Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танцы при дворе Людовиков






Когда человек стал танцевать? С самых древних времен! Первобытный человек в своих обрядах под ритм древних инструментов исполнял движения, которые и стали в дальнейшем танцами. В искусстве Древнего Востока и Древней Греции уже было много танцев, исполнение которых дошли до наших времен. Веками у всех народов складывались разные танцы. Но с 17 века начинается новая жизнь танца.

Во Франции 17 века, во времена славных мушкетеров, танец занимал особое место. Французский король Людовик Четырнадцатый любил танцевать и с 12-ти лет уже выступал в придворных балетах. В этих балетах юный Людовик сыграл роль Восходящего солнца и Аполлона – Солнечного бога. А девятнадцатилетний Людовик на карнавале предстал перед народом в роли римского императора с огромным щитом в форме солнца. Это символизировало то, что Солнце защищает короля и вместе с ним и всю Францию. Так Людовик Четырнадцатый получил прозвище «Король-солнце». Восемнадцатилетний король издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе указывалось, что Академия призвана способствовать воспитанию хороших манер и выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком, где сам король постоянно брал уроки танцев. Самым любимым композитором Людовика был итальянец Жан Батист Люлли.

Люлли писал оперы и балеты. Но при дворе работал и Жан-Батист Мольер – знаменитый драматург. Мольер и Люлли создали много комедий с музыкой, где сами авторы – прекрасные актеры – принимали участие.

До времен знатного Людовика менуэт слыл народным танцем, но с середины 17 века менуэт стал настоящим бальным танцем. Считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Менуэт заслужил звание «короля танцев». «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо», – так считалось в 17 веке. Название танца произошло от французского слова «мену» – «шажок», «маленький шаг». Для менуэта характерен трехдольный размер и на счет «раз-два-три» танцующие выполняют церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, следят за изящными шагами и легким скольжением.

Гавот – тоже французский танец. Название танца произошло от «гавото» – «житель области Овернь». Это радостный французский танец с размером 2/2 или 4/4. В народе под гавот водили хороводы, но со времен Люллигавот проник и в дворцовый церемониал и превратился в парный танец с разными фигурами.

Для Людовика Куперен и написал «Королевские концерты». Эти концерты написаны с учетом вкусов Людовика и французского двора. Король не любил серьезной музыки и сложных по форме сочинений, поэтому Куперен написал свои концерты в форме сюиты танцев.

Слово «сюита» с французского означает «последовательность». Сюита – это форма музыки, которая состоит из нескольких разнохарактерных, контрастных частей. В 17 веке сюиты состояли из разных танцев. Как правило, в сюите была сарабанда. Сарабанда – это испанский танец. Он исполнялся медленно, в трехдольном размере. Ученые утверждают, что этот танец возник из похоронного обряда, по-испански «сакра банда» и означает «священный обряд, шествие». Но в 17 веке во Франции сарабанда стала придворным танцем, с характером то строгим и величавым, то скорбным и печальным. Музыкальный размер сарабанды 3/4 или 3/2.

В Парижской Академии танца обучали многим танцам, среди которых были аллеманда, пассакалья, чакона, куранта, жига, ригодон, экосез, контрданс, бурре, канари. А как «сложилась» жизнь старинных танцев в следующие века? Особенно «повезло» менуэту. Знаменитый менуэт написал итальянец Луиджи Боккерини, который жил во второй половине 18 века. «Менуэт» Боккерини и сегодня очень популярен и входит в число, как говорят, «классических шлягеров».

В второй половине 18 века родилась симфония и все композиторы, в том числе великие Гайдн и Моцарт сделали менуэт третьей частью своих симфоний. А композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев решил возродить симфонию 18 века и свою Первую симфонию так и назвал – «Классическая». Но вместо менуэта решил включить туда гавот. А через 20 лет он включил этот гавот в свой балет «Ромео и Джульетта».

Вопросы и задания:

1. Какие старинные танцы написаны в двухдольном, а какие в трехдольном размере?

2. Название какого танца произошло от французского «маленький шаг»?

3. Переведите с русского на французский слово «последовательность».

4. Назовите прозвище Людовика Четырнадцатого.

5. С каким драматургом сотрудничал композитор Люлли?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.