Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй блок причин






Большие изменения произошли и в домохозяйствах, что также повлияло на необходимость динамичного развития сферы услуг. М. Портер, раскрывая растущую потребность в услугах, отмечает факторы, действующие в США:

  • растущее изобилие;
  • стремление к лучшему качеству жизни;
  • увеличение свободного времени;
  • урбанизация, делающая необходимыми новые виды услуг (например, обеспечение безопасности);
  • демографические изменения, ведущие к росту числа детей и пожилых людей, которые нуждаются во многих услугах;
  • социально-экономические перемены, такие, как появление семей, где муж и жена работают, нехватка личного времени и т.д.;
  • усложнение покупательского спроса, ведущее к расширению самого набора требуемых услуг (например, по ведению личных финансовых дел);
  • технологические изменения, повышающие качество услуг или создающие новые виды услуг (например, в области медицинского обслуживания, кабельного телевидения, получения данных по компьютерной сети).

(Рассмотрим указанные факторы более подробно, учитывая то, что они присущи различным странам.

Растущее изобилие, или рост доходов населения, — один из важных факторов, детерминирующих параметры и структуру развития сферы услуг, именно поэтому хорошо развитая сфера услуг — атрибут богатого общества. Механизм этой взаимосвязи реализуется через поведение потребителя, рассматривающего свой доход как средство приобретения тех или иных благ. Напомним, что еще на рубеже 70—80 годовXIXв. немецкий статистик Э. Энгель заметил важные закономерности: чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, и питание ухудшается; чем меньше доход, тем большая часть его приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития.

В наше время, по оценкам западных ученых, в развитых странах удовлетворяются около 11 тыс. потребностей, среди которых преобладают экономические.

За последние 50 лет уровень среднедушевого дохода в развитых странах мира существенно возрос, что повлекло за собой увеличение потребительских расходов, в том числе доли, идущей на покупку разнообразных услуг.

В США за полвека, с 1950 по 2000 г., доля затрат на услуги (в составе потребительских расходов населения) выросла с 33 до 58%, в том числе на здравоохранение — с 4 до 14, 8%; на образование — с 0, 9 до 2, 4%; рекреационные — с 1, 7 до 3, 9%; на финансовые услуги и операции — с 3, 5 до 7, 7%.

Динамичное развитие сферы услуг, совершенствование ее структуры возможно при достаточно высоком развитии общества, развитых потребностях и в целом связано с таким явлением, как качество жизни, поскольку процесс удовлетворения разнообразных потребностей создает определенный стандарт качества жизни.

Качество жизни — сложное синтезирующее явление, под которым понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов.

В обыденном понимании качество жизни можно трактовать как комфортность жизни.

Очевидно, что каждый человек имеет свою оценку качества жизни.

Качество жизни включает целый ряд разнообразных составляющих, к числу которых Комиссия ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни относит:

  • здоровье;
  • образование;
  • рациональное (адекватное) питание;
  • стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище;
  • безопасность;
  • здравоохранение;
  • участие в жизни общества, создание необходимых услуг для развития общества;
  • справедливость;
  • равенство мужчин и женщин.

«Под „качеством жизни” следует понимать комплексную характеристику состояния среды обитания и жизнедеятельности, включая совокупность усилий, ресурсов, товаров и услуг для оптимального обеспечения жизненных целей и потребностей отдельного человека и общества в целом».

Закономерно, что обеспечение современного качества жизни предполагает высокоразвитую сферу услуг, предоставляющую широчайший спектр самых разнообразных услуг.

В истории экономического развития можно выделить три периода (эпохи), которые послужили материальной базой для формирования разных уровней и качества жизни.

Первоначально был период доиндустриального производства (с начала аграрной революции — 10 тыс. лет назад, когда возникло сельскохозяйственное производство) с низким уровнем хозяйственного развития и потребления.

