Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие схемы в работах Пиаже






Дж. Флейвелл показал, сколь важное значение имело понятие схемы для генетической психологии Пиаже. Однако в переводе фундаментального труда Флейвелла имеются неясности, поэтому, предварительно изучив ряд работ Пиаже и других авторов, мы сочли возможным резюмировать наше понимание термина.

Схема — это тип структуры, хотя структура — более широкое понятие. Понятие " схема" показывает путь к пониманию того, что есть организация как психологическая категория. Пиаже применяет понятие схемы, но прямого его определения не дает. Оно раскрывается в контексте всех его работ, имеет множество оттенков и является довольно гибким. Схема связывает ряд подобных двигательных актов. Двигательный акт — последовательность движений, образующих единое целое. Схема — это когнитивная структура. Возможны схемы схватывания, схемы рассматривания, схемы интуитивного установления качественного соответствия. Схема получает название по соответствующей последовательности движений, по их смыслу. Но это не означает, что схема и есть сама последовательность движений. Схема — это содержание организованной последовательности движений. Схема допускает широкие вариации по качеству и сложности движений, она может принимать любые формы и размеры, главное, чтобы движения, которые входят в ее состав, были взаимосвязаны и составляли одно организованное целое.

Схема всегда связана с объектом. Объект включен в нее. Одна и та же схема может применяться к разным объектам, при этом последовательности движений будут различаться, но незначительно. До тех пор, пока они похожи, неизменной останется и сама схема. О схеме можно говорить до тех пор, пока сенсомоторные компоненты двигательного акта зависят друг от друга и не могут быть отделены один от другого. Итак, схема — это целостность последовательности движений.

Схема — это понятие, категория, стратегия, объединяющая всю совокупность похожих двигательных актов: “Схема представляет собой нечто вроде сенсомоторного понятия” (См. Флейвелл, 1967, с.79).

Схема — это пластичная когнитивная структура; она изменяется при ее применении к различным предметам. Схемы возникают и изменяются при функционировании интеллекта. Это своего рода структурный осадок активности субъекта, но осадок не статичный, а гибкий и пластичный. Схема — это повторяющаяся структура. Стремление к повторному воспроизведению является первым свойством ее функционирования. В ходе повторных применений область использования схемы расширяется.

Выделяя три типа ассимиляции (повторяющую, обобщающую и различающую), Пиаже тем самым задает три важных свойства функционирования схем:

1) при появлении своего предмета схема стремиться к воспроизведению;

2) с расширением класса ассимилируемых предметов она приобретает обобщенный характер;

3) вместе с тем внутри схемы возникают области подробного, дифференцированного представления предмета. Все три свойства определяют роль схемы в функционировании интеллекта.

Каждое функциональное свойство оказывает влияние на схему: повторение делает ее прочной и устойчивой, обобщение расширяет область ее применения, а детализация способствует появлению внутри нее новых, более четких и подробных схем.

Схема функционирует внутри системы. Изменяясь, схема вступает в сложные отношения взаимодействия с другими схемами. Две схемы могут развиваться отдельно: они повторяются, обобщаются, детализуются. В определенный момент произойдет их объединение и возникнет схема более высокого порядка. Пиаже говорил о взаимной ассимиляции схем, об организации и координации схем внутри общего целого. Пространство имеет и другой аспект. Он фиксируется понятием “схема”. Рассмотрим его, последовательно следуя за Ж.Пиаже и его интерпретатором, Дж. Флейвеллом.

Схема связана с последовательностью движений. Если нет жесткой последовательности движений, то уже нельзя говорить о схеме? Возможно, это так и есть, когда речь идет о схемах использования предметов: для некоторых предметов, таких как вилка, ложка, чашка, стул у стола, когда не только сам предмет, но и его предметный контекст, ближайшее предметное окружение, остается неизменным. В этих случаях схему следует связывать с жесткой последовательностью движений. В остальных случаях следует говорить о повторяющемся характере двигательных задач, смысле двигательных действий, когда сами движения могут в точности и не повторяться. У Пиаже схема слепа — она лишь форма двигательного процесса, идущего от памяти. Необходимо дополнить число базовых понятий до трех — ввести восприятие. Воспринимаемые формы повторяются. Но и воспринимаемые предметы, и их расположение могут слегка меняться — одним и тем же должен оставаться смысл ситуации. Например, трапеза. Она может проходить в разное время дня, но всегда предполагает примерно один и тот же комплекс предметов.

