Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении




№ компе тенции Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
       
1. ОК-1 ОК-3; ОК-5; ОК-6; ОК-7; ОК-8 ПК-2; ПК-9 История развития мировой медицины 9 9 тем. Тема 1.1 И История медицины и педиатрии как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Периодизация всеобщей истории. Медицина как наука и часть культуры. Роль медицины в обществе. Предмет и метод истории медицины. Место истории медицины в системе медицинских наук. Общая и частная история медицины. История педиатрии как один из разделов частной истории медицины. История медицины как предмет преподавания: цели, задачи и формы обучения. Задачи преподавания истории медицины на педиатрическом факультете. Периодизация первобытной истории. Антропосоциогенез: его исторические корни и значение. Табу, его сущность, происхождение и роль в развитии медицины. Тотем, его виды и значение. Магия, ее сущность, происхождение и роль в развитии культуры и медицины. Анимизм, фетишизм, культ предков. Возникновение религиозных представлений. Инициация. Обрядовая деятельность. Развитие положительных знаний и искусств. Формирование традиций. Возникновение медицинской деятельности: трансформация инстинктивной самопомощи в сознательную деятельность, взаимопомощь. Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков: помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, родовспоможение и уход за детьми. Трепанация черепа и кесарево сечение – древнейшие операции в истории человечества. Тема 2. Врачевание в Древних цивилизациях Востока. Практика родовспоможения и уход за новорожденными младенцами. Понятие о цивилизации. Цивилизация как новый этап развития общества. Очаги древних цивилизаций. Общая характеристика достижений медицины Древних цивилизаций. Древний Египет. Периодизация и хронология. Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне. Иероглифическое письмо. Развитие эмпирических знаний (ирригация, архитектура, астрономия). Анатомо-физиологические знания. Зарождение пневматических представлений. Врачебная специализация и развитие различных отраслей медицины. Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша). Древняя Индия. Периодизация и хронология. Древнейшие санитарно-технические сооружения. Религиозно-философские системы (индуизм, буддизм), йога, учение о реинкарнации. Представления о природе человека, о здоровье и болезни, (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). Анатомические знания. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Искусство врачевания (аюрведа). Лекарственное врачевание (" Чарака-самхита"), оперативные методы лечения (" Сушрута-самхита"). Врачебная этика. Древний Китай. Периодизация и хронология. Философские системы (даосизм, конфуцианство) и их влияние на развитие естественнонаучных и медицинских представлений. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Естественнонаучные достижения. Выдающиеся изобретения (компас, бумага, фарфор, порох, книгопечатание). Китайская традиционная медицина: учение о пульсе, иглоукалывание, прижигание, массаж. Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То.   Тема 3. Медицина Древней Греции. Работы Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека». Древняя Греция. Периодизация и хронология. Медицина и врачевание в древнегреческом пантеоне. Сведения медицинского характера в поэмах Гомера " Илиада", " Одиссея". Общая характеристика греческой медицины. Храмовая медицина. Асклепейоны. Светская медицина. Медицинское образование. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы (сравнительная характеристика). Гиппократ: его идеи и практическая деятельность. Наследие Гиппократа. Значение идей Гиппократа для развития медицины. Педиатрические представления античного мира по работам Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека». Внимание Гиппократа к заболеваниям новорожденных и грудных детей. Описание «свинки» в работе Гиппократа «Об эпидемиях». Древнегреческая медицина после Гиппократа. Медицина эпохи эллинизма. Александрийская школа. Работы в области анатомии, физиологии, хирургии. Деятельность Герофила и Эразистрата. Историческое значение древнегреческой медицины. М Тема 4. Медицина Древнего Рима. Соран и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста. Древний Рим. Периодизация и хронология. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Санитарно-технические сооружения Древнего Рима. Элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела. Институт архиатров. Элементы государственной медицины. Государственные и частные медицинские школы. Положение профессиональных врачей. Становление военно-медицинского дела. Валетудинарии. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид). Гален и его учение. Соран Эфесский (2в. н.э.) и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста. Вопросы диететики, уход за новорожденными и грудными детьми детьми: правила перевязки пуповины, одежда ребенка, пеленание, питание. М Тема 5. Медицина Средневековья У-ХУв.в. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия). Разес и его учение об оспе и кори у детей (Иран). П.Багеллярд и В.Метлингер –авторы первых печатных книг по педиатрии в Европе. «Саленрнский кодекс здоровья». Периодизация и хронология Средних веков. Средневековье как новый этап в жизни общества. Стиль мышления и картина мира средневекового человека. Мировые религии. Общая характеристика состояния медицины. Византия. Периодизация и хронология. Христианство в Византии. Роль христианства в развитии медицины. Византийская наука. Истоки и особенности византийской медицины. Светские, религиозные и санитарно-технические сооружения. Больничное дело. Образование и медицина. Ранневизантийские медицинские энциклопедические своды Орибасия, Павла Эгинского, Александра Траллеского. Учение о детских болезнях в работах византийских энциклопедистов. «Синопсис» Орибасия о выборе кормилицы, воспитании детей (гигиена), детских болезнях. Первый том семитомного медицинского сборника Павла Эгинского об акушерстве, гигиене и лечении детей (описание стоматита, детских