Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женские гимназии






В 1858 году образованы женские училища для девочек из непривилегированных сословий.

В 1862 году они переименованы в гимназии. Устав 1862 г. (гимназии ведомства императрицы Марии Федоровны).

В 1870 г. выработан новый устав. Гимназии доступны для девушек всех сословий и исповеданий.

Царствование Александра III (1881-1894) стало временем контрреформ, политики, исключающей либеральные преобразования политической системы. Принципы были изложены в манифесте «О незыблемости самодержавия» в апреле 1881 года.

Централизация власти с опорой на дворянство и крупную буржуазию.

Ограничены права органов управления на местах (земских, городских).

Контрреформы – преграда на пути либеральных преобразований, модернизации.

ЗЕМСТВО В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означаловозрождение древнего земства с его идеей народного представительства инезависимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последнихбыла сведена на нет ещё на исходе XVII в. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избиратьбольшую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителютого или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообщепотеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор изсреды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскимиобществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставилоземские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически этоперечёркивало главную идею земства – независимость от органовгосударственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможностьучастия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итогесделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этихмерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскомуземству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубьроссийской истории. ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как иземская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органамигосударственного самоуправления, и расширить сферу правительственныхполномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественныйценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате числоизбирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы иуправы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царскойадминистрации в их дела. Правительство получало право не утверждатьофициально избранного городского голову – председателя городской думы.Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городскоесамоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственнойслужбы. СУД Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных отвласти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительныхизменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однаков судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения судаприсяжных были изъяты все дела а насильственных действиях противдолжностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировыесудьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы междукрестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились онитолько в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должностикоторых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественнымцензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижениесогласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорныевопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственнуюадминистрацию. ОБРАЗОВАНИЕ Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российскиеуниверситеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новыйуниверситетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидировануниверситетский суд, запрещены любые студенческие объединения.Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались вдолжности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперьруководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: онназначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладалправом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдатьза преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об«обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию длялиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный сроквоенной службы увеличен. Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образованияграфу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиныхдетях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназиии прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговыхлавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением развеодарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить изсреды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведениясокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальныхпоследствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в историироссийского образования примером исключительной ограниченностигосударственных чиновников. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава –военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкойминистра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882 г.) и назначением на этотпост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции. ПЕЧАТЬ Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными).Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишатьиздателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованиювластей. Усилилась цензура. В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратилсуществование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газетаМ.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг.приходится заключительный период деятельности этого известного русскогопублициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего длярасширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса приАлександре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и

нетерпимости в стане власть имущих.

Вопрос № 12. Программа реформ С.Ю. Витте: цели, основные направления, итоги. Основные тенденции экономического развития России в конце XIX-начале XX века.

2.1 Финансовая реформа

 

Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в. Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С.Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений. Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С.Ю. Витте. Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %. Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы. Четвертый шаг позволил С.Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой -- требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С.Ю. Витте представил Александру III доклад " О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С.Ю. Витте. Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С.Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль. В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877--1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621, 3 млн. руб. При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой -- должен был осуществлять банковское дело всей страны. В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга. Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено " расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет. При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз. В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

 

2.2 Денежная реформа 1895--1897 годов

 

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля. Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645, 7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка. Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена " статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк. В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо. В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 копеек в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 копеек кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере. Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. " Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте". Первый закон " О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания 3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7, 5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. " Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами". В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: " Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось.

Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895 г. " для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала преимущественно людей науки. Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией. Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшила стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4, 35 в 1892 г. до 3, 96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13, 5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб. Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны". Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное " содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров. Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление " лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета. Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д. Лутохиным: " Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.