Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные объединений в начале 20-х годов.






«Серапионовы братья» – М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, М. Слонимский. В основе деятельности – «поиски приемов овладения новым материалом, которым тогда была прошедшая война и революция, поиски новой художественной формы» (К. Федин).

«Левый фронт искусств» – В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский. «ЛЕФ» (1922-1929) – в состав вошли бывшие приверженцы футуризма. «Перевал» – М. Пришвин, В. Катаев, А. Караваева, А. Малышкин. «Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП) (1925) – В. Маяковский, Н. Алексеев, В. Каменский, С. Третьяков. «Пролеткульт» (1917-1932) – М. Герасимов, В. Кириллов,

Социалистический реализм

Даты. В апреле 1932 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно завершило время плюрализма направлений в художественной жизни послереволюционных лет. 1934 состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. В качестве единственного художественного метода признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были сформулированы в «Уставе Союза писателей СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность. Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре. Представители соцреализма в литературе: А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; в живописи – В.А. Серов, А.М. Герасимов; в кино – фильмы Г.В. Александрова, И.А. Пырьева. Развитие искусства фотографии. К началу 1930-х годов фотомонтаж стал главным стилистическим приемом в искусстве плаката.

Музыка. Первый советский многоактный балет «Красный мак» (композитор Р.М. Глиэр), посвященный революционным событиям в Китае. «Пламя Парижа» (1932) Б.В. Асафьева. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительских организации (Русский народный оркестр 1919, Петроградская филармония, 1921). Важную роль в сохранении и распространении ценностей музыкальной классики сыграла деятельность композиторов А.К. Глазунова, Ипполитова-Иванова и Р.М. Глиэра, возглавлявших соответственно Петроградскую, Московскую и Киевскую консерватории, А.Д. Кастальского, руководившего Народной хоровой академией в Москве.

В годы Гражданской войны 1918-20 появились первые советские музыкальные произведения – песни. Они были созданы как самодеятельными авторами (с оригинальной музыкой «По долинам и по взгорьям», слова политработника Красной Армии П. С. Парфенова; на измененные народные и бытовые напевы – «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Смело мы в бой пойдём»), так и композиторами, связанными с красноармейской средой («Марш коммунаров», «Проводы» Д. С. Васильева-Буглая, «Марш Буденного», «Красная Армия всех сильней» С. Я. Покрасса, «Всё выше» Ю. А. Хайта).

В 20-х и начале 30-х гг. происходила интенсивная перестройка музыкального быта, деятельности всех музыкальных учреждений и организаций. Развивалось самодеятельное песенное творчество, особенно в комсомольской среде («Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» на мелодии зарубежных и русских песен). Обновился театральный и концертный репертуар. Активно пропагандировались классические оперы на сюжеты, связанные с народно-освободительной борьбой.

В области музыкального театра примечательным фактом было появление первых произведениях на современные темы: оперы «За Красный Петроград» А. П. Гладконского и Е. В. Пруссака (1925), оперетт «Женихи» (1927) и «Ножи» (1928) И. О. Дунаевского, балеты на современные темы – «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) Д. Д. Шостаковича. В 1927 был создан балет «Красный мак» Глиэра – первое произведение советского балета.

Вместо ранее существовавших разрозненных объединений были созданы творческие союзы. Создание союзов советских композиторов способствовало сплочению творческих сил советской музыки на основе принципов социалистического реализма. В 30-е гг. советская музыкальная культура достигла подъёма. Были организованы симфонический оркестр СССР (1936), ансамбль народного танца СССР (1937), открыты новые консерватории (Минск, 1932; Свердловск, 1934; Ташкент, 1936; Кишинев, 1940), музыкальные училища и школы. Обмену достижениями между национальными культурами содействовали проводившиеся с 1936 декады искусств советских республик.

Советская песня стала всенародной по содержанию и общедоступной по форме, оказала воздействие на другие жанры музыкального творчества этого периода (опера, оперетта, симфония, романс), глубоко вошла в быт народа. Большую роль в её пропаганде сыграли такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Советской Армии под рук. А.В. Александрова (основан в 1928), Русский народный хор им. М. Е. Пятницкого (основан в 1910), эстрадный оркестр под рук. Л. О. Утесова (основан в 1929), отдельные исполнители (К. И. Шульженко).

Советская музыкальная культура в 40-50-е г.

Характерные черты. Уже в первые дни войны художественными символами народного сопротивления захватчикам стали песня «Священная война» (композитор А.В. Александров, слова В.И. Лебедева-Кумача) и плакат «Родина-мать зовет!» (художник И.М. Тоидзе).Больше развиваются те виды творчества, которые могли в кратчайшие сроки стать достоянием аудитории: искусство плаката, документальное и художественное кино, военная публицистика и массовая песня. Символом сопротивления стала 7 симфония Д.Д. Шостаковича «Ленинградская», исполненная в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года симфоническим оркестром под управлением К.И. Элиасберга. Выступали на фронте выдающиеся эстрадные исполнители – К.И. Шульженко, И.Д. Юрьева, Л.А. Русланова, Л.О. Утесов (с джазовым оркестром «Теа-джаз», созданном в 1929 г). Появились знаменитые песни «В лесу прифронтовом» (М.И. Блантер – М.В. Исаковский), «Соловьи» (В.И. Соловьев-Седой – А.И. Фатьянов), «Дороги» (А.Г. Новиков – Л.И. Ошанин), «В землянке» (К.Я. Листов – А.А. Сурков), «Темная ночь» (Н.В. Богословский – В.И. Агатов). В музыкальном творчестве главное место заняла тема Родины и всенародной борьбы с врагом, претворённая на современном, документальном материале. На 1-й план выступили героические образы. Наряду с драмой и эпосом развивалась лирика (особенно в песне). Песня сохранила ведущее положение в народном быту как быстро откликающийся на события жанр.

Послевоенные 40-е гг. - вторая половина XX в. – время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения.

В условиях начинающейся «холодной войны» был избран путь дальнейшего ужесточения контроля партийно-государственного аппарата над жизнью общества и культурой. В 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», осуждавших произведения литераторов за «идеологическую невыдержанность». Критике подверглись произведения А. Ахматовой, М. Зощенко, опера В. Мурадели «Великая дружба», «формалистические произведения» Д.Шостаковича, С. Прокофьева, В. Шебалина.

В первое послевоенное десятилетие была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 возобновилось проведение в Москве декад национального искусства. Больших успехов достигло музыкальное исполнительство. Выдвинулось новое поколение талантливых артистов: дирижёры – Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, хоровой дирижёр В. Г. Соколов;

пианисты С. Т. Рихтер, Т. П. Николаева; скрипачи – И. С. Безродный, Л. Б. Коган, Ю. Г. Ситковецкий; певцы – И. К. Архипова, Г. М. Гаспарян, А. П. Огнивцев, Г. К. Отс, И. И. Петров, Л. А. Руденко.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.