судорог, сыпей, операции иссечения миндалин). Роль византийской медицины в сохранении и передаче античного наследия. Арабские Халифаты. Усвоение античного наследия. Арабская наука и ее особенности. Система образования. " Дома мудрости", " Дома знаний", " Общества просвещенных", библиотеки. Ислам и медицина. Коран и " медицина пророка". Перевод на арабский язык важнейших медицинских трудов древности. Арабский галенизм. Алхимия и медицина. Развитие лекарствоведения. Создание аптек, больниц и медицинских школ при них. " Развитие учения о глазных болезнях. Представления о кровообращении (Ибн ан-Нафис). Абу Али ибн Сина и его труд " Канон медицины". Профилактика. Абу Бакр ар-Рази, его труды " Всеобъемлющая книга по медицине", " Об оспе и кори", " Для тех, у кого нет врача", " Детская практика". Проблемы диагностики оспы и кори. Причины детских болезней. Особенности перехода от античности к средним векам. Господство теологического мировоззрения и схоластического мышления. Развитие образования. Университеты. Характерные черты средневековой науки: компиляция, систематизация, классификация, комментирование канонизированных авторов (античных, арабских). Состояние городов. Эпидемии повальных болезней (проказа, чума, оспа). " Черная смерть" 1346-1348 гг. Борьба с эпидемиями (лазареты, карантины). Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд " Салернский кодекс здоровья". Учение о детских болезнях в Западной Европе. Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой в мире печатной книги по педиатрии «Книга о детских болезнях» (описание кори, конвульсий, бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер (Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых детей. Как следует ухаживать за детьми – здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (описание водянки, детских параличей, заболеваний глаз и ушей и др.). Организация первых домов для подкидышей: в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме (1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.). М Тема 6. Медицина эпохи Возрождения. Т.Фэр (Англия) и С.Валламбер (Франция) – авторы первых популярных книг по педиатрии на европейских языках. Общая характеристика эпохи. Гуманизм. Критика гуманистами средневековых догм и " возрождение" античного наследия. Роль художников и скульпторов эпохи Возрождения в развитии анатомических знаний. Леонардо да Винчи и его анатомические открытия. Наука Возрождения (отличительные особенности и общая характеристика). Основные научные достижения (гелиоцентрическая система Н. Коперника, великие географические открытия, анатомия А. Везалия). Медицина эпохи Возрождения (общая характеристика). Критика медицинского наследия Средневековья. Войны и эпидемии, их влияние на медицину эпохи. Основные достижения медицины Возрождения: научная анатомия и оценка ее влияния на развитие практической медицины, связь медицины с химией, новый подход к лечению ран, представления о причинах возникновения и путях распространения инфекций, попытки введения практических форм обучения на медицинских факультетах Университетов. Алхимические и магические представления в медицине Возрождения. Характеристика работ А. Везалия, Парацельса, А. Паре, Дж. Фракасторо. Лечение детских болезней. Выход первого популярного лечебника детских болезней на английском языке «Книга о детях» (Томас Фэр). Выход первого трактата по педиатрии на французском языке «Пять книг о том, как вскармливать и воспитывать детей со дня их рождения» (Симон де Валламбер). Внимание к педиатрии как самостоятельной и важной медицинской дисциплине. Указание на возможность предупреждения болезней в детском возрасте. Вопросы детской ортопедии в труде «Книга о детях» Феликса Вюрца (Швейцария). Ев Тема 7. Европейская медицина ХУП-ХУШв.в. Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Т.Сиденгам (Англия) о детский болезнях, Дж.Локк (Англия) и его работа «Мысли о воспитании». М.Розенштейн (Швеция) и его труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней». Новая философия и ее роль в разработке методологии познания окружающего мира. Ф. Бэкон: программа " обновления наук", обоснование опытно-экспериментального исследования, идеи совершенствования медицины. Р. Декарт и его влияние на развитие естествознания. Физиологические воззрения Р. Декарта, разработка понятия о рефлексе и рефлекторной дуге. Формы обмена мнениями между учеными и научными организациями: научные кружки, академии, научные журналы, первые медицинские научные общества (Королевский колледж врачей, Королевский колледж хирургов и др.). Научная революция в естествознании. Выдающиеся достижения в физике (Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс, Торричелли, Б. Паскаль) и их влияние на медицину. Ятромеханика и ятрофизика: характеристика взглядов на механизмы жизнедеятельности организма человека; первые попытки применения экспериментально-механических и математических методов для изучения функций организма и обмена вещества; первые медицинские приборы, термометрия в эксперименте (С. Санторио, Д. Бальиви). Изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения (А. Левенгук), микроскопирование в анатомии (М. Мальпиги и др.). Возникновение и развитие научной химии и ее влияние на медицину. Наследие ятрохимиков: позитивные идеи и заблуждения; химические начала жизнедеятельности; Й. Ван-Гельмонт и его учение о " ферментах"; Ф. Сильвус де Боэ - роль соотношения кислых и щелочных продуктов жизнедеятельности как фактор поддержания здоровья и возникновения болезней. Становление и развитие научной физиологии. У. Гарвей - основоположник научной физиологии и создатель теории кровообращения. Анатомические открытия XVII века. Открытие капиллярного кровообращения (М. Мальпиги). Механистический материализм. Разработка проблем естествознания и медицины врачами-философами - представителями механического материализма (Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Кабанис). Идея жесткой детерминированности в биологии и медицине. Возникновение и развитие витализма: виталистические концепции в биологии и медицине XVIII века. Достижения естественных наук и их влияние на развитие медицины. Учение об электричестве; открытие " животного электричества", идеи о роли электрических явлений в осуществлении двигательных реакций, в координации и управлении функциями организма (Л. Гальвани, А. Вольта); использование в лечебных целях. Химические открытия XVIII века и их использование в медицине: открытие кислорода и углекислого газа, идеи об их роли в процессах жизнедеятельности и создание предпосылок для изучения газообмена и физиологии дыхания; выделение закиси азота и идеи о применении его для обезболивания; первые попытки изучения " природы субстанции животного организма". Возникновение эмбриологии: принцип " яйцо есть общее начало для всех животных". Теория преформизма. К.