Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инженерно-психологическое (ИП) и эргономическое проектирование эргатических систем.






 

 

Инженерная психология как самостоятельная психологическая научная дисциплина существует уже более 30 лет. За этот период углубленное изучение человека как звена сложных технических систем, прогрессирующее накопление эмпирического материала, успехи в разработке аналитических методов научного познания привели к разветвлению, дифференциации инженерной психологии, к возникновению специальных областей исследования. В каждой из этих областей углубленно изучается какой-либо один аспект деятельности человека-оператора и условий ее протекания. На этом пути инженерная психология накопила массу данных, характеризующих зависимость отдельных характеристик человека от условий протекания его трудовой деятельности. В последнее время развивается интеграция инженерно-психологического знания. Стремление к интеграции обусловлено одновременным воздействием нескольких факторов.

Во-первых, интенсивное внедрение и эксплуатация автоматизированных систем управления (АСУ) поставили перед инженерной психологией новые задачи, которые были направлены в первую очередь на исследование и оптимизацию целостной деятельности человека и лишь в меньшей степени - на оптимизацию отдельных операций и действий. Постановка этих задач актуализировала ряд вопросов, ответы на которые было трудно, а иногда и вообще невозможно, найти при опоре на уже сложившиеся методы и формы инженерно-психологического знания. Стала очевидной необходимость выхода за пределы прежней области исследования и обращения к познавательным средствам и методам, сложившимся и отточенным в других областях знания.

Во-вторых, интеграция инженерно-психологических знаний оказалась необходимой и в связи с наметившимся изменением в стратегии проектирования систем «человек - машина» (СЧМ), или эргатических систем (ЭС). Если до недавнего времени в процессе проектирования исходили преимущественно из ограниченности возможностей человека, то в настоящее время все большее понимание находит идея о том, что при разработке СЧМ следует принимать во внимание прежде всего позитивные возможности человека как действительного субъекта труда, т. е. учитывать не недостатки его, а преимущества по сравнению с машиной.

Изменение в стратегии проектирования СЧМ в свою очередь привело к новой концепции технических средств; технические средства стали рассматриваться не только как объекты, но и как сигналы управления. Поэтому возникла необходимость проектировать технические средства как средства, обеспечивающие возможность развертывания в нужной форме психических процессов человека-оператора, осуществляющего необходимые функции для достижения заданных целей. «Создавая техническое устройство, с которым должен взаимодействовать человек, - пишет в этой связи Б. Ф. Ломов, - инженер... хочет он того или нет, предопределяет деятельность человека». Реализация сигнальной функции технических средств также потребовала выхода за пределы прежней области исследований.

Таким образом, новый период развития инженерной психологии оказался тесно связанным с требованием ее методологического перевооружения. Это перевооружение осуществлялось в основном при опоре на фундаментальные идеи и положения системного и кибернетического подходов. Главный сдвиг, привносимый этими подходами в инженерную психологию, состоит в том, что на первый план выдвинулись понятия и проблемы, носящие синтетический системно-структурный характер и помогающие изучать общие закономерности функционирования человека и использования им технических средств. Осознанная смена методологических позиций позволила в качестве одной из важнейших проблем современной инженерной психологии выдвинуть проблему проектирования деятельности (ППД), выразив ее как задачу комплексного проектирования внешних средств деятельности человека-оператора и формирования соответствующих интериоризированных средств -- специализированных функциональных систем. При этом к числу внешних средств относятся информационные модели и органы управления. К числу интериоризированных средств - образно-концептуальные модели, программы, схемы поведения и навыки оператора и т. д.

Практически почти все авторы подтверждают необходимость и важность исследований по ППД или, более широко, по проблеме инженерно-психологического проектирования (ИПП). При использовании системного подхода существенным представляется требование о необходимости изучения деятельности как объекта проектирования лишь при точной идентификации места этого частного объекта в системе управления. Таким образом, важное теоретико-методологическое значение приобретает конкретное понимание системы «человек -- машина», или эргатической системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.