Схема ассимилирует предмет. Предмет перерабатывается и становится тканью и формой схемы. Когда речь идет о пространстве — обширном, с множеством предметов, можно ли говорить об ассимиляции? Метафора ассимиляции кажется удобной, ведь пространственные формы интерьера или открытого пространства должны войти в содержание понятия схемы. Но здесь уже ясно, что нельзя ограничиться жесткой последовательностью движений, которая должна приходить на ум всякий раз, когда говорим о понятии схема. Снова следует произвести подмену — не жесткая последовательность движений, а двигательная задача, двигательное действие, выполняемое в привычном узнаваемом окружении. Именно узнаваемом, потому что о неизменном окружении вряд ли вообще можно говорить. И тогда схема будет определяться либо искусственными формами (архитектурой), либо естественными (ландшафтом). Они войдут в ткань схемы вместе с теми задачами, которые обычно решает субъект в этом окружении, области пространства. Это виды перекрестков, фасадов домов, колодцев и ларьков.

Схема приспосабливается к предмету (аккомодирует). Разумеется, чем более дробные задачи решает субъект, тем детальнее будет схема. Схема - результат исполнения. Но условием должно быть детальное восприятие. Не обязательно предварительное. Предварительно ситуация может быть воспринята в самых общих чертах. Но по мере исполнения сложной задачи восприятие не может не быть дробным — иначе задача не будет выполнена.

Схема возникает при повторном действии с предметом. Повторение — очень важное условие, но насколько вообще возможно повторение? Возможно ли возникновение схемы после одиночного исполнения или одиночной встречи[3] с ситуацией? Насколько вторая встреча с ситуацией, предметы, сама ситуация могут отличаться от первой, чтобы схема уже оказалась бесполезной? Изменчивость и воспроизводимость, повторяемость и уникальность — вот о чем мы должны думать, когда говорим о повторном применении схемы. Но что же все-таки и как повторяется? Смысл задач — для субъекта задача всегда будет иной, чем прежде, иными будут слова, которыми формулируется смысл, объективное значение, предметное окружение - здесь тоже возможны вариации. По-видимому, во всем должен быть некоторый потенциал, запас устойчивости, а новизна, неожиданность, неопределенность не должны превышать какой-то предел.

По мере применения с разными предметами схема становится обобщенной. Исчезают конкретные детали, остаются значения. По-видимому, обобщенность, генерализация схемы возможна благодаря речи, понятиям. Но и способности схватывать и выделять смыслы, которая есть уже у животных.

Схемы разной степени обобщенности надстраиваются одна над другой. Можно ли допустить одноуровневую структуру, или число схем всегда должно быть не меньше двух? Чем должны отличаться два уровня схем?

На следующих страницах мы рассмотрим два типа действий — повторяющиеся и одиночные. Понятие схемы, разработанное Пиаже, подводит нас ближе всего к их описанию, поскольку:

1) схема — объединяет последовательность движений в единое целое,

2) схема — это форма поведенческого акта, она организует движения в пространстве и во времени,

3) понятие схемы позволяет рассматривать развитие движений, когнитивных структур самих схем. Однако мы не намерены прямо использовать его в нашем описании, поскольку оно несет на себе отпечаток всей логико-биологической системы изучения детской психики, характерной для Пиаже. Мы сохраним лишь идею неразрывности, неотделимости описания внешних процессов и стоящих за ними внутренних структур. Мы будем говорить об операционально-смысловых структурах профессионального опыта, исходя из принципа Я-здесь-теперь.

Для изучения профессиональных действий и структуры трудового опыта используют метод клайк-анализа и бланковый метод изучения функциональных единиц опыта.

Метод «клайк-анализа» построен на предварительном выделении типичных профессиональных задач и получении оценок при субъективном шкалировании опытными профессионалами этих задач (оценки степени их важности, трудности, эмоционального отношения к ним). При получении такого рода сведений от группы опытных профессионалов могут быть выделены неслучайные, типичные для профессии и определенного уровня мастерства, структурные и содержательные, иерархически упорядоченные составляющие опыта, его «склеенные» комплексы — «клайки».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.