Ф. Вольф: представление о новообразовании частей и органов организма из бесструктурной массы (теория эпигенеза), учение о зародышевых листках. Учение о детских болезнях в ХУПв. Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Описание ранних симптомов рахита. Картина анатомических изменений, наблюдаемых на трупах детей, погибших от рахита до вскрытия и после вскрытия. Выделение факторов, способствующих возникновению рахита (в том числе наследственных). Систематический свод указаний ортопедического характера: приводится ряд упражнений, способных привести к известному выравниванию рахитических искривлений костного аппарата. Боэ Сильвиус (Франсуа Дюбуа, Голландия) и его труд «О болезнях детей». Отражение воззрений эпохи. Томас Сиденгам (Англия). Внимание к эпидемическим заболеваниям. Разработка учения об «эпидемической конституции», влияющей на общую заболеваемость. Описание ревматической хореи как заболевания детей в возрасте от 10 лет до зрелости (хорея Сиденгама). Описание скарлатины, подагры, коклюша, краснухи, рожи. Развитие нозологического направления в медицине. Разделение болезней на острые и хронические. Возвращение к принципам Гиппократа. Джон Локк (Англия) - философ, педагог, детский врач. Его работа «Мысли о воспитании» (1693). Положение о внешних влияниях на растущий, формирующийся организм ребенка и о значении организации внешней среды в соответствии с требованиями гигиены. Лозунг «Здоровый дух в здоровом теле». Указания о физическом развитии и гигиеническом воспитании детей. Уолтер Гаррис (Англия) и его труд «Об острых заболеваниях детей» (1698г). Внимание к возрастному своеобразию детей при их лечении. Указания относительно правильного питания детей. Описание ацидоза и диеты, призванной с ним бороться. Общая характеристика медицины XVIII века. Реформирование медицинского образования. Г. Ван-Свитен и внедрение клинического преподавания. Реформаторская деятельность Й.П. Франка. Открытие медико-хирургических академий. Развитие анатомии, физиологии и патоморфологии. А. Галлер: развитие метода физиологического эксперимента, открытия в области нервно-мышечной физиологии и физиологии пищеварения; представления о функциях целостного организма, взаимозависимости структуры и функций органов и систем. И. Прохаска: морфо-функциональное изучение нервных образований, развитие представлений о рефлексе и рефлекторной дуге, нервная система как инструмент обеспечения целостности организма и как посредник между организмом и окружающей средой. Методологический прорыв Дж. Морганьи и возникновение патологической анатомии. Представления о " месте болезни" и первичности морфологических изменений. М.Ф.К. Биша: взгляды на проблемы биологии и патологии, учение о тканях, влияние на развитие французской клинической школы.Медицинские системы XVIII века: краткая характеристика, позитивные стороны и заблуждения, значение для дальнейшего развития медицины. Анимизм Г. Шталя, " Динамическое учение" Ф. Гоффмана. Учение Д. Броуна. Месмеризм. Гомеопатия. Патология и клиническая медицина. Г. Бургаве - научная и врачебная деятельность. Клиника Лейденского университета и ее принципы: тщательное обследование больного, составление историй болезни, примат клинической практики над теорией. Распространение учения Г. Бургаве в других странах. Старая венская школа (Г. Ван-Свитен, Де Гаен), Л. Ауэнбруггер и открытие перкуссии. Старая английская школа (Д. Гунтер, Э. Дженнер, К. Пэрри): возникновение экспериментальной патологии, изучение инфекционных заболеваний и болей сердца. Проблемы лечения: полипрагмазия, учение И. Радемахера об эмпирическом лечении. Признание равноправия хирургов, совершенствование их подготовки (клиническое обучение, изучение хирургической анатомии). Выделение акушерства, изучение патологии беременных (Г. Девентор, О. Морисо). Реформа психиатрической помощи и больничного дела (Ф. Пинель. П. Кабанис). Лечение детских болезней в ХУШв. Нильс Розен фон Розенштейн (Швеция) и его труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» (в конце ХУШв. издан в России). Вопросы естественного и искусственного вскармливания детей, предупреждения врожденного сифилиса путем антисифилитического лечения кормящей матери, изгнания и предупреждения глистов у детей и др. Клиническое описание натуральной оспы у детей (стадии и симптомы болезни). Описание дифтерии и коклюша. Гельвеций (Франция). Развил учение Локка о воспитании ребенка и влиянии внешних факторов на его физическое и духовное формирование. Ж.Руссо (Франция) – поборник естественного, свободного воспитания. Внимание к физическому воспитанию детей с самого раннего возраста. Уильям Кадоган (Англия) и его труды «Диссертация о подагре» и «Опыт вскармливания детей и об уходе за ними». Г.Амстронг и его труд «Очерк о наиболее опасных детских болезнях». Влияние идей Локка, Гельвеция, Руссо на русских деятелей просвещения и детского здравоохранения ХУШв.   Ра Тема 8.Развитие теоретической медицины и педиатрии Западной Европы Х1Хв. М.Ундервуд (Англия) и его труд «Трактат о детских болезнях». Начало формирования научной медицины. Формы оказания медицинской помощи: государственная, частная, общественного призрения, страховая, народная. Особенности научной медицины. Влияние естествознания. Внедрение экспериментальных исследований и создание лабораторий, институтов и т.