Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 11






Организация адвокатуры и виды адвокатской деятельности

План

1. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвокатов.

Профессиональное объединение адвокатов.

 

1.

В п. 1 ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» определяются требования к лицу, претендующему на приобретение статуса адвоката.

- Одним из предъявляемых требований является необходимость наличия у данного лица высшего юридического образования либо наличие ученой степени по юридической специальности. Высшее образование должно быть получено в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения. Бакалавр считается – имеющим высшее юридическое образование.

- Другим обязательным требованием для лица, претендующего на приобретение статуса адвоката, является наличие у него стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в адвокатском образовании в сроки, установленные комментируемым Законом.

Срок стажировки в адвокатском образовании установлен в ст. 28 ФЗ - от одного года до двух лет.

Пункт 4 ст. 9 определяет, какие виды работы включаются в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката.

Пункт 2 статьи 9 определяет категории лиц, которые не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными.

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Допуск к квалификационному экзамену (ст. 10).

Процедура допуска к квалификационному экзамену начинается с подачи соискателем в квалификационную комиссию заявления о присвоении ему статуса адвоката. Заявление в письменном виде подается на имя председателя квалификационной комиссии и оформляется в соответствии с требованиями, определяемыми квалификационной комиссией.

Квалификационная комиссия (ст. 33).

В п. 2 статьи 10 перечисляется перечень документов, представляемых в квалификационную комиссию одновременно с заявлением.

Под иными документами, подтверждающими стаж работы по юридической специальности, необходимо понимать надлежащим образом оформленные выписки из приказов соответствующих учреждений или организаций об использовании данного лица по юридической специальности; копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности. Наличие у лица высшего юридического образования должно быть подтверждено дипломом государственного образца, выданным высшим учебным заведением, имеющим государственную аккредитацию.

Документами, подтверждающими наличие ученой степени по юридической специальности, являются дипломы кандидата или доктора юридических наук, выданные Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ. Документы об ученой степени, выданные иными органами, например, в порядке так называемой общественно-научной аттестации, не имеют юридической силы.

Кроме того, Закон предусматривает необходимость предоставления лицом, претендующим на получение статуса адвоката, иных документов, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности, однако конкретно их не перечисляет. Представляется, что законодатель предусмотрел такую формулировку для документов, которые могут быть предусмотрены в последующих нормативных правовых актах об адвокатской деятельности.

Законодатель особо подчеркивает, что предоставление недостоверных сведений служит основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену. Недостоверными сведениями являются сообщение претендентом своих биографических данных, сведений о стаже работы, об образовании, которые не соответствуют действительности и не подтверждены документально в результате последующей проверки.

Квалификационная комиссия имеет право организовать проверку достоверности документов и сведений, которые были представлены претендентом, в течение двух месяцев со дня представления их в комиссию.

Решение о допуске претендента к квалификационному экзамену принимается квалификационной комиссией по результатам проверки документов и сведений, представленных претендентом.

Квалификационный экзамен (ст. 11).

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, перечень вопросов, предлагаемых претендентам для подготовки к сдаче экзамена, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. Это обусловлено необходимостью установления на всей территории Российской Федерации унифицированных требований, предъявляемых к лицам, которые претендуют на право занятия адвокатской деятельностью. Квалификационный экзамен служит для определения возможности претендента квалифицированно оказывать юридическую помощь, поэтому настоящий Закон установил, что требования к квалификационному экзамену являются едиными для всей страны.

О дате и времени квалификационного экзамена претендент должен быть заранее уведомлен. Также ему предоставляется возможность ознакомиться с вопросами квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен состоит из двух частей: ответа на письменные вопросы (тестирование) + 3 вопроса, в том числе составление документа и решение задачи по уголовному праву. Вторая часть - устное собеседование также по 4 вопросам по закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, гражданскому праву или арбитражному, конституционному и уголовному. Перед началом экзамена претенденту предлагается свободно выбрать билет.

