Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, принципы и формы антимонополистической политики государства.






Антимонопольное регулирование - это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон деятельности монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Основная цель антимонопольного регулирования - обеспече­ние благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участ­ников хозяйственного оборота, а также определить правовой ре­жим регулирования ответственности за монополистические дей­ствия и за нарушение правил честной конкуренции.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (на­логовые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предо­ставление государственных заказов);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение сов­местных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего по­ложения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-ис­следовательских и опытно-конструкторских работ).

Стержнем антимонопольной политики является антимонополь­ное законодательство - законодательно закрепленные основопо­лагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъек­тов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

- снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

- определение правового режима регулирования ответственно­сти за монопольные действия и нарушение правил честной кон­куренции;

- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

- создание условий для развития национального хозяйства

Административные меры, направ­ленные на демонополизацию рынков:

- запрещение тайных сговоров, на­правленных на поддержание монополь­ных цен;

- запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложе­нием;

- принудительная демонополизация (дробление);

- установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.

 

обратите внимание:

1. Полиполия – много покупателей и много продавцов.

2. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) - это тип рыночной конкуренции при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос. (монополия со стороны покупателей).

3. Монопсония (1 покупатель и много продавцов) – это тип конкуренции при котором существует монополия единственного покупателя, ограничивая свои покупки покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части доход продавцов.

4. Ограниченная монопсония (когда несколько продавцов и 1 покупатель) – цену диктует покупатель

5. Биотеральная монопсония - при ней возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя

6. Олигополия – это тип несовершенной конкуренции при которой доминируют несколько продавцов (3-5), доля который в общем объеме продаж так велика, что изменение в объеме продаж ведет к изменению цен.

7. Биотеральная олигополия (несколько продавцов и несколько покупателей).

8. Дуополия (имеется только 2 продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение, оценок рынков сбыта, квоты на производство).

9. Монополия (чистая монополия) – это тип несовершенной конкуренции (на рынке присутствует только 1 фирма, отсутствуют товарозаменители, и существуют барьеры проникновения в данное производство).

10. Ограниченная монополия - 1 производитель и несколько потребителей.

11. Монополистическая конкуренция сочетаются элементы монополии и конкуренции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.