определение растений.

5. Оценивание парка как рукотворного объекта, как природного объекта.

При просмотре примеров использования мобильных устройств в обучении довольно часто можно встретить работу с технологией QR-кодирования.

QR - код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» - это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне [19]. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку. QR - код представляет собой квадратное, как правило, черно-белое изображение, которое может быть «прочитано» сканирующим устройством, а также мобильным телефоном или ноутбуком с видеокамерой, на который установлена программа для чтения QR - кода.

Программ для создания и чтения QR - кодов большое множество, на различных языках и с разной формой распространения. Их освоение не вызывает больших проблем и позволяет любому пользователю свободно работать с программой. На рисунке №3 представлены примеры QR - кодов, в данных изображениях закодированы ссылки на задания для учеников.

Рисунок №3. Пример использования QR-кодов.

Возможности данной технологии обширны и раскрывают перед учителем большой простор для творческой деятельности. Рассмотрим варианты, способные подвигнуть преподавателя к новым идеям и их реализации [19]:

1. Школьный музей. Экспонаты школьного музея можно сопровождать QR-кодами, содержание которых может значительно превышать объем информации, которая указана в карточке экспоната. Без куратора школьного музея посетители могут осуществить экскурсию. Для учащихся определенных возрастных категорий можно проводить игры и интеллектуальные соревнования.

2. Библиотека. С помощью QR-кодов можно создать точки доступа к ресурсам медиатеки, созданной в локальной сети школы; поместить рецензии учеников на форзац книги, привести аннотированный список произведений этого автора и др.

3. Учебное занятие. Вклеив QR-код на поля учебника можно расширить содержания изучаемого параграфа: вынести на поля параграфа проблемный вопрос, предложить дополнительный материал для изучения, обратить внимание на формулы, теоремы и законы необходимые для изучения темы.

4. Здание школы и школьная территория. Ученики могут создать виртуальную экскурсию по школе для гостей, разработав идею экскурсии и реализовав ее содержательную часть в QR-кодах. На школьной территории можно организовать увлекательные образовательные квесты с переходами по станциям, решениями разного рода заданий.

5. Школьная выставка картин. В школе можно организовать выставку картин или фотографий и сопроводить QR-кодами, в которые ученики закодируют, например, историю создания или интересные факты о своем произведении. А звук это будет, который можно прослушать в динамик телефона или планшета, или текст, который можно не только прочитать, но отправить по почте или распечатать, зависит только от создателей выставки.

Данный список идей можно и нужно продолжать, совместной работе обучающиеся и педагоги могут реализовать великое множество интересных проектов, в которых возможно использоваться двухмерное кодирование.

Мобильные устройства оснащены сенсорами и множеством датчиков, которые можно использовать на уроке. В состав современных смартфонов и планшетов могут входить следующие датчики, которые могут быть полезны для целей обучения:

● акселерометр;

● гироскоп;

● электронный компас;

● датчик освещения;

● датчик приближения;

● датчик звука (микрофон);

● фото-, видеокамера;

● секундомер;

● датчики для приема сигнала с систем спутниковой навигации.

Для использования датчиков разработано специализированное программное обеспечение для операционной системы мобильных устройств. Благодаря этому некоторые учителя предложили ученикам использовать личные устройства в качестве измерительных приборов.

Гаджеты использовались для практических исследований:

● освещенности помещений;

● характеристик различных источников света;

● уровней шума;

● движения предметов;

● размеров и углов объектов;

● измерения пульса человека.

Стоит отметить что это лишь малый список того как можно использовать датчики и сенсоры, все зависит от преподавателя и его творческих способностей, например, на уроке информатики можно наглядно продемонстрировать как мобильное устройство воспринимает информацию различных видов и провести аналогию с человеком.

Мобильные устройства, снабженные датчиками и соответствующим программным обеспечением, могут выполнять роль цифровых лабораторий, в состав которых входят устройства измерения и обработки данных, программное обеспечение и датчики [23]. Смартфон или планшет позволяют научиться не просто измерять различные параметры окружающей среды, но и проводить анализ и статистическую обработку результатов. И тут «непрофессиональность» датчиков, их низкая точность, может сыграть на руку юным исследователям.

Охватить все примеры использования технологии BYOD в обучении очень сложно. Ориентируясь на проанализированные, можно отметить, что ученики с большим энтузиазмом поддерживают предложения использовать личное мобильное устройство для обучения. Использование возможностей современных девайсов позволяет привнести в учебный процесс новые краски, которые позволяют сделать его более увлекательным и ярким.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.