Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность и функции гос. кредита, его значения.






Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Сущностью государственного кредита являются экономические отношения по перераспределению стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) и определенной части национального богатства.

Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита, хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.

Функции государственного кредита:

Ø распределительная - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности

Ø регулирующая – выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

Ø контрольная – контролирует в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

 


29. Формы и инструменты государственного кредита.

1. внутренний госуд кредит может быть представлен в формах гос. займов, кредитов национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратковременных и долгосрочных обязательств.

2. внешний государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в котором государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта.

Государственные займы временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юр лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования др общественных потребностей путем выпуска и реализации гос ценных бумаг.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:

ü субъектом-эмитентом;

ü месту размещения – внутренние внешние займы;

ü признаки держателей ценных бумаг - займы, реализуемые только среди физ лиц, среди юр лиц и универсальные;

ü форме обращения на рынке – рыночные и нерыночные займы, спец выпуски;

ü сроком действия – займы краткосрочные(до года), среднесрочные(1-5) и долгосрочные(от 5);

ü в форме выплаты доходов - займы процентные, процентно-выигрышные, безпроцентные, с купонным доходом;

ü в форме стоимости – товарные денежные займы;

ü оформлению – облигационные и безаблигационные займы;

ü методам размещения – займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Для покрытия дефицита государственного бюджета, правительства ряда стран прибегают к выпуску государственных облигаций, как одному из инструментов государственных займов.

 


Гос. долг, его содержание. Управление гос. долгом.

Государственный долг – сумма задолженности (+% по ней) по обязательствам гос-ва перед физ и юр лицами-резидентами, иностранными гос-вами, междунар. организациями и иными субъектами междунар права.

Включает:

Ø капитальный (вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств гос-ва на опред дату, + начисленные %),

Ø текущий (расходы по выплате причитающихся кредитором доходов по всем долговым обязательствам гос-ва и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты).

Внешний долг – сумма основного долга по внешним гос займам по состоянию на опред момент времени.

Внутренний долг – долговые обязательства правительства преред юр и физ лицами (задолженности прошлых лет и вновь возникшая).

Управление внутренним гос долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию гос долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего гос долга мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.

Принципы управления:

§ выполнение гос-вом обязательств перед инвесторами и кредиторами; единство учета всех видов эмитированных обязательств;

§ снижение рисков влияния, колебаний, коньюнктуры мирового рынка капиталов;

§ оптимальность структуры долговых обязательств гос-в по срокам их обращения и погашения и т.д.

Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение первоначальных условий займа.

Консолидация – изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта. Аннулирование гос долга – отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам.

Рефинансирование – покрытие старых займов путем выпуска новых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.