Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советский человек» и «барды»: два стиля поведения






Проблема взаимодействия идеологии и повседневности всегда актуальна, особенно акцентирована она в русской культуре советского периода. Данная работа посвящена проблеме двух противоположных моделей человека в культуре повседневности советского времени. Одной из них является «советский человек», связанный с государственной идеологией; другая – «барды», с повседневностью. В советское время в любом случае нетрудно обнаруживать взаимодействие этих двух сил, т.е. идеологии и повседневности, которые влияют на формирование нового стиля поведения.
При создании нового государства появился новый тип человека – «советский человек», отличающий от дореволюционного и буржуазного идеологией, мировоззрением, способом мышления, своими ценностями и поведением. Рассматривая особенности «советского человека» с точки зрения социально-исторической антропологии, Н.Н. Козлова называет городского жителя крестьянского происхождения типичным «советским человеком», но под суровым государственным контролем эти новые городские жители не все стали такими. По ее объяснению, «советский человек» – как маска: одни добровольно ее носят, активно принимают это новое лицо, другие не столь активно и добровольно, скорее вынужденно, ради приспособления; а третьи ее совсем не принимали.
Известно, что «советский человек» выступает в качестве идеального типа официальной идеологии, которого власть стремилась воспитывать везде и всегда. Тут идеология как государственный канон, которой власть управляет страну. Этот человек социалистического образа жизни формировался в разрыве с прошлой традицией, и был принужден властью жить в коллективе. Новой властью в СССР были построены соответствующие официальной идеологии институты: коммунальная квартира, дом-коммуна, рабочий клуб, парк культуры и отдыха. В рамках образовательной системы было организовано октябрятское, пионерское и комсомольское движение, чтобы с детства всесторонне изучался коммунизм, таким образом, весь народ должен был развиваться под влиянием партийно-пролетарской идеологии в коллективном обществе. Цитаты из пропагандистских брошюр, как пишет Н. Козлова, стали повседневным языком советского общества.
Г.С. Кнабе характеризует положение эпохи 60-70-х гг. как «двухэтажное отражение». На верхнем этаже проