Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мелодия(греч. Melodia – пение песни от melos – песнь и ode – пение) – является важнейшим средством музыкальной выразительности – это звучащая в одном голосе музыкальная мысль.






Мелодия – это всегда взаимосвязь самых различных компонентов (звук, интонация, лад, ритм и т.д.). Главную роль в мелодии играют звуковысотная

сторона и ритм. Если изменить высоту отдельных звуков или ритм – узнать мелодию будет невозможно. Понятие мелодии тесно связано с понятием лад, который во многом определяет характер музыки: мажорный лад – светлый, весёлый или спокойно -созерцательный характер; минорный – лирический, грустный или скорбный. Темп, хотя и не относится к основным компонентам мелодии, все же во многом определяет е. облик: неторопливый темп – спокойный, уравновешенный характер; быстрый – возбуждение радостного или драматического характера; медленный – выражение состояния полного покоя, средний темп встречается в музыке разных настроений.

Каждая мелодия имеет свой мелодический рисунок или мелодическую линию. Различают несколько типов мелодического движения: плавное (поступеное), восходящее, нисходящее, волнообразное, скачкообразное.

Поступенное движение способно создавать ощущение непрерывности, плавности, текучести. Скачкообразное – связано с усилением напряжения; широкие ходы (на сексту, октаву) создают ощущение простора, «воздуха», большого пространства.

Повторение звука вносит элемент настойчивости, упорства, однообразия, монотонности. Как правило, в мелодии движение смешанное (чередование

скачков и плавного движения). Мелодия имеет подъемы и спады, точка наивысшего напряжения в мелодии называется кульминацией. В музыке

кульминация чаще всего совпадает с самым высоким звуком мелодии (высотная кульминация), к. располагается в точке «золотого сечения». Кульминаций может быть несколько (местные кульминации), но одна из них (главная к.) самая яркая.

Очень редко, но все же встречаются мелодии некульминационного типа, когда к. отсутствует вовсе.

Гармония – также как и мелодия является одним из важнейших выразительных средств музыкального искусства. Чаще всего гармония дополняет мелодию, придает ей насыщенность, красочность; в редких случаях она выходит на первый план и становится главным выразительным средством. Основным элементом гармонии являются созвучия – интервалы, аккорды. Аккорды организованы в определенной системе: ладово - функциональной и метро - ритмической.

Гармония в музыке имеет два основных значения: выразительное и формообразующее. Выразительное значение заключается в красочности и

выразительности аккордов – фонизме (фонизм – колорит, эмоциональная окраска). Формообразующее – в способности расчленять мелодию с помощью каденций на части или наоборот связывать отдельные построения вместе. Из разных свойств гармонии основное формообразующее значение принадлежит функциональности. В области аккордики функциональность выражается в том,

что тонике противопоставляются другие созвучия. Тоника, потенциально, это – состояние устойчивости, покоя.Все другие аккорды лада являются

неустойчивыми. Завершение построения на неустойчивой гармонии или на некаденционной тонике делает построение гармонически разомкнутым.

Неустойчивые аккорды различны по степени напряжения. Это свойство часто используется для усиления гармонического напряжения.

В формообразовании важную роль играют также моменты, когда та или другая гармония подчеркиваются одним из следующих приемов:

· аккорд выдерживается или повторяется;

· аккорд вводится периодически на сильных долях (в каждом такте или через

такт).

Такое подчеркивание тоники означает или начало части, или, особенно, ее завершение, когда утверждение устойчивости более необходимо, нежели в другие моменты. Такой же прием по отношению к доминанте является особенно типичным перед вступлением нового раздела формы. В ряде случаев для развития формы средств одной тональности бывает недостаточно. Для создания новых противоречий и напряжений и для смены колорита применяется модуляция, которая образует сопоставление тональностей. Соотношения тональностей до известной степени напоминают соотношения аккордов.