д. Улучшение сотрудничества врачей: периодическая печать, общество, съезды. Расширение международных связей. Первые международные медицинские съезды. Развитие естественных наук и теоретической медицины. Экспериментальные исследования в области математики, физики, химии и биологии определили новую научную картину мира и послужили базой для научной медицины. Достижения физики, открытие закона сохранения и превращения энергии (Майер, Джоуль, Гельмгольц) - решающее значение для опровержения витализма. Принципы термодинамики, сформулированные в 50-60 гг. XIX в., изучение процессов обмена веществ и энергии, в частности газообмена, энергопотребностей и энергозатрат организма. Количественное изучение электрических и магнитных явлений установление основных закономерностей электрофизиологии живых систем, клинических методов исследования (ЭКГ, ЭЭГ и др.). Исследования в области физиологической оптики и физиологической акустики, разработка вопросов гемодинамики и газообмена. Достижения химии и становление биологической (физиологической) химии, изучение химических основ процессов жизнедеятельности. Достижения биологии. Клеточная теория Шлейдена и Шванна. Фундаментальные открытия в области эмбриологии. Исследования в области патоморфологии. Определение материального субстрата болезни: Биша - ткани, Вирхов - клетка. Теория целлюлярной патологии Р. Вирхова, оценка ее значения для развития медицины. Экспериментально-физиологическое направление. Начало экспериментальной медицины. Экспериментально-физиологические исследования органов и систем организма. Зарождение медицинской бактериологии и иммунологии. Л. Пастер: доказательство микробной природы инфекционных болезней, теоретические основы вакцинации. Р. Кох: разработка техники микробиологического анализа и открытие возбудителей туберкулеза и холеры. И.И. Мечников и П. Эрлих: теории иммунитета. Педиатрия. Майкл Ундервуд (Англия) – акушер и педиатр первой половины Х1Хв. Первое по времени клиническое описание полиомиэлита. Труд «Трактат о детских болезнях». Сэмюэль Бард и его монография о дифтерии: «Исследование о природе, причинах и лечении дифтерии». Описание стадий болезни, симптомов общего состояния больного. Выдающиеся представители французской педиатрической школы Х1Хв. – П.Бретонно (учение о дифтерии и крупе у детей); Ш.Бильяр (создатель атласа патологической анатомии детских болезней); Клеменс Пирке – австрийский педиатр и иммунолог. Его работы о вакцинации и кожном действии туберкулина. Объяснение феномена «аллергия». Работы по рационализации детского питания. «Индекс Пирке» - антропометрический индекс для определения упитанности ребенка. Ра Тема 9. Развитие клинической и профилактической медицины Западной Европы Х1Хв. Система организации медицинской помощи детям. Общая характеристика развития клинической медицины в Европе в XIX веке. Формирование научной клинической медицины. Развитие объективных методов диагностики и семиотики болезней. Зарождение клинико-анатомического принципа и значение объективных методов диагностики в медицине. Физические, химические, биологические и психологические методы диагностики в XIX веке. Создание научно-обоснованных классификаций болезней (анатомический, этиологический принцип и др.). Организация физиологических лабораторий при клиниках. Экспериментальные работы клиницистов. Основание экспериментальной медицины (Кл.Бернар). Дифференциация клинической медицины. Новые теоретические основания клинической медицины (морфология, экспериментальная физиология, медицинская бактериология и иммунология, психология). Лечение: резкое отставание от диагностики. Малое количество специфических лекарственных средств. Терапевтический нигилизм и отношение к нему клиницистов. Широкое распространение физиотерапевтических методов лечения. Появление новых лекарственных препаратов и развитие экспериментальной физиологии. Гомеопатия (Ганеман). Радикальные изменения в хирургии вследствие разработки методов обезболивания, антисептики и асептики, приемов позволяющих восстановить нормальный физиологический и химический баланс организма после операции. Развитие полостной хирургии. Предупредительная и социальная медицина. Предпосылки развития предупредительной медицины: развитие промышленности, санитарное состояние, эпидемии. Возникновение научной демографической статистики. Д. Граунт и его труд " Естественные и политические наблюдения над бюллетенями смертности"; У.Петти и Ф. Кенэ, их труды. Работы по профессиональной патологии и гигиене (Б.Рамаццини). И. Франк: идеи государственного здравоохранения, " Полная система медицинской полиции". Т. Персикваль и разработка мер по улучшению санитарного состояния городов. Разработка проблем военной и морской гигиены Д. Принглем и Д. Линдом. Открытие Э. Дженнером метода вакцинации. Значение метода для организованной борьбы с инфекционными болезнями. Научная революция в гигиене: переход от общих описаний явлений к точному количественному и качественному изучению влияния факторов среды на здоровье человека. Экспериментальная гигиена (М. Петтенкофер). Общественная (социальная) гигиена: первые попытки создания законов по охране здоровья рабочих. Санитария приводит к улучшению строительства жилищ и общественных помещений, решая вопросы обеспечения водой (водопроводы), воздухом (вентиляция), туалетами (канализация), улучшением планировки, светом и т.д. Развитие гигиены в связи с успехами бактериологии (дезинфекция, фильтрация воды и др.). Бактериология. Л. Пастер. Р. Кох. И.И.Мечников. П. Эрлих. Система организации медицинской помощи детям. Влияние развития клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патологоанатомических исследований на создание системы обследования ребенка. Детализация симптоматики детских болезней. Первая больница для детей в Париже (1802г.) – ведущий центр Европы по подготовке специалистов в области детских болезней. Открытие первых яслей для детей (1844г., Франция). Детские приюты. Организация в 1892г. Научного общества детских врачей. А.Труссо (разработка операции трахеотомии у детей). Разработка Берингом противодифтерийной сыворотки (1894). Получение Берингом первой Нобелевской премии по физиологии и медицине (1901).  
