Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория сравнительных преимуществ и выигрыш от внешней торговли.







Теория международной торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем, одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С од­ной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней тор­говли, который получает страна в целом, распределяется внутри стра­ны между потребителями и производителями, экспортерами и импорте­рами также не поровну. Наконец, следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов меж­ду отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факто­ров производства.

Рассмотрим условный пример (см. рис. 27.4). Пусть две страны -Аргентина и Бразилия - производят один и тот же продукт - зерно. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения в двух странах таковы, что равновесие на рынке зерна в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бра­зилии - при цене 200 долл. за 1 т. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгод­но экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии - поку­пать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все за­висит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характери­стики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Аргентинским производителям (см. рис. 27.4в) будет выгодно расши­рять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Pw > 120).

Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине бу­дут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъяв­ляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx= SA - DA.

С другой стороны, бразильским потребителям (см. рис. 27.4а) будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него бу­дет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Pw < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличи­вать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители бу­дут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (DM) будет определяться разницей между спро­сом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: DM=DB- S6.

На рис. 27.46 показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия на мировом рынке. В нашем примере равновесие на миро­вом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90 - 30 = 60). При более высокой цене пред­ложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способ­ствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос пре­высит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет рав­новесного значения.

Модель спроса и предложения позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

Влияние внешней торговли на интересы потребителей. До уста­новления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в Ар­гентине - 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (избыток потребителя): для по­требителей зерна в Бразилии он был равен области с/ (рис. 27.4а), а для потребителей в Аргентине - области g + h + k (рис. 27.4в).

После установления торговых отношений Бразилия становится им­портером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + в + с + d, из которого область а + в + с - это чистый выигрыш, полу­ченный в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране-экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Аргентине теперь равен только области k, и, значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g + h.

Таким образом, в результате развития международной торговли по­требители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возмож­ность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене, а в стране-экспортере - проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Влияние международной торговли на интересы производите­лей. До установления внешнеторговых отношений производители в обе­их странах получали выигрыш от продажи зерна по установившейся на рынке цене (избыток производителя): в Бразилии он был равен области а + е, а в Аргентине - области f + j.

После установления внешнеторговых отношений аргентинские про­изводители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокуп­ный выигрыш составляет область (f + j + д + h + i), а чистый выигрыш от развития торговли - (g + h + i). Что касается бразильских производите­лей зерна, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего про­изводства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, т. е. они несут чистые потери в размере области а.

Таким образом, в результате развития международной торговли про­изводители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производите­лей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Изменение благосостояния в торгующих странах в целом. Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш потребителей со­ставляет область а + b + с, а чистые потери производителей в отрас­лях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен: (а + b + с) - а = b + с. В Арген­тине как стране-экспортере производители имеют чистый выигрыш в размере g + h+i, а потребители, напротив, теряют область g + h. Следо­вательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит: (g + h + i) - (g + h) = i. Конечно, следует иметь в виду извест­ную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и потерь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут суще­ственно различаться (один доллар потерь для бедного человека, оче­видно, значит гораздо больше, чем один доллар дополнительного выиг­рыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подходе к исследованию послед­ствий внешней торговли, когда мы исходим из предпосылки равной цен­ности единицы денег для разных людей, независимо от уровня их бла­госостояния. Этот подход затем может быть дополнен более углублен­ным социально-экономическим, политическим и т. д. анализом.

В целом, мы еще раз видим, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако, если в стране-импортере этот чи­стый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосо­стояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.

Распределение выигрыша от торговли между странами. Как можно видеть из рис. 27.4а, размер чистого выигрыша страны-импорте­ра (область b + с) зависит от физического объема импорта (80 - 20 = 60) и того, насколько понизилась цена (200 - 150 = 50). Аналогично, вели­чина чистого выигрыша страны-экспортера (область i на рис. 27.4в) зависит от физического объема экспорта (90 - 30 = 60) и того, насколь­ко повысилась цена (150 - 120 = 30).

Для того, чтобы наглядно показать распределение выигрыша от тор­говли между странами, удобнее использовать графики спроса и пред­ложения на мировом рынке (рис. 27.46), где имеется вся необходимая для этого информация: равновесный объем экспорта/импорта и уровни цен до и после установления торговых отношений. Легко убедиться, что на этом графике чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на импорт DM и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны-экспортера - площади между линией мировой цены и кривой экспортного предложения Sx.

Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распре­деление выигрыша зависит только от того, насколько в этих странах из­менились цены. Если в стране-экспортере цены выросли на X процен­тов (относительно мировой цены), а цены в стране-импортере снизились на Y процентов, то

выигрыш страны-экспортера = X

выигрыш страны-импортера Y

В нашем примере цена в Бразилии упала на: (200 - 150)/150 х 100 = 33, 3%, а цена в Аргентине выросла на: (150 - 120)/150 х 100 = 20%. По­этому в результате выигрыш Бразилии оказался больше на 66, 7%.

Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовы­годной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномер­но. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в боль­шей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на им­порт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.