Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) Когнитивно-мотивационный подход






Исследования в рамках данного подхода можно объединить в три направления: 1) теория ожидаемой ценности; 2) атрибутивные концепции; 3) модели совладающего поведения.

Безработица в рамках теории ожидаемой ценности наиболее активно исследовалась австралийским психологом Н. Физером. В основании его работ лежит представление о личности как активном деятеле, который осмысливает ситуации в терминах доступных альтернативных способов поведения, оценивает вероятность выполнения тех или иных действий в имеющихся условиях (этот компонент - ожидание), а также привлекательность действий и их результатов (этот компонент - валентность, ценность). Теория ожиданий рассматривает сознательно регулируемое поведение, оставляя за пределами своей компетенции действия, последствия которых индивидами не осознаются, или те, которые являются слишком привычными для человека и поэтому также слабо осознаются.

Комбинации ожиданий и валентностей формируют мотивацию к действиям определенной направленности. Например, стремление устроиться на некоторую должность будет зависеть от оценки вероятности успешного прохождения собеседования, а также степени привлекательности для человека действий, связанных с приемом на работу и ее как таковой. Однако могут быть и конкурирующие мотивации, связанные с альтернативными действиями: тот же безработный вместо поездки на собеседование может остаться дома, чтобы посмотреть интересную телевизионную передачу.

Для того чтобы возникла сильная мотивация к выполнению определенных действий, только высокого уровня ожиданий или валентности может оказаться недостаточно; желательно, чтобы оба эти компонента сочетались. В случае, когда человека привлекает некая профессия, но при этом вероятность заняться ею оценивается им низко, он может искать менее привлекательную, но, с его точки зрения, более достижимую сферу деятельности. Наличие альтернатив важно для психологического благополучия безработного. Если таковые отсутствуют или неприемлемы, а цель (получение работы) очень желательна и одновременно недостижима, то текущая повседневная жизнь начинает восприниматься бесцельной и лишенной смысла.

Физер справедливо полагает, что теория ожиданий не может охватить все многообразие переживаний, мотивов и действий безработных. Нужно использовать дополнительные подходы и теории для более детального изучения их целей, волевых процессов, представлений о контролируемости событий, а также для учета переменных, отражающих внешние нормативные требования к поведению.

Исследования безработицы в рамках атрибутивных концепций чаще всего опираются на теоретические построения Б. Вайнера и М. Селигмана, которые полагают, что способы и стили объяснения жизненных ситуаций и событий влияют на мотивацию, психическое здоровье, уровень успехов в профессиональной и других видах деятельности. Остановимся на некоторых из этих исследований.

 

В 1990-х гг. появилась серия работ экономистов, которые активно использовали теоретические положения Селигмана при интерпретации эффектов безработицы. У. Дейрити и А. Голдсмит полагают, что одним из главных механизмов отрицательного влияния безработицы на психологическое состояние людей выступает чувство беспомощности, которое связано с представлением о своей неспособности изменить ситуацию. Оно разрушает мотивацию к поиску работы и приобретению новых навыков, которые объективно могли бы повысить шансы на трудоустройство, а также ухудшает выполнение оценочных заданий при приеме на работу. Поскольку чувство беспомощности обладает определенной инерцией и не исчезает сразу же после восстановления занятости, оно сказывается на качестве труда - бывший безработный проигрывает постоянным работникам в производительности и имеет более высокие шансы вновь потерять работу, что опять-таки влияет на уровень его беспомощности, производительности и т.д. Авторы предлагают поведенческую макроэкономическую модель, в которой спрос и предложение труда зависят не только от реальной заработной платы, но и психологического благополучия рабочей силы, в частности, наличия опыта безработицы, которая могла оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние, мотивацию, навыки саморегуляции работников и, следовательно, их поведение на рынке труда и производительность. Понимание того, что на рынке труда действуют не просто индивиды, осуществляющие тот или иной выбор, но и имеющие собственные трудовые истории, является важным психологическим добавлением к традиционному экономическому образу мышления.

Б. Элмсли и С. Седо продолжили линию, начатую Дейрити и Голдсмитом, предложив объяснение пролонгированных эффектов безработицы для представителей тех групп населения, которые считают себя дискриминируемыми на рынке труда. Если брать расовое основание дискриминации, то психологический механизм формирования выученной беспомощности выглядит следующим образом. Отправной точкой может быть реальная или воспринимаемая (субъективно переживаемая) дискриминация. Поскольку цвет кожи нельзя изменить, представители дискриминируемой расы интерпретируют причину трудностей на рынке труда как неконтролируемую ими. Возникающее ощущение беспомощности интернализируется и ведет к проблемам в самооценке, которые, в свою очередь, блокируют желание повышать образование и активно искать работу. Если формирующееся чувство беспомощности включает в себя параметры универсальности (т.е. распространяется на самые разные ситуации) и устойчивости во времени, то положение усугубляется. Таким образом, первичная дискриминация может воспроизводить себя за пределами реального жизненного эпизода, но уже в форме субъективных объяснений и переживаний.