2. ОК-1 ОК-3; ОК-5; ОК-6; ОК-7; ОК-8 ПК-1; ПК-3; ПК-2; ПК-9. История развития медицины в России 9 тем: С Тема 1. Становление медицины в России 1Х-ХУв.в. Элементы педиатрии в народно-бытовой медицине. Восточные славяне. Врачевание и гигиенические традиции. Магические и рациональные приемы врачевания. Народная медицина. Медицинские знания и традиции. Народная медицина и монастырская медицина. Монастырская медицина и монастырские больницы. Светская медицина: иностранные врачи и русские целители. Медицинская литература: " Шестодневы", " Изборник Святослава", " Лечебники", " Травники". Роль монастырей в сохранении и развитии медицины. Распространение переводной естественнонаучной и медицинской литературы: " Галиново на Ипократа» (ХV в.), " Врата Аристотелевы" или Тайная тайных" (ХV в.), " Вертоград здоровья" и др. Дальнейшее накопление научных знаний, их прикладной характер. Народная медицина. Русский фольклор и отражение в нем медицинской проблематики. Народные лечебники и травники. Знахарство. Элементы магии в медицине средневековой Руси. Возрастание роли и значения монастырской медицины (С. Радонежский, Кирилл Белозерский). Больница Троице-Сергиевого монастыря. Отношение к детям, их здоровью и заболеваниям. Высокая заболеваемость и смертность детского населения в раннем возрасте. Родовспоможение и лечение детских болезней повивальными бабками. Соединение суеверий и рациональных обычаев в уходе за детьми. Традиция рационального применения бани и закаливания в детском быту. И Тема 2. История медицины в России в ХУ1-ХУПв.в. Элементы педиатрии в медицине. Реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства в середине ХУ1в. Первый земский собор – новый орган власти, занимавшийся решением государственных дел. «Судебник» и законы им утвержденные. Опыт русской народной медицины в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях. Отражение в лечебниках знаний по хирургии. Эпидемии и меры борьбы с ними. Царские указы, направленные на изоляцию зараженных мест. Первые государственные карантинные мероприятия. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Функции Аптекарского приказа. Врачи-иностранцы. Первые доктора медицины среди славян – Георгий из Дрогобыча, Франциск Скорина, Постников П.В. Первые гражданские больницы. Зачатки военной медицины. Представления о болезнях и их лечении (" Домострой" XVI в.). Лечение детей в ХУ1-ХУПв. Элементы сведений по детским болезням в разделах травников и лечебников, посвященным акушерству и женским болезням. (Травник Николая Любчанина 1534г.). Разделы травников и лечебников о лекарствах для младенцев. «Книга о рождении младенческом и о том, как детей малых беречь, кормить и лечить» - часть трактата «Травник Бутурлина» (1588г.) Отдельные предписания и правила бытовой гигиены, отчасти касающиеся детей и подростков в литературе допетровской Руси. Епифаний Славинецкий и его книга «Гражданство обычаев детских». Внимание к физическому воспитанию и детской гигиене. Открытие первой лекарской школы для стрелецких детей (1654г.). М Тема 3. Медицина России ХУШв. Истоки отечественной педиатрии: М.В.Ломоносов, С.Г.Зыбелин, Н.М.Максимович-Амбодик. Первая госпитальная школа, ее роль в развитии отечественного медицинского образования, научно- практический характер преподавания. Н.Бидлоо. Открытие госпитальных школ в Петербурге и Кронштадте. Реорганизация управления медицинским делом, аптекарская канцелярия, введение должности архиатра; медицинская канцелярия. Введение государственной аптечной монополии. Установление государственного контроля за изготовлением и торговлей лекарствами. Развитие военной медицины. Роль русских врачей в развитии отечественной морфологии (А.Я. Пратасов. А.М. Шумлянский, Д.И. Иванов), акушерства (Н.М. Максимович-Амбодик, В.М. Рихтер), хирургии (К.И.Щепин). Утверждение системы светского образования. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов). Медицинский факультет в " Проекте о учреждении Московского университета". Рождение медицинского факультета и его первые шаги. Организация и содержание учебного процесса на медицинском факультете. Итоги деятельности медицинского факультета Московского университета в XVIII веке. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (С.Г. Зыбелин, П.Д. Вениаминов). Реорганизация госпитальных школ и преобразование их в медико-хирургические училища. Создание первых акушерских школ. Состояние медицины во 2-й половине XVIII века. Реорганизация управления медико-санитарным делом. Деятельность П.З.Кондоиди. Преобразование Медицинской канцелярии в Медицинскую коллегию; организация медицинского дела на местах (городские врачи, приказы общественного призрения, врачебные управы). Начало больничного дела и фабрично-заводской медицины. Первые крупные гражданские больницы в Москве (Павловская, Старо-Екатерининская). Санитарное состояние страны. Мероприятия по борьбе с эпидемиями. Начало оспопрививания (вариоляции). Деятельность Д.С. Самойловича и Шафонского. Реорганизация аптечного дела, расширение сети аптек, введение аптекарского устава и единой аптекарской таксы. Развитие военно-медицинского дела, создание сети госпиталей, первые гигиенические установления в русской армии. Истоки отечественной педиатрии. Внимание Петра 1 к вопросам здравоохранения и медицины. Государственная поддержка начинаний по борьбе с подкидыванием детей, по призрению сирот и незаконнорожденных. Указы Петра 1 от 1712г., от 1714г. об организации госпиталей для «зазорных младенцев». Попытки организовать учет рождаемости и смертности в России. Наставления о формировании санитарно-культурных навыков в руководстве для молодых дворян «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собрание от разных авторов, повелением царского величества» (1717г.). Выдающийся русский ученый ХУШв. М.В.Ломоносов. Постановка и разработка вопросов охраны здоровья детей, борьбы с детской заболеваемостью и смертностью. Письмо М.В.Ломоносова И.И.Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». Разработка и научное обоснование рациональных мероприятий по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью. И.И. Бецкой – государственный деятель, писатель-просветитель ХУШв., инициатор создания воспитательных домов в России. Разработка уставов, регламентов, планов воспитательных учреждений. Постановка вопроса о женском дворянском образовании. Организация «институтов благородных девиц» в Петербурге и Москве. Работы И.И.