Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простой 2-х частной называется форма, первая часть которой - период (значительно реже-предложение), а вторая часть не содержит структур более сложных, чем период.






Примером двухчастной простой формы может служить песня, состоящая из куплета с припевом (куплет - 1-я часть, припев 2-я). Такая же композиция распространяется и на период и двухчастную простые формы в инструментальной музыке. В форме периода написаны многие прелюдии Шопена. Скрябина, Лядова, некоторые романсы Рахманино­ва, Римского-Корсакова. Эта форма связана с развитием жанра миниатюры (инструмен­тальной и вокальной).

ПРОСТОЙ 3-Х ЧАСТНОЙ называется форма со схемой: а-b-a, где первая часть - период, а остальные не содержат более сложных структур.

Трехчастная форма состоит из трех частей, в которых 3-я является репризой (повторе­нием) 1-й. Схематически это можно изобразить так: А - В - А, где А - изложение материа­ла. В - новый музыкальный материал. Трехчастная форма распространена как в вокальной музыке, гак и в инструментальной. Многие мазурки Шопена, романсы Чайковского. Пре­людии Лядова написаны в простой трехчастной форме.

 

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ — музыкальные формы из двух, трёх и более частей (каждая или только первая часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности).

СЛОЖНАЯ 3-Х ЧАСТНАЯ ФОРМА - такая контрастная репризная форма, I часть которой имеет форму более крупную, чем период (простая 2-х и 3-х частная), а остальные части не содержат структур более сложных.

ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА, вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — муз. форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Схема: А А1 А2 А3….. Где А - тема, соответственно А1 А2 А3 - вариация1, вариация2, вариация3 и т.д.

Слово «вариация» - латинского происхождения и означает «изменение». Мы пользуемся этим словом и близкими ему «вариант», «варьировать» не только в музыке.
Вариационная форма уходит своими корнями в народное творчество, особенно в хоровое пение с инструментальным сопровождением. В таких песнях певцы пели все куплеты одинаково, а исполнители на инструментах варьировали сопровождение.
Большое распространение вариационная форма получила в музыке инструментальной. Вариациями называется определенная форма произведения или его части, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Композитор опирается на тему или ее элементы, и это дает нам нить для запоминания и узнавания музыки.
Вариационная форма имеет долгую историю. Уже к XVI веку сложилась определенная вариационная композиция. Она имела разные названия: вариации на выдержанный бас (basso ostinato), пассакалия, чакона. Тема баса излагалась в нижнем голосе и повторялась неизменно, а на нее наслаивались другие голоса, создавая ощущение непрерывности, текучести музыки. К форме вариаций на basso ostinato часто обращался И.С. Бах.
В XVIII веке возник новый тип вариаций, получивший название «строгих», или «классических», вариаций. Тема в таких вариациях изложена в развернутой, законченной форме. Она сама уже создает определенный образ. Можно вспомнить первую часть фортепианной Сонаты Моцарта Ля мажор. Первая часть написана в форме вариаций, тема которых создана в ритме старинного танца сицилианы.
Обычно в строгих вариациях тема изменяется не очень сильно. Особенностью строгих вариаций является то, что гораздо больше темы меняется аккомпанемент, а в мелодии появляются украшения.
XIX век принес нам еще один тип вариаций. Они получили название «свободных», или «романтических». В вариациях Шумана, Брамса, Листа, Рахманинова и многих других композиторов тема уже сильно изменяется.
Яркий пример таких вариаций - «Вариации на тему Паганини» И. Брамса. Они написаны для фортепиано, и мы встречаем там множество контрастных образов.
Принцип повторности лежит в основе еще одной формы – рондо. Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод».

РОНДО- (итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг), —






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.