Для ответа на письменные вопросы претенденту предоставляется необходимое время. Вести переговоры с другими претендентами запрещается, а лица, которые нарушают данное требование, могут быть удалены с экзамена. В аудитории, помимо претендентов и членов комиссии, присутствовать посторонним лицам запрещается. Секретарем комиссии ведется протокол, в который заносятся все вопросы, заданные членами комиссии, и краткое содержание ответов на них.

Сдавшим экзамен считается лицо, полно и правильно ответившее на большинство вопросов (на 2 из 8 имеет право не ответить). В случае вынесения в отношении претендента, сдававшего экзамен, отрицательного решения он имеет право подать апелляцию в эту же квалификационную комиссию. Апелляция рассматривается в специально установленный для этого день в присутствии претендента.

Закон точно устанавливает срок, когда претендент, не сдавший квалификационный экзамен, может быть допущен к его повторной сдаче, - не ранее чем через год. Течение срока начинается с момента принятия квалификационной комиссией окончательного решения по результатам экзамена в отношении данного лица.

Законом четко установлен максимальный срок решения вопроса о присвоении гражданину статуса адвоката - три месяца с момента подачи заявления. В случае принятия решения о присвоении статуса адвоката претендент становится его обладателем лишь после принесения адвокатом присяги.

Претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, не может быть отказано в присвоении статуса адвоката. Но если после сдачи экзамена и до момента принятия квалификационной комиссией решения будут выявлены обстоятельства, при наличии которых недопустимо присвоение статуса адвоката, возможно принятие решения об отказе в присвоении статуса адвоката. В случае необоснованного принятия решения об отказе в присвоении статуса адвоката претендент имеет право обратиться с жалобой в суд.

Претендент на получение статуса адвоката, успешно выдержавший квалификационный экзамен, в отношении которого квалификационной комиссией принято решение о присвоении статуса адвоката, в обязательном порядке должен принести присягу адвоката. Значение присяги заключается в том, что с момента ее принятия вступает в силу решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката и претендент становится членом адвокатской палаты.

Принятие присяги относится к профессиональным ритуалам. Присяга принимается адвокатом в торжественной обстановке

Закон подчеркивает, что обладание статусом адвоката не ограничено никакими сроками, в том числе в связи с его возрастом. Приостановление и прекращение статуса адвоката возможно лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Адвокаты вносятся в реестр, который ведет территориальный орган Росрегистрации (присваивается регистрационный номер), издается распоряжение о выдаче удостоверения.

Приостановление статуса адвоката (ст.16).

Последствием приостановления статуса адвоката является приостановление гарантий, которые предусмотрены Законом. Однако адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, за исключением случаев, когда вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в совершении преступления.

Решение о приостановлении статуса адвоката может принять лишь совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения о данном адвокате.

Статус адвоката может быть возобновлен после окончания действия оснований, предусмотренных в п. 1 и 2 комментируемой статьи. О возобновлении статуса адвоката на основании его личного заявления должно быть принято решение того же совета адвокатской палаты, которым ранее было принято решение о приостановлении статуса адвоката. Закон закрепляет право лица, которому отказано в возобновлении статуса адвоката, обжаловать данное решение в суд. Порядок обжалования установлен ГПК РФ.

В случае принятия советом адвокатской палаты решения о приостановлении или возобновлении статуса адвоката последний обязан в срок не позднее пяти дней с момента принятия решения уведомить в письменной форме территориальный орган Росрегистрации, на основании чего должны быть внесены соответствующие сведения в региональный реестр адвокатов.

Указанные сведения должны быть внесены в региональный реестр в десятидневный срок со дня получения уведомления территориальным органом Министерства юстиции РФ.

Прекращение статуса адвоката (ст. 17).

Статус адвоката может быть прекращен по одному из оснований, установленных ст. 17.

Решение о прекращении статуса адвоката принимается советом адвокатской палаты субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. В том случае, когда адвокат совершил поступок, порочащий его честь и достоинство или умаляющий авторитет адвокатуры либо не исполнил или ненадлежаще исполнил свои профессиональные обязанности перед доверителем, а также не исполнил законные решения адвокатской палаты, совет адвокатской палаты принимает решение на основании заключения квалификационной комиссии.

