Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая сущность и функции гос. кредита, его значения. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. Сущностью государственного кредита являются экономические отношения по перераспределению стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) и определенной части национального богатства. Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита, хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему. Функции государственного кредита: Ø распределительная - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности Ø регулирующая – выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику. Ø контрольная – контролирует в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
29. Формы и инструменты государственного кредита. 1. внутренний госуд кредит может быть представлен в формах гос. займов, кредитов национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратковременных и долгосрочных обязательств. 2. внешний государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в котором государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Государственные займы временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юр лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования др общественных потребностей путем выпуска и реализации гос ценных бумаг. Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков: ü субъектом-эмитентом; ü месту размещения – внутренние внешние займы; ü признаки держателей ценных бумаг - займы, реализуемые только среди физ лиц, среди юр лиц и универсальные; ü форме обращения на рынке – рыночные и нерыночные займы, спец выпуски; ü сроком действия – займы краткосрочные(до года), среднесрочные(1-5) и долгосрочные(от 5); ü в форме выплаты доходов - займы процентные, процентно-выигрышные, безпроцентные, с купонным доходом; ü в форме стоимости – товарные денежные займы; ü оформлению – облигационные и безаблигационные займы; ü методам размещения – займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Для покрытия дефицита государственного бюджета, правительства ряда стран прибегают к выпуску государственных облигаций, как одному из инструментов государственных займов.
Гос. долг, его содержание. Управление гос. долгом. Государственный долг – сумма задолженности (+% по ней) по обязательствам гос-ва перед физ и юр лицами-резидентами, иностранными гос-вами, междунар. организациями и иными субъектами междунар права. Включает: Ø капитальный (вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств гос-ва на опред дату, + начисленные %), Ø текущий (расходы по выплате причитающихся кредитором доходов по всем долговым обязательствам гос-ва и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты). Внешний долг – сумма основного долга по внешним гос займам по состоянию на опред момент времени. Внутренний долг – долговые обязательства правительства преред юр и физ лицами (задолженности прошлых лет и вновь возникшая). Управление внутренним гос долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию гос долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего гос долга мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Принципы управления: § выполнение гос-вом обязательств перед инвесторами и кредиторами; единство учета всех видов эмитированных обязательств; § снижение рисков влияния, колебаний, коньюнктуры мирового рынка капиталов; § оптимальность структуры долговых обязательств гос-в по срокам их обращения и погашения и т.д. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации. Конверсия – изменение первоначальных условий займа. Консолидация – изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта. Аннулирование гос долга – отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам. Рефинансирование – покрытие старых займов путем выпуска новых.
|