Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства и недостатки использования технологии BYOD






Общая популярность гаджетов является тем фактором, на который уже нельзя не обращать внимания. К 2016 году количество мобильных устройств превысит численность населения Земли, а объем мобильного траффика в 3 раза превысит аналогичный показатель стационарных устройств [29]. Вслед за меняющимися способами получения информации должны меняться и способы её предоставления. Наблюдается эволюционный переход от компьютеризированных учебников через сетевые образовательные ресурсы к мобильному обучению [9, с.104.].

Подход BYOD [3, с.243] направлен на решение растущих противоречий между организацией, предоставляющей информацию - учебным заведением - и основными потребителями информации - учащимися. Однако подход сопряжен с различными проблемами как технического, так и психолого-методического плана. Одна из важных проблем, которая стоит перед организацией или педагогом на пути внедрения BYOD, - это возникновение неравенства, как между имеющими мобильные устройства и не имеющими, так и между обучающимися с устройствами из-за различия в их технических характеристиках.

Смартфоны, планшеты, ноутбуки, нетбуки, да и любые другие мобильные устройства могут принести пользу в обучении, главное правильно их использовать. Благодаря модели BYOD, обучение становится личностно-ориентированным [21], а программное обеспечение и технологии - доступными в любое время (Рис.№2).

Рисунок №2. Личностно-ориентированное смешанное обучение.

Но нужно постараться оградиться от негативных аспектов, которые негативно сказываются на усвоении учебного материала, а также могут привести к некому неравенству среди учеников. Для того чтобы мобильные устройства стали полезными помощниками в обучении придется приложить усилия как педагогам, так и разработчикам программного обеспечения для нужд учебных учреждений [6, с.78]. Наиболее значимым моментом является доступность Интернета. Интернет обладает большим числом положительных граней, но и отрицательных достаточно, ведь как много соблазнов отвлечься от заданной цели и потратить время на что-то другое. К тому же, если ученик может найти ответ на нужный вопрос за считанные минуты, а то и секунды, в сети, то изучать данный вопрос самостоятельно ему попросту не покажется обязательным, это ставит под вопрос использование технологии BYOD для проведения занятий в учебных учреждениях. Выход видится в методике ограничения доступа к ресурсам Интернета, которая откроет возможность пользоваться в обучении интерактивностью, мобильностью и остальными положительными качествами современных устройств [27].

Контроль усвоения знаний может стать одной из первых сфер применения мобильных устройств. Можно выделить следующие положительные стороны:

1. При наличии уважительной причины отсутствия на занятии ученик может пройти тестирование удаленно, но учитель не сможет быть полностью уверен в достоверности результата.

2. Учителю не нужно тратить время на проверку результата, с помощью мобильных устройств можно автоматизировать процесс тестирования и оценивания.

3. Устранение затрат на печать условий заданий для обучаемых, все легко заменяется электронным вариантом с открытым доступом для учеников.

Другая область применения технологии BYOD, которая может стать актуальной, - это «электронное поднятие руки» [12, с.63]. Суть заключается в том, что ученику достаточно нажать нужную кнопку в специальном приложении мобильного устройства, чтобы показать учителю свою готовность, т.е отпадает необходимость тянуть руку. Особо полезным «электронное поднятие руки» может оказаться для людей с ограниченными возможностями, а также для стеснительных учеников.

Мобильные устройства отлично подойдут для организации совместной работы группы пользователей. Достаточно подобрать ресурс, который способен предоставить возможность одновременного редактирования какого-либо объекта нескольким людям. Организация такого вида деятельности, с использованием сетевых ресурсов, позволяет работать над одним общим проектом совместно, общаться и видеть результаты работы каждого члена группы. В качестве примера такого интернет-ресурса можно привести Google Docs.

Мобильные устройства можно использовать для организации обратной связи между учениками и учителем. Ученики могут задавать вопросы учителю, не отвлекая его от процесса изложения материала, с помощью средств быстрой передачи сообщений. Педагог, в свою очередь, видя поступающие вопросы, может скорректировать свое повествование, остановиться подробнее на вопросе, который вызывает непонимание у обучающихся, или же пропустить некоторые моменты. Организовать это помогут доступ к сети, а также любые программы или сервисы, которые позволяют обмениваться текстовыми сообщениями. Подобных программ и сервисов достаточно много в общественном доступе, к примеру, можно воспользоваться довольно популярной программой для общения «Skype», в качестве альтернативы можно избрать информационные (социальные) сети.