Приняв решение, совет адвокатской палаты в обязательном порядке в семидневный срок должен уведомить в письменной форме лицо, которое лишено статуса адвоката (за исключением смерти адвоката или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим). Помимо этого извещается территориальный орган Росрегистрации для внесения соответствующих изменений в региональный реестр адвокатов.

Лицо, лишенное статуса адвоката, вправе обжаловать решение совета адвокатской палаты в суд в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ

В пункте 5 говорится о том, что в случае получения сведений об обстоятельствах, которые являются основаниями для прекращения статуса адвоката (они перечислены в подп. 2, 4-8), территориальный орган Росрегистрации должен направить в совет адвокатской палаты представление о прекращении статуса адвоката. Территориальный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в том случае, когда совет адвокатской палаты не принял соответствующего решения в месячный срок с момента получения об этом представления.

2.

Профессиональным объединением адвокатов на территории каждого субъекта РФ является адвокатская палата.

Адвокатская палата представляет собой объединение всех адвокатов для обеспечения корпоративных интересов. Без такой интеграции невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности. При этом под корпоративными интересами следует понимать не интересы отдельных адвокатов и даже не механическое сложение интересов входящих в корпорацию адвокатов. Частный интерес отдельного адвоката может в некоторых случаях даже противоречить интересам адвокатского сообщества как такового.

Для обеспечения нормального функционирования адвокатуры как корпорации необходимы, в частности, обеспечение доступности юридической помощи на всей территории Российской Федерации и обеспечение бесплатной юридической помощью отдельных категорий клиентов. По понятным причинам выполнение этих задач далеко не всегда совпадает с частными интересами отдельных адвокатов. Поэтому адвокатская палата должна осуществлять как представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, так и контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, для всех членов адвокатской палаты являются обязательными.

Будучи негосударственной и некоммерческой организацией, адвокатская палата не является общественной организацией, так как, во-первых, не основана на добровольности вхождения в нее адвокатов и, во-вторых, не может быть ликвидирована ни по воле ее членов, ни по решению каких-либо государственных органов. Членство в адвокатской палате является обязательным условием допуска к адвокатской деятельности. Адвокатское сообщество в лице квалификационной комиссии при соответствующей адвокатской палате, наделенной правом присвоения статуса адвоката, и совета адвокатской палаты, наделенного правом прекращения статуса адвоката, само формирует свой кадровый состав. Такой способ формирования корпорации характерен для юридических сообществ при необходимости обеспечения независимости членов корпорации (сходным образом формируются судейское сообщество и сообщество нотариусов). Так же как и адвокатская палата, не подлежат ликвидации ни нотариальная палата, ни тем более судейское сообщество.

Указание в ст.29 на то, что адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, означает, что каждая из адвокатских палат субъектов Российской Федерации действует не на основании принятого ею самой Устава, а на основании положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Из п. 7 комментируемой статьи и ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц", предусматривающей возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц иными федеральными законами, следует, что на регистрацию адвокатской палаты как юридического лица распространяются нормы Федерального закона " О государственной регистрации юридических лиц" только в части, определяющей порядок регистрации. В то же время основания для регистрации предусмотрены не этим законом, а Федеральным законом " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В частности, представление учредительных документов, под которыми понимаются учредительный договор и устав юридического лица, для регистрации адвокатской палаты не требуется, поскольку адвокатская палата создается не в соответствии с договором учредивших ее адвокатов, а в силу предписаний Закона и действует не на основании Устава, а в соответствии с положениями Закона.

Характер полномочий адвокатской палаты по формированию адвокатского сообщества и контролю за соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката исключает возможность образования на территории одного субъекта Российской Федерации нескольких адвокатских палат. Поэтому п. 8 статьи 29 установлено, что на территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Поскольку адвокатская палата создается не для непосредственного оказания юридической помощи (для чего существуют соответствующие адвокатские образования), она не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Имущество адвокатской палаты (ст. 34). Закон перечисляет источники приобретения имущества адвокатской палаты, к которым наряду с отчислениями адвокатов на общие нужды палаты этот перечень относит гранты и благотворительную помощь (пожертвования). Представляется, что этот перечень не является исчерпывающим. В частности, обязанности совета адвокатской палаты по организации информационного обеспечения адвокатов и обмена опытом работы между ними потребуют издания различного рода пособий, информационных бюллетеней и справочников, сборников судебных речей, выпуска периодических изданий. Для этого адвокатская палата должна будет заниматься издательской деятельностью.

