Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические типологии профессий.






Классификациясистема соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них.

Классифицировать (от лат. classis – раздел, класс; facio – делать, раскладывать) – значит распределить предметы, явления и понятия по классам, отделам, разделам в зависимости от их общих признаков.

 

Классификацияэто осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности, классы, типы по каким-то важным, сущностным признакам.

 

В литературе выделяются различные критерии классификации профессий и специальностей.

Классификация, определяя место каждого объекта (понятия) в системе исследуемого множества, служит средством хранения, оперативного поиска и оптимального практического использования всей имеющейся информации. Такие функции выполняют, например, классификация химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, классификация научных дисциплин, биологические классификации и т.д.

Любая научная классификация, раскрывая с определенной стороны содержание классифицируемого явления, должна удовлетворять, по меньшей мере, двум требованиям:

во-первых, ведущие критерии распределения элементов множества по группам должны точно соответствовать цели классификации;

во-вторых, распределение элементов должно отвечать требованию однозначности, наглядности и удобства практического использования.

Одновременно каждая систематизация должна считаться с тем, что в природе нет строгих разграничений и поэтому возможность значительного числа промежуточных, «межклассовых» проявлений – неотъемлемое свойство действительности.

Профессий - тысячи, и для удобства ориентации в этом множестве профессий нужно их классифицировать. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим признакам.

Основные предметные системы, с которыми имеют дело люди в труде, это системы живые и неживые (биотические и абиотические); далее, в рамках биотических систем для человека настолько развиты, значимы и специфичны (по признаку действующих там закономерностей) системы социальные (люди, группы, сообщества), что приходится их рассматривать как некую особую область; в рамках социальных систем возникли и развиваются по своим законам системы вещественной техники и информации; наконец, порождаемые людьми информационные системы отчетливо распадаются на знаково-символические и художественно-образные.

Поскольку природные абиотические и искусственные технические системы имеют много сходного в качестве именно объектных систем труда (это прежде всего " царство" определенных естественнонаучных законов, связей и зависимостей явлений), можно полагать их психологически родственными в контексте профессиоведения.

Поэтому, дистанцируясь от охарактеризованной выше истории развития-ветвления систем и связанной с этим логической иерархичности их общей картины, будем считаться с тем фактом, что сегодня можно выделить (несколько условно, но во имя ценной здесь простоты и краткости описания это важно) следующее минимальное количество (пять) основных разновидностей предметных систем, с которыми имеют дело люди в труде, а именно:

1) биотические,

2) технические и природные абиотические,

3) социальные,

4) знаковые,

5) художественные.

Разумеется, в реальной деятельности людей в определенных зонах происходит взаимопроникновение этих систем; например, организатор сельскохозяйственного труда в качестве предметной области имеет систему, требующую от него, как минимум, и биологической, и технической, и социально-экономической, и практико-психологической компетенции (и соответствующих интересов, склонностей, мотивов). Имея в виду охарактеризованное обстоятельство, для общей ориентации будем различать перечисленные несколько выше базовые предметные системы и при этом полагать их равноценными (и в этом смысле рядоположенными в пределах классификационного описания).

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Можно, конечно, распределить профессии по такому признаку, как первая буква алфавита. Это тоже одна из возможных классификаций. Но пользоваться ею не совсем удобно. Чтобы выбрать профессию по алфавиту, надо прежде каким-то образом узнать ее название. Но ведь в том-то и дело, что выбирающему оно неизвестно. Например, кто-то любит рисовать и хотел бы этим заниматься. Но откуда ему знать, что в производстве тканей есть профессия " копировщик рисунков", а в полиграфии — колорист, ретушер?

Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры.

Как можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков.

Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс, специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям

Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.