Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 6. 1. Частнонаучные методы теории государства и права – статистический, социологический, формально-логический






1. Частнонаучные методы теории государства и прав а – статистический, социологический, формально-логический, математический и сравнительный.

Статистический метод широко используется в исследовании государственно-правовых явлений и позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

Социологический метод обобщает государственно-правовую практику, охватывающую правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, практику и механизм реализации норм права. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями общественного развития. проводимой властными структурами государства правовой политики.

Формально-логический метод используется при систематизации нормативно-правовых актов, классификации юридических норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и т. п. Он позволяет придать четкую формальную определенность качественно различным правовым явлениям, определить их место и роль в государственно-правовой надстройке.

Математический метод используется теорией государства и права в тех исследованиях государственно-правовых реалий, где необходимо применение вычислительной техники, ускоряющей обработку трудоемкого материала.

Сравнительный метод или, как его называют, метод сравнительного правоведения предполагает сопоставление государственно-правовых явлений различных стран с целью поиска наиболее оптимального варианта. Он основывается не на формальном их отождествлении, а с учетом конкретных условий, при которых функционируют государственно-правовые структуры.

2. Естественное и позитивное право: понятие и соотношение

Позитивное право - действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.
Естественное право - в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Основные различия между ними, как их представляет В. Бачинин:

- Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

- С помощью естественного права, его норм и принципов индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным государством и его институтами.

- Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное же право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

- Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

- В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

- Естественное право не тождественно действующему законодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

- Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого обоснования.

- Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.

3. Скандинавская правовая семья объединяет национальные правовые системы Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии (некоторые авторы к этой группе относят правовые системы государств Балтии – Эстония, Латвия, Литва). Скандинавскую правовую семью можно охарактеризовать как смешанный (конвергентный) тип правовой системы, под которой понимается совокупность национальных правовых систем, имеющих общие закономерности развития и сходные признаки, сложившиеся как на основе местных источников права, так и широкого заимствования элементов правовых систем романо-германского, а также англо-американского типа.

Доминирование нормативно-правового акта как формального источника права; использование судебного прецедента наравне с нормативно-правовым актом; признание деления права на частное и публичное; отвод норме права (образец поведения) основную роль в регулировании общественных отношений; проведение кодификации законодательства; соблюдение иерархии нормативно-правовых актов и существование паритета процессуального и материального права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.