Виды затрат адвокатской палаты на общие нужды перечислены в п. 2 комментируемой статьи. Этот перечень не является исчерпывающим. Решением собрания (конференции) адвокатов к затратам на общие нужды могут быть отнесены и другие расходы, включенные в утверждаемую собранием (конференцией) смету.

Высшим органом адвокатской палаты является собрание входящих в нее адвокатов. В случае, когда палата насчитывает более 300 членов, организовать проведение собрания собрание затруднительно даже с точки зрения технической, закон предписывает проведение не собраний, а конференций, т.е. собраний делегатов, избранных от адвокатских образований. Утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию относится к компетенции предыдущей конференции.

Поскольку в собрании предполагается участие всех адвокатов, состоящих в адвокатской палате, для правомочности собрания на нем должно присутствовать не менее двух третей всех членов адвокатской палаты. Конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на конференцию делегатов.

Полномочия собрания (конференции), сформулированные в п. 2 ст. 30 и составляют исключительную компетенцию собрания (конференции). Только собрание (конференция) вправе формировать совет адвокатской палаты и ревизионную комиссию, избирать членов квалификационной комиссии от адвокатской палаты, определять размеры отчислений адвокатов на нужды адвокатской палаты, утверждать смету расходов на содержание адвокатской палаты и отчеты о расходовании средств палаты.

Решение собрания (конференции) адвокатской палаты может быть пересмотрено только собранием (конференцией) адвокатской палаты.

Решения собрания (конференции), затрагивающие права и интересы адвокатов и других граждан, могут быть обжалованы в суд.

Совет адвокатской палаты формируется собранием (конференцией) и ему подотчетен. Число членов совета определяется собранием (конференцией), но не может быть более 15 человек. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем на одну треть.

В п. 2 ст. 30 указано, что совет адвокатской палаты избирается из состава членов адвокатской палаты. В законе нет указаний о том, что членами совета адвокатской палаты могут избираться только делегаты конференции. Использованная в законе формулировка означает, что в случае избрания совета на конференции в состав совета могут войти члены адвокатской палаты, как являющиеся, так и не являющиеся делегатами конференции. В случае когда совет адвокатской палаты избирается собранием, понимание этой нормы не вызывает затруднений, поскольку состав членов адвокатской палаты и есть состав участников собрания. Применительно к проведению учредительных конференций адвокатов п. 7 ст. 41 Закона прямо предусмотрена возможность избрания в состав органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (и Федеральной палаты адвокатов) тех адвокатов, которые не являются участниками учредительных конференций адвокатов. Нет никаких оснований считать, что для конференций, не являющихся учредительными, этот вопрос должен решаться иначе.

Срок полномочий совета законом не ограничен. Это в сочетании с ежегодной ротацией совета и избранием президента и вице-президентов палаты на ограниченный срок должно обеспечить, с одной стороны, стабильность в работе совета и с другой - необходимый в деятельности совета динамизм, что будет противодействовать застойным явлениям.

Избирая из своего состава президента и вице-президентов адвокатской палаты, совет одновременно должен определить и их компетенцию.

Адвокатская палата является единственной формой объединения всех адвокатов субъекта Российской Федерации независимо от организационной формы адвокатского образования. Поэтому на совет адвокатской палаты закон возлагает определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и в иных случаях; доведение этого порядка до сведения указанных органов, а также адвокатов; контроль за его исполнением адвокатами.

Содействие повышению профессионального уровня адвокатов может осуществляться путем организации занятий по изучению законодательства и судебной практики, издания соответствующих пособий, обмена опытом работы, налаживания информационного обеспечения адвокатов текстами вновь принятых нормативных правовых актов.