При использовании технологии BYOD открываются новые возможности для повышения у учащихся мотивации к изучению предмета, а также увеличению интерактивность процесса обучения [4, с. 282]. Но просто переход к электронному виду учебных материалов урока не будет достаточным, и может привести к потере интереса и плохому запоминанию. Чтобы этого избежать, нужно организовывать учебный процесс так, что мобильное устройство обучаемых станет инструментом, помогающим раздобыть дополнительную информацию, которую преподаватель не может включить в урок из-за соблюдения временных рамок. Например, можно воспользоваться необычным способом предоставления ссылок в виде QR-кодов [25], распознать которые помогут девайсы учащихся. Таким образом, каждый ученик сможет ознакомиться с дополнительной информацией по вопросу, которая может содержать как текст, так и видео, аудио или графические материалы.

Дополнительно можно выделить еще одну область применения мобильных девайсов, связанную с разного вида уведомлениями. При необходимости оперативно сообщить какую-либо информацию учащимся мобильное устройство окажется очень эффективным. Помимо этого, если соблюдаются некоторые условия, смартфоны (телефоны) учеников могут стать средством для учета посещаемости, что ликвидирует необходимость отмечать отсутствующих вручную.

Кроме того о чем было сказано, использование технологии BYOD позволяет [2, с.32]:

1. Расширить границы учебного процесса, ученики могут получить доступ к учебным материалам из любой удобного для них места. При желании занятие можно провести вне аудитории, а также учитель и ученик перестают зависеть от временных рамок.

2. Организовать обучение людей с ограниченными возможностями.

3. Экономить средства, так как не требуется приобретение персональных компьютеров и бумажной учебной литературы.

4. Легко и быстро распространять обучающие материалы среди пользователей благодаря беспроводным сетям.

5. Благодаря мультимедийному формату информации, улучшить усвоение и запоминание материалов урока, а также повысить интерес к предмету.

Данные возможности свидетельствуют о целесообразности, использования современных мобильных устройств для коммуникации в образовании.

Суммируя сказанное ранее, можно выделить следующие преимущества технологии BOYD:

1. Удобство и гибкость. Учебный процесс, в котором активно используются мобильные устройства независим от места и времени нахождения преподавателя и учащегося.

2. Модель BYOD позволяет снизить расходы на покупку технического оснащения.

3. При использовании личного устройства, ученик самостоятельно следит за его состоянием, техническим обслуживанием, программным обеспечением.

4. Упрощает работу с сетевыми сервисами, требующими обязательную регистрацию пользователя. Мобильное устройство позволяет сохранить данные для получения доступа к нужному ресурсу сети. То есть, устройство ориентировано на конкретного пользователя.

5. Основные операции выполняются в режиме интерактивной познавательной деятельности, что свидетельствует о высокой интерактивности обучения.

6. Использование модели BYOD позволяет обучающемуся самостоятельно выбрать инструмент для решения поставленной задачи. Каждый решает индивидуально каким устройством, программой и сервисом пользоваться.

7. Модель BYOD позволяет оперативно работать с информацией и представлять результаты работы.

К сожалению ничто не идеально, и технология BYOD не лишена недостатков:

1. Соблюдение принципа здоровьесбережения становится весьма актуальной проблемой.

2. Угроза возникновения неравноправия при использовании личных мобильных устройств. Не у каждой семьи есть возможность приобрести дорогое многофункциональное устройство для ребенка, поэтому функциональные возможности девайсов могут серьезно отличаться.

3. Существует вероятность того, что учащийся забудет свое устройство дома или не зарядит аккумулятор. В этом случае выйти из положения будет проблематично.

4. Использование технологии BYOD порождает риск того, что ученик отвлечется от урока, будет использовать устройство не для учебных целей. Решение данной проблемы требует от педагога усилий по обеспечению высокого темпа урока, смены форм работы, четкого формулирования целей, тщательного подбора ресурсов для занятия.

5. Недостаточное количество контента для образовательных целей, а также средств для его разработки.

6. Различные технические характеристики мобильных устройств учеников могут создать трудности учителю при планировании занятия.

7. Конфиденциальность и безопасность. Использование любых гаджетов требует предварительного инструктажа по вопросам построения этических и безопасных взаимоотношений с другими пользователями. К сожалению, пока не изобретено универсального способа, который помог бы предотвратить кражи личных данных, преследования и запугивания.

Технология BYOD актуальна и очень перспективна для внедрения в образовательную среду, ее достоинства позволят изменить образовательный процесс в лучшую сторону, увлечь школьников и создать для них прочную мотивацию, дополнить его современными средствами представления и обработки информации. Отрицательные моменты возможно обойти благодаря мастерству педагога, который должен умело использовать BYOD на благо обучения детей. Ставя вопрос о переходе образовательного учреждения на модель «1: 1», важно понимать, что это мероприятие носит не столько технический, сколько общепедагогический характер, так как меняет механизмы получения учащимися информации, использования ими инструментов и средств обучения и многие важные психологические и ценностные установки учителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.