Функциональность в тональных соотношениях проявляется в противопоставлении главной тональности и других тональностей. Главная тональность играет роль тоники в широком понимании слова, то есть она является устойчивой. В главной тональности произведение начинается и почти всегда заканчивается. Поэтому она служит централизующим началом. Всякая другая тональность в произведении неустойчива (в широком понимании слова)и является подчиненной. Введение подчиненной тональности – стимул для следующего развития. Часто противопоставляются тональности доминантовой и субдоминантовой групп (T-S-D-T). Данная формула в целом определяет порядок тональностей, который образует функциональный контраст и конфликт, который разрешается благодаря возвращению главной тональности (является обязательным).

В целом гармония способствует композиционной взаимоподчиненности частей формы в следующих отношениях:

· во взаимной связанности каденций (доминанта -тоника);

· в централизованности тональных соотношений;

· в количественном соответствии неустойчивости в середине формы и стойкости в конце.

Мелодия может быть напевная, может быть декламационная (близкая к разговорной ре­чи). Например, многие песни М. Таривердиева носят декламационный характер. Иногда несколько мелодий переплетаются, образуя музыкальную ткань, называемую по­лифонией - многоголосием. ФАКТУРА – это способ изложения музыкального материала. Фактура может быть одноголосной (монодия) и многоголосной (полифония), аккордовой и фигурационной, гомофонно-гармонической (мелодия с аккомпанементом). Видов музыкальной фактуры – великое множество. Многоголосие имеет два основных вида. Когда главным является только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют, то речь идет о гомофонии (греческое слово homos - означает равный, phone - звук). Мелодия с аккомпанементом из других голосов может наиболее естественно выразить богатство человеческих чувств. Расцвет гомофонии относится к XVII—XIX векам, когда она заняла ведущее место в новых музыкальных жанрах, например, в опере. Полифоническая фактура считается одной из самых сложных и интересных, ведь полифония – многоголосие, при котором голоса остаются самостоятельными. Другой вид многоголосия появился намного раньше гомофонии и получил широчайшее распространение еще в XVI и XVII веках. Это - полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук). Здесь все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.
Вершина полифонического искусства – фуга. Наивысшего расцвета эта форма полифонии достигла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.

Мелодия - образование целостное, звуки в ней слажены между собой, поэтому и возник очевидно лад как система музыкальных интонаций.

Лад это организация звуков на основе тяготения неустойчивых звуков в устойчивые.

Таким образом лад означает согласованность звуков, различных по высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука - тоники. В европейской музыке наиболее распространённые лады - мажор и минор. Эмоциональная окраска этих ладов противоположна. Мажор - бодрый, радостный, минор - грустный, пе­чальный.

Сильна ли зависимость характера музыки от лада? Пример: послушайте пьесу Г. Свиридова «Весна и осень».

Высотное положение лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику (основной, опорный), и лада. Напри­мер, «Мазурка ля минор» Ф. Шопена. Такое название означает, что эта мазурка написана в тональности ля-минор.

На образ, который заключен в мелодии, огромное влияние имеет тот музыкальный лад, в котором она написана. В истории музыки есть также уникальные произведения, которые несут веселый, задорный образ, но на самом деле написаны в миноре, есть и скорбные, грустные произведения, написанные в мажоре. Именно поэтому музыка способна передавать самые различные оттенки человеческих чувств, их сложность и противоречивость.

Краткие сведения о нотном письме

Подобно тому, как речь записывается буквами, музыка записывается нотами. Чтобы записать звуки существует специальная система, называемая НОТНЫМ ПИСЬМОМ.

 

Метр и ритм, размер, доля, акцент. Такт. Затакт. Практическое освоение ритма. Работа со схемой основного ритмического деления. Составление ритмических групп в простых размерах: 24; 34 Знаки для увеличения длительности нот.

Всякая мелодия имеет свою пульсацию, основанную на определенном чередовании акцентов: сильных и слабых звуков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.