Во втором периоде первая промышленная революция (XVIII—XIXвв.) породила индустриальное производство, при котором уровень и качество жизни большинства населения стали возрастать.

Под воздействием развернувшейся во второй половине ХХ в. научно-технической революции, представляющей собой третий период, в высокоразвитых странах начался переход к постиндустриальному, или информационному, обществам. Резкое повышение эффективности хозяйственной деятельности в материальном и нематериальном производстве создает реальные возможности для всестороннего улучшения условий и качества жизни широких слоев населения.

Понятие «качество жизни» сопряжено с понятием «уровень жизни», нередко они вообще употребляются как синонимы. Во многом это обусловлено тем, что в настоящее время наблюдается смещение акцентов от измерительно-оценочного подхода к оценочно-сопоставительному.

Несмотря на это, «качество жизни» выступает как более широкое понятие по сравнению с понятием «уровень жизни», которое имеет большую количественную конкретизацию, выражаемую системой количественных показателей. Смысловая нагрузка слова «уровень» предполагает необходимость сравнения. Именно поэтому в многочисленных определениях понятия «уровень жизни» часто подчеркивается, что это сложная комплексная социально-экономическая категория выражает степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей посредством развернутой системы количественных показателей: ВВП на душу населения, душевое потребление продуктов питания; соотношение доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума; численность населения с доходами ниже прожиточного уровня, фактически конечное потребление домашних хозяйств; индекс потребительских цен, уровень безработицы, уровень образования, ожидаемая продолжительность жизни.

Начиная с 90-х годов ХХ в. стал применяться, в том числе в работе международных организаций, индекс человеческого развития в качестве агрегированного показателя уровня жизни. Он учитывает пять основных составляющих: ожидаемую продолжительность жизни при рождении, уровень образования, бедности, безработицы населения и подушевое значение ВВП.

Важно, что качество жизни и уровень жизни оцениваются неоднозначно разными людьми, даже имеющими одинаковый доход и принадлежащими к одному социальному слою или профессиональной группе. Здесь большую роль играют образ жизни и стиль жизни. Так, если под образом жизни в общем виде обычно понимают формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически определенных социальных отношений, то стиль жизни выступает как категория, конкретизирующая образ жизни, раскрывающая его особенности, выражающаяся в общении, поведении людей, социальных групп.

Определенным фактором, побуждающим сферу услуг к развитию и качественному совершенствованию, послужило увеличение свободного времени. Достаточно заметить, что, например, в США с 1870 г. и по настоящее время продолжительность рабочей недели уменьшилась с 60 до 40 часов. В результате увеличилось время досуга. Подобная тенденция характерна для всех достаточно развитых стран.

В конце XIXв. количество отработанных рабочих часов в год составляло 2900—3000. За последние 100 лет число рабочих часов, отработанных в среднем за год, сократилось почти в два раза, причем особенно существенно в США, затем в западноевропейских странах, в несколько меньшей степени в Японии. Согласно данным Евростата с середины 50-х годов до начала 80-х годов ХХ в. средняя продолжительность отпусков в странах с развитой рыночной экономикой увеличилась с двух-трех недель до четырех-шести.

Это обстоятельство обусловливает необходимость постоянного и ускоряющегося развития различных услугооказывающих видов деятельности. Все большее количество людей ориентируется на приоритеты духовного роста и физического самосовершенствования, поэтому возрастают роль и масштабы образовательных, спортивных, туристских, развлекательных и других услуг.

В XIXи особенно вXXв. разительно быстрыми темпами происходил процесс урбанизации, который, несомненно, оказал существенное влияние на количественное и качественное состояние сферы услуг.

 

 

Семинар 2. Содержание:

1. Количественная экспертиза

2. Экспертиза товаров

3. Качественная экспертиза

4. Составляющие экспертизы

5. Результаты экспертизы

Список использованной литературы

 

Экспертиза (от французского – опытный) – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики и других.