Бецкого «Собрание наставлений о воспитании детей от рождения до отрочества» и «Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества». С.Г.Зыбелин – первый русский профессор Московского университета. Изучение детской смертности в различных странах, пропаганда мероприятий по сохранению детских жизней. Его работы: «Слово о правильном воспитании с младенчества» (1775г.); «Слово о способе, как предупредить медленного умножения народа причину» (1780г.). Пропаганда грудного вскармливания, указания о питании кормящих матерей. Н.М.Максимович-Амбодик - ученый акушер и педиатр. «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» (1786г.) – первое оригинальное педиатрическое руководство на русском языке. Вопросы физиологии и гигиены, а также заболеваний детей раннего возраста (5-я часть труда). Рациональные советы по уходу за детьми и их воспитанию. Клиническое описание многих детских болезней – рахита, оспы, кори, коклюша. Характерные черты отечественной медицины и педиатрии в трудах Максимовича-Амбодика – профилактическая направленность, медицинское образование народа, нетравматичное акушерство, рациональная фармакотерапия, естественное вскармливание. М Тема 4. Медицина России первой половины Х1Хв. Становление педиатрии. С.Ф.Хотовицкий «Педиятрика». Деятельность Вольно-экономического общества по оспопрививанию. Медицинский факультет Московского университета; деятельность его профессоров по реформированию учебного процесса. Временный медицинский комитет. " Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского Университета". Реформа медицинского образования 40-х - 60-х гг. XIX века и ее влияние на развитие отечественной медицины и высшей медицинской школы. Отечественная медицина в I-й половине XIX века. Развитие анатомии. Анатомическая школа П.А. Загорского. Топографическая анатомия: Е.О. Мухин, И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов. Развитие физиологии: деятельность Д.М. Велланского, И.Т. Глебова, А.М. Филомафитского. Становление патологической анатомии: М.Я. Мудров, Г.И. Сокольский, Н.И. Пирогов; создание первых кафедр. Становление клиники внутренних болезней. Роль внедрения клинического преподавания (М.Я. Мудров). Характерные черты: индивидуальный подход, клинико-патологоанатомические параллели, профилактическая направленность. Разработка и внедрение методов непосредственного исследования больного: анамнестический (М.Я. Мудров), перкуссия и аускультация (Г.И. Сокольский и др.). Философские, естественнонаучные взгляды и врачебно-педагогическая деятельность И.Е. Дядьковского. Деятельность Ф.П. Гааза. Развитие хирургии и акушерства. Хирургическая школа И.Ф. Буша, И.А. Буяльский - крупнейший русский хирург до Пирогова. Н.И. Пирогов: разработка научных основ хирургии. Комитет по изучению наркоза. Деятельность Ф.И. Иноземцева. Акушерская школа В.М. Рихтера. Становление педиатрии в 1-й пол. Х1Хв. Деятельность Вольно-экономического общества по решению вопросов детского здравоохранения. Активное участие общества в распространении оспопрививания в России: организация получения и рассылки по всей стране оспенного материала, игл, ланцетов и т.д. Ежегодный выпуск «Трудов» Вольно-экономического общества. Выпуск изданий на языках различных народов. Перевод и издание книги Гуфеланда «Добрые советы матерям о воспитании детей» (1838г.). Издание книг о крупе и коклюше – Деппа, о детских поносах – Бинберга, о кори и скарлатине – Никитина и их бесплатная рассылка по всей России. Кондратий Грум – один из активных членов Вольно-экономического общества. Издание им трехтомного «Руководства к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» и др. работ. Вопросы борьбы с детской смертностью и заболеваемостью в трудах крупного детского врача С.Ф.Хотовицкого. Его главный научный труд по педиатрии «Педиятрика». Идея о тесной связи педиатрии с общими вопросами общественного здравоохранения и гигиены. Провозглашение и тщательная разработка вопроса о качественном своеобразии детского организма. Тезис о том, что «ребенок – это не уменьшенная копия взрослого». Изложение анатомо-физиологических особенностей ребенка. Вопросы диететики ребенка. Описание отдельных детских заболеваний и способов их лечения. Создание С.Ф.Хотовицким объединенной кафедры акушерства, женских и детских болезней в Петербургской МХА, где он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс педиатрии с полным изложением физиологии и патологии детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции. Открытие амбулаторного приема детей при кафедре терапии МХА (1836г.). Открытие детской клиники (10коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники МХА (1842г.). Создание Николаевской детской больницы в Петербурге (1834г.) – первой детской больницы в России. Создание в 40-х годах Х1Хв. детских больниц в Москве и других городах России. О Тема 5. Общая характеристика медицины второй половины Х1Хв. Теоретическая медицина. Общая характеристика развития естественных наук в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Выдающиеся достижения российских ученых в области математики, физики, химии и техники. Вклад русских ученых в развитие эволюционного учения, эволюционной палеонтологии (В.О. Ковалевский), сравнительной и эволюционной эмбриологии (А.О. Ковалевский, И.И. Мечников), сравнительной гистологии (А.О.Ковалевский, А.И. Бабухин, А.С. Догель) и сравнительной патологии (И.И. Мечников). Генетические исследования в России, возникновение крупнейшей генетической школы. Развитие морфологии и принципиальные особенности научного наследия отечественных морфологов 2-й половины XIX - начала XX веков. Д.Н.Зернов и его школа. П.Ф. Лесгафт: теоретическая и функциональная анатомия, создание научных основ физической культуры. Отечественные гистологические школы: А.И. Бабухин. В.А. Бец и учение о цитоархитектонике головного мозга. Исследования морфологии высших отделов нервной системы. В.М. Бехтерев и учение о проводящих путях головного и спинного мозга. Возникновение рентгеноанатомии. Отечественная физиология. " Отец русской физиологии" И.М. Сеченов и его вклад в развитие науки. Школа И.М. Сеченова. Казанская физиологическая школа. Гистофизиологическое направление, центральные механизмы регуляции органов и систем организма. И.П. Павлов: исследования в области физиологии пищеварения и кровообращения. Экспериментальная фармакология (И.П. Павлов, Н.В. Кравков). Становление отечественной биохимии: А.Я. Данилевский, А.