Среди исследователей безработицы популярны модели совладающего поведения, с помощью которых ученые пытаются ответить на вопросы о влиянии оценочных действий на поведение безработного, сравнительной эффективности используемых стратегий, ресурсах совладания и т.д.

Дж. Лэтэк, А. Киники, Г. Прассиа предложили процессуальную модель совладания с потерей работы. Они опираются на теоретические положения Р. Лазаруса и его последователей полагая, что совладание - это когнитивные и поведенческие усилия, направление на то, чтобы управлять неблагоприятными следствиями потери работы. При этом авторы исходят из того, что понятие совладания недостаточно конкретизировано для ситуации безработицы.

Другим важным основанием модели являются представления о механизмах обратной связи в процессах саморегуляции, в соответствии с которыми потеря работы порождает рассогласование между образом наличной ситуации и желаемым состоянием. Это рассогласование является причиной обращения индивида к той или иной стратегии совладания, завершающейся определенными результатами, которые, в свою очередь, вновь влияют на уровень рассогласования между наличным и желаемым, ведущего к коррекции способов совладания и т.д. Действие данного механизма возможно лишь в том случае, если совладание понимается как целенаправленный процесс, с помощью которого люди стремятся поддерживать равновесие в четырех аспектах жизнедеятельности - экономическом, социальном, психологическом, физиологическом. У человека имеются желания (или стандарты восприятия) относительно каждого из названных аспектов. Если они не совпадают с восприятием наличного, индивид стремится нейтрализовать возникшее рассогласование (собственно, это и является целью совладания).

Цели совладания реализуются в стратегиях, ориентированных на контроль и избегание. Обе стратегии являются разновидностями как проблемно-фокусированного, так и эмоционально-фокусированного совладания. Авторы выделяют еще одну стратегию - поиск социальной поддержки (в форме советов, эмоционального утешения и т.п.), но уделяют ей значительно меньше внимания.

Важным направлением исследований совладающего поведения в ситуации безработицы является выделение специфических способов и приемов, которые характеризуют действия человека именно в данных обстоятельствах. А. Киники и Дж. Лэтэк выделили пять таких способов: активный поиск работы (целенаправленное использование времени и энергии на поиск, общение с людьми, которые могут помочь трудоустроиться и т.п.); нетрудовая активность (контроль бюджета, экономное расходование денег, включенность в другие дела); позитивное самооценивание (обдумывание выигрышных для себя путей использования ситуации, поиск у себя тех навыков, которые можно предложить на рынке труда, попытки выйти из создавшейся ситуации с достоинством); психологическое дистанцирование от потери работы (пытаться не думать о том, что случилось, успокаивать себя, что это не конец света и т.п.); обесценивание работы (убеждать себя, что в жизни есть более важные вещи, чем трудовая занятость). Первые три способа авторы отнесли к активной, проблемно-ориентированной, а две последние - к избегающей, эмоционально-фокусированной форме совладания. Позднее было установлено, что обесценивание работы не является значимым индикатором данной формы.

А. Киники, Г. Прассиа и Ф. МакКи несколько раз обращались к анализу эмпирических связей между выделенными стратегиями, ресурсами и результатами совладания с потерей работы. Они выяснили, что готовность использовать проблемно-фокусированные стратегии, измеренная перед увольнением, не связана с качеством занятости через четыре месяца (продолжающееся пребывание в статусе безработного, либо в статусе неудовлетворенного найденной работой, либо в статусе удовлетворенного ею). На уровне тенденции эмоционально-фокусированное совладание оказалось отрицательно связанным с качеством занятости. Обращает на себя внимание, что авторы неоднозначно операционализируют понятия " ресурсы" и " результаты" и дают противоречивые интерпретации полученных данных. По-видимому, это отражает недостаточную теоретическую разработанность данной предметной области. В то же время их исследования подтверждают некоторые ключевые положения процессуальной модели Дж. Лэтэк, А. Киники и Г. Прассиа, например, правомерность выделения нескольких критериев совладания с потерей работы, роль рассогласования между образом наличной ситуации и желаемым состоянием, значение временного фактора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.