В зависимости от области профессиональной деятельности различают следующие группы экспертизы: товарная, технологическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.

Товарная экспертиза – это оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых заключений, которые служат конечным результатом.

Основополагающими характеристиками товаров являются ассортимент, количество, качество, стоимость.

Цель товарной экспертизы – проведение оценок основополагающих характеристик товаров, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному измерению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

- правильно выбирать свойства, показатели ассортимента и качества товаров с учетом конкретных целей экспертизы;

- выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям; определять предполагаемые значения показателей качества и/или коэффициентов их весомости;

- измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров;

- осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для целей экспертизы;

- анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.

Принципы экспертизы:

- Объективность заключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. К приемам, направленным на преодоление субъективизма, относится формирование экспертных комиссий.

 

- Независимость экспертов от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон.

- Компетентность экспертов обеспечивается их подготовкой в определенной области товароведных знаний и опытом работы с товаром.

- Системный подход необходим эксперту при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы.

- Принцип эффективности заключается в том, что окончательные результаты товарной экспертизы должны способствовать рациональному использованию товара, организации оптимального товародвижения и сокращению расхода сырья, материалов, электроэнергии, затрат труда, а также материальных и товарных потерь.

- Безопасность тов аров или связанных с ними торговых услуг является одним из важнейших принципов, на котором базируется их экспертиза. При проведении товарной экспертизы эксперты обязательно должны учитывать реальную и/или предполагаемую степень вреда, который наносят или могут нанести в дальнейшем товары и связанные с ними торговые услуги жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде.

Субъектами товарной экспертизы являются физические и юридические лица (Бюро товарных экспертиз, Торгово-промышленная палата, Центр стандартизации, метрологии и сертификации и др.).

Объекты экспертизы:

¾ продукция (сырье, полуфабрикаты, комплектующие, потребительские товары),

¾ процессы,

¾ услуги.

Средства экспертизы:

1. средства информации о товарах (документы, маркировка, специальная литература),

2. материально-технические средства (материально-техническая база, средства измерения, средства обнаружения, оргтехника).

Методы экспертизы:

¾ объективные (измерительный, регистрационный),

¾ субъективные:

1. органолептический (визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой, аудиометод),

2. экспертный (группового опроса экспертов, экспертной оценки показателей, математико-статистические методы обработки экспертных оценок),

3. социологический.

Методы группового опроса экспертов включают:

ü метод Дельфы, при котором эксперты работают независимо друг от друга, оценки ставятся анонимно, результаты обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет получить групповой ответ;

ü метод ПАТТЕРН основан на построении иерархической структуры (дерева целей) и вынесении решения этих целей после открытого обсуждения;

ü комбинированный метод основан на сочетании индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

База экспертизы:

1. нормативная (НД: международные, национальные стандарты и стандарты предприятий, СанПиН, СНиП и др.),

2. правовая (законы, постановления, инструкции…),

Нормативно-правовая база экспертизы качества продукции включает в себя различные нормативные акты и правила.

Нормативный акт - представляет собой акт издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющие юридические нормы (правила поведения).

Нормативные акты делятся на две группы:

1. Законы – нормативно-правовые акты, принятие высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающие высшей юридической силой.

2. Подзаконные акты - это все иные нормативные документы, принимаемые уполномоченными на то органами власти и управления:

– Указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;

– Акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ

– Акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые обязательны для всех лиц в пределах данной территории – региона, области, города, района.

– Ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Основными законами, регулирующими деятельность по экспертизе качества являются:

– ФЗ «О техническом регулировании»

– Закон РФ «О защите прав потребителей»

– Гражданский кодекс РФ

– Уголовный кодекс РФ

– Кодекс «Об административных правонарушениях»

– Закон РФ «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения»

– Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

– Закон РФ №134 от 08.08.01 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

– Постановление правительства № от «О государственном контроле и безопасности пищевой продукции»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.