Отдельную группу полномочий совета адвокатской палаты составляют полномочия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии. На основании и в порядке, установленном собранием (конференцией) адвокатов, совет адвокатской палаты вправе применять меры поощрения, а также меры ответственности адвокатов вплоть до лишения адвокатского статуса. Для обеспечения объективного подхода к решению указанных вопросов закон предусматривает их предварительное рассмотрение квалификационной комиссией при адвокатской палате. Заключение квалификационной комиссии не носит обязательного характера. Учет заключения комиссии не означает обязательного согласия совета адвокатской палаты с этим заключением.

Совет адвокатской палаты является органом управления юридического лица - адвокатской палаты. Как орган управления адвокатской палаты, совет не наделен теми правами, которыми не наделена и сама палата, в частности, правом заниматься адвокатской деятельностью.

Президент палаты.

Совет избирает президента адвокатской палаты.

Свои полномочия президент адвокатской палаты может перепоручать вице-президентам и другим членам совета в соответствии с утвержденным советом распределением обязанностей.

Президент адвокатской палаты является по должности председателем квалификационной комиссии при адвокатской палате.

Президент, вице-президенты и другие члены совета адвокатской палаты имеют право на получение вознаграждения за работу в совете. При этом президент и другие члены совета сохраняют право осуществлять адвокатскую деятельность.

Федеральная палата адвокатов (ст. 35) представляет собой объединение всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации для совместного для обеспечения корпоративных интересов. ФПА представляет собой ассоциацию некоммерческих негосударственных организаций - адвокатских палат субъектов Российской Федерации и как таковая сама является негосударственной некоммерческой организацией. Федеральная палата адвокатов, будучи негосударственной организацией, вместе с тем общественной организацией не является, так как, во-первых, не являются общественными организациями адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, которые ее образуют, во-вторых, она не основана путем вхождения в нее адвокатских палат.

В отличие от адвокатских палат субъектов Российской Федерации, Федеральная палата адвокатов действует на основании не только закона, но и Устава, принимаемого Всероссийским съездом адвокатов.

Для выполнения задач представительства и защиты интересов адвокатов Федеральная палата адвокатов в лице ее органов может участвовать в проведении экспертиз проектов федеральных законов, по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности, обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на федеральные законы, ущемляющие права адвокатов, обращаться в Верховный Суд РФ с жалобами на нормативные акты федеральных министерств и ведомств, ущемляющие права адвокатов, обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и другие государственные органы по вопросам защиты интересов как адвокатского сообщества, так и отдельных адвокатов, а при исчерпании национальных средств защиты - в случае нарушения прав, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, - обращаться в Европейский суд по правам человека.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов (ст. 36). Полномочия Всероссийского съезда адвокатов, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи 36, составляют исключительную компетенцию собрания (конференции). Только съезд вправе принимать устав Федеральной палаты адвокатов и кодекс профессиональной этики адвоката, устанавливать нормы представительства на съезд, формировать совет Федеральной палаты адвокатов и принимать решение о досрочном прекращении полномочий его членов, избирать ревизионную комиссию, определять размеры отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, утверждать смету расходов на содержание палаты и отчеты о расходовании средств. Никакой иной орган, кроме Всероссийского съезда адвокатов, не уполномочен утверждать регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов, утверждать штатное расписание аппарата органов Федеральной палаты адвокатов палаты и решать другие вопросы.

Совет Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов является ее исполнительным органом, действующим на постоянной основе и наделенным в связи с этим управленческими функциями, необходимыми для осуществления возложенных на него задач.

Совет Федеральной палаты адвокатов формируется Всероссийским съездом адвокатов и ему подотчетен. Законом установлен численный состав совета в количестве 36 человек. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем на одну треть.

Совет обобщает дисциплинарную практику адвокатских палат субъектов Российской Федерации и вырабатывает в связи с этим соответствующие рекомендации. В основу подобной деятельности совета должны быть положены, наряду с требованиями соответствующего законодательства, также и положения кодекса профессиональной этики адвоката, который принимается Всероссийским съездом адвокатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.