Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические отношения и политические процессы.






Политические отношения - это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает осуществляться при активном участии государства.
Сфера политических отношений связана с политическим сознанием индивидов, групп, классов, общностей. Усилиями профессиональных политиков (лидеров), идеологов создаются конкретные формы политического сознания - идеи, учения, концепции, доктрины (на теоретическом уровне), а также программы, уставы, заявления в связи с конкретными социальными проблемами и т.п. (на эмпирическом уровне).
Сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения.
Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:
- смысл политических отношений - установление связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности; возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;
- деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Слово “процесс” (processus) означает определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Короче говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. В этом плане политический процесс предстает как многообразная деятельность “завязанных” в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур.

Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил – участников политического процесса. Именно субъекты-участники своими действиями производят изменения в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политические решения, нормативно упорядочивают общественную жизнь и ведут борьбу за наиболее благоприятные политические условия реализации своих интересов.

Сущность политического процесса заключаются в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений.

Содержание политического процесса включает в себя: а) социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса; б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия; в) политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; г) взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью процессов: революция, реформы, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие, конфликты и сотрудничество, избирательная кампания. Политический процесс осуществляется через борьбу людей за свои интересы. Именно последние играют роль генератора политического процесса.

47. Типология политических процессов: политические конфликты и избирательный процесс.

Типология политического процесса:

1. Внутриполитический и внешнеполитический. Т.е. подразделяется в зависимости от объекта проявления политической воли (2).

2. Неангажированный (добровольный) и ангажированный (спонтанный). Т.е. рассматривается с точки зрения характера политического участия.

Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти.

При ангажированных (1) политических процессах преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жёстко централизованные методы принятия управленческих решений (например, авторитарные лидеры и монархи; военная элита; или единственная в стране партия).

3. Открытый и скрытый (теневой). Т.е. можно выделить с точки зрения публичности осуществления участниками политического процесса своих функций и полномочий.

Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности этапов принятия политических решений, корректировке программ.

Скрытый процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещённые, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.

Политический конфликт – это столкновение, противоборство полит. субъектов, обусловленное противоположностью их полит. интересов, ценностей и взглядов.

Понятие полит. конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе полит. отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и полит. господство.

Избирательный процесс — это нормативно урегулированная дея­тельность политических субъектов (органов, партий и иных объедине­ний, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение изби­рательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов. Не все эти стадии обязательны для всех видов выборов.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно может постоянно и жестко закрепляться в конституции или ином зако­нодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике, Лат­вии и др.) и поэтому не требовать каждый раз перед очередными выбо­рами издания специального нормативного правового акта. Так, в США законодательно установлено, что всеобщие парламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органы самоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября ме­сяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каж­дого високосного года. Но в большинстве стран выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяет­ся их дата. Часто в конституциях хотя и не устанавливается точная дата выборов, но указывается, что они проводятся в определенный срок до или после истечения полномочий соответствующего органа или после его роспуска. Вопрос о праве назначения выборов решается неодно­значно в различных странах, но чаще всего парламентские выборы назначаются главой государства, а президентские — парламентом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.