Д. Бульгинский. Развитие патологической анатомии, А.И. Полунин, И.Ф. Клейн, М.Н. Никифоров и др. Возникновение и развитие патологической физиологии (В.В. Пашутин и др.). Приоритетные исследования в области общей патологии (И.И. Мечников). Организация и деятельность Института экспериментальной медицины. А Тема 6. Анатомо-физиологическое направление в педиатрии – школа Н.П.Гундобина. Вступление педиатрии в новый период развития во 2-й половине Х1Хв. Отделение педиатрии как самостоятельной отрасли медицины от клиники акушерства и женских болезней (преимущественно в части болезней раннего возраста) и клиники внутренних болезней (преимущественно в части болезней старшего детского возраста). Развитие отечественных педиатрических школ. Создание первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской МХА (1870г.). Профессора Флоринский, Быстров. Школа Н.П.Гундобина – профессора и заведующего кафедрой детских болезней. Работы Гундобина и его учеников в области анатомии и физиологии нормально ребенка. Защита Н.П.Гундобиным диссертации (1891г.) по проблеме анатомо-физиологических особенностей ребенка. Преемственная связь педиатрических идей Н.П.Гундобина с положениями работ С.Ф.Хотовицкого. Постановка задачи о необходимости решения актуальных вопросов физиологии и патологии детского возраста. Основной труд Н.П.Гундобина «Особенности детского возраста». Описание по единому плану почти всех органов и систем детского организма. Н.П.Гундобин – автор неоднократно переиздававшегося труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста». Популяризация знаний о физиологии ребенка, о правилах его воспитания, о предупреждении заболеваний. Общественная деятельность Н.П.Гундобина в области охраны материнства и младенчества. Н.П.Гундобин – председатель отделения «воспитания, образования и школьной гигиены» Русского общества охраны народного здравия; глава Петербургского общества детских врачей; организатор Союза по борьбе с детской смертностью. Ученики Н.П.Гундобина – А.Н.Шкарин, Э.Э.Гартье, П.С.Медовиков, М.С.Маслов. Организация в 1882г. «Общества попечения о бедных и больных детях» (Синий крест). Устав общества, основные задачи. Формирование системы оказания Обществом попечения о бедных и больных детях различных видов медицинской помощи: помещение детей в больницы, оказание помощи на дому, обеспечение детей бесплатными или дешевыми лекарствами. Профессор медицины Н.И.Быстров – инициатор создания «дифтеритной больницы». Организация Синим крестом в 1883г. лечебницы для хронически больных детей. Организация в 1890г. «Приюта детей калек и паралитиков». Соединение в одном приюте лечебницы, училища и профессиональной школы. Ответственность за дальнейшую судьбу каждого ребенка, попавшего в сферу внимания «Общества попечения о бедных и больных детях». Профессор Г.И.Турнер – почетный член Синего креста.   К Тема 7. Клиническая и предупредительная медицины в России второй половины 19в. Общая характеристика развития клинической медицины в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Ведущие русские терапевтические школы. Школа С.П. Боткина: характерные черты, достижения. Школа Г.А. Захарьина: характерные черты, достижения. Школа А.А. Остроумова: характерные черты, достижения. Общая характеристика развития хирургии в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Ведущие русские хирургические школы. А.А. Бобров, П.И. Дьяконов. Врачебная, научно-педагогическая и общественная деятельность Н.В. Склифосовского. Приоритеты русской хирургии. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии: общая характеристика. Общая характеристика развития невропатологии и психиатрии. А.Я. Кожевников - основоположник научной невропатологии в России. С.С. Корсаков и его школа. В.П. Сербский - основоположник русской судебной психиатрии. В.М. Бехтерев как невропатолог и психиатр. Возникновение " хирургической невропатологии". Российская микробиология и иммунология в конце XIX - начале XX веков: Л.С. Ценковский, Г.Н. Габричевский, Н.Ф. Гамалея и их вклад в развитие микробиологии. Пастеровские станции и бактериологические институты. Общая характеристика санитарного состояния и развития предупредительной медицины в России во 2-ой половине XIX - начале XX веков. Отечественные гигиенические школы (петербургская - А.П. Доброславина, московская - Ф.Ф. Эрисмана, казанская): характерные черты, достижения. Санитарные обследования промышленных предприятий. Исследования причин возникновения и эпидемиологии распространенных инфекций. Организация вакционно-сывороточного дела. Общая характеристика состояния и развития медицинской помощи населению России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Земская медицина: организация медицинской помощи, деятельность земских санитарных врачей. Городская медицина. Больничное дело. Первые шаги страховой медицины. Становление санитарной статистики. Медико-топографическое описание территорий. К Тема 8. Клиническая педиатрия второй половины Х1Х – нач. ХХв. Московская школа педиатров: Н.А.Тольский, Н.Ф.Филатов. Петербургская школа педиатров: К.А.Раухфус. Развитие деятельности специальных детских лечебных учреждений во второй половине Х1Хв. в связи с развитием клинической отечественной педиатрии. Московская школа педиатров. Н.А.Тольский (1832-1891) – основатель детского отделения, клиники и кафедры детских болезней Московского университета. Пропагандист профилактической направленности медицины, основоположник школьной гигиены. Н.Ф.Филатов (1847-1902) – отец русской клинической педиатрии. Выделил как самостоятельные заболевания: идиопатическое воспаление лимфатических желез (инфекционный мононуклеоз), скарлатинозную краснуху. Впервые описал отрубевидное шелушение на слизистой оболочке щек как ранний признак кори (симтом Филатова). Впервые в России применил противодифтерийную сыворотку. Монографии Н.Ф.Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях», «Клинические лекции» - золотой фонд отечественной педиатрии. Петербургская школа педиатров. К.А.Раухфус (1835-1915) – выдающийся отечественный педиатр. Раухфус – автор проекта и главный врач детской больницы принца Ольденбургского (лучшей детской больницы в Европе, что закреплено золотой медалью). Детальная разработка мероприятий по предупреждению внутрибольничной инфекции в детских учреждениях. Разработка и применение системы боксов-изоляторов для сомнительных случаев, дезкамеры, клинической и биохимической лабораторий. Раухфус – один из первых в России детских патологоанатомов, отоларингологов, кардиологов; один из создателей отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь); воспитатель плеяды крупных русских педиатров (В.Е.Чернов, А.А.Кисель, П.М.Аргутинский и др.) Д Тема 9. Достижения отечественной медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в. М.С.Маслов, А.Ф.Тур, А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский, Н.С.Кисляк, Н.И.Нисевич. Общества и съезды педиатров. Общая характеристика медицины. Формы оказания медицинской помощи: государственная, частная, страховая, народная. Рост материально-технической базы. Дальнейшая дифференциация и интеграция в медицине. Усиливающаяся специализация: плюсы и минусы. Международное сотрудничество. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Биоэтика: проблемы допустимых границ воздействия на человека. Развитие физики, химии и биологии и их влияние на медицину. Витаминология (Н.И.Лунин). Генетика. Молекулярная биология: установление структуры ДНК (1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик). Влияние кибернетики. Развитие теоретической медицины. Морфология превращается из описательной науки в науку общебиологическую и экспериментальную. Учение о ретикулоэндотелиальной системе (Л. Ашофф). Цитология. Физиология: от аналитического понимания жизненных процессов к синтетическому. И.П. Павлов: хирургический метод хронического эксперимента - новый этап экспериментальной физиологии. Достижения физиологии. Учение о симпатико-адреналовой системе, утверждавшее принцип единства нервной и гуморальной регуляции (У Кеннон). Концепция об адаптационном синдроме и о так называемой реакции стресса (Г. Селье). Психоанализ и психосоматика. Достижения микробиологии и иммунологии. Реализация программы ликвидации оспы под эгидой ВОЗ. Клиническая медицина. Развитие диагностики, функциональной диагностики, появление клинико-диагностических центров. Резкое ускорение развития патогенетических методов лечения, а также этнологических и симптоматических методов. Химиотерапия (П. Эрлих). Антибиотики (А. Флеминт). Искусственная почка (1943 г.). Пересадка тканей и органов. Психофармакологические средства. Успехи оперативных методов лечения. Нейрохирургия. Кардиохирургия. Профилактическая медицина. Новые более эффективные методы исследования, расширение возможности изучения объектов окружающей среды и их влияние на здоровья человека. Дифференциация гигиенической науки. Возрастание роли экологии. Статистика ежедневного учета заболеваемости или смертности. Разработка национальных стандартов факторов здравоохранения. Развитие социальной гигиены и медицинской социологии. Концепции здоровья (валеология, санология, ВОЗа и др.). Педиатрия. Школа М.С.Маслова. М.С.Маслов (1885-1961) – профессор, руководитель кафедрой и клиникой детских болезней ВМА, а также кафедрой факультетской педиатрии в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Научные направления кафедр, руководимых М.С.Масловым: особенности детского возраста: конституция и ее аномалии, реактивность детского организма; этиология, патогенез, функциональная диагностика и лечение заболеваний у детей; история педиатрии. Внедрение в практическую деятельность детских больниц новых методов лечения, в частности токсической диспепсии. Разработка совместно с хирургами проблемы диагностики и хирургического лечения врожденных пороков сердца и нагноений легких у детей. М.С.Маслов – автор ряда учебников и монографий по педиатрии. Ученики Маслова – более двадцати профессоров-педиатров. Тур А.Ф.(1894-1974) – ученик М.С.Маслова, профессор, академик АМН СССР, заведующий ряда кафедр в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. А.Ф.Тур – один из основоположников таких направлений отечественной педиатрии, как детская гематология и эндокринология, неонатология, диететика, использования массажа и гимнастики, закаливания в рациональном воспитании детей раннего возраста. А.Ф.Тур – главный педиатр Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Автор книг: «Пропедевтика детских болезней», «Гематология детского возраста», «Рахит» и др. Сперанский Г.Н. (1873-1968) – выдающийся педиатр, ученик Филатова, академик АМН СССР, основатель (1922) и в течение многих десятилетий редактор старейшего отечественного журнала «Педиатрия», первый директор государственного НИИ охраны материнства и детства (ныне НИИ педиатрии РАМН). Г.Н.Сперанский – один из основоположников организации современной системы охраны материнства и детства в России. Организатор перинатальной службы и специализированных роддомов. Практическая значимость исследований Г.Н.Сперанского и его школы в области расстройств пищеварения у детей раннего возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний у детей грудного возраста, нефрологии. Г.Н.Сперанский – сторонник профилактического направления педиатрии. Н.С.Кисляк (1926-2008) – выдающийся организатор детского здравоохранения, гематолог, главный редактор педиатрического журнала «Педиатрия им. Г.Н.Сперанского» на протяжении четырех десятилетий, создатель оригинальной педиатрической школы. Основное направления деятельности Н.С.Кисляк и ее школы: изучение лейкоза детского возраста с разных позиций: клинические особенности и иммунотерапия лейкозов, поражения нервной системы у детей при лейкозах, отоларингологические аспекты лейкоза. Создание иммуноцитологической классификации лейкозов детского возраста. Создание Н.С.Кисляк первого в стране специализированного детского гематологического отделения в Морозовской больнице. Разработка принципов организации специализированной гематологической помощи детям. Н.С.Кисляк – автор более 400 научных работ. Под ее руководством защищено 72 диссертации. Н.И.Нисевич (1911-2008) - академик РАМН, профессор. Основное направление работы – детские инфекции: проблемы кишечных инфекций у детей; вопросы этиологии, патогенеза и терапии при острых респираторных заболеваниях у детей. Разработка Н.И.Нисевич и ее учениками одной из сложных проблем медицины – вирусных гепатитов. Нисевич – автор 16 монографий, двух руководств по педиатрии и почти 300 статей в медицинских журналах и книгах. Ее роль в подготовке врачей-педиатров. Под руководством Н.И.Нисевич защищено 59 кандидатских и 22 докторских диссертаций. Нисевич – главный редактор журнала «Вопросы материнства и детства», член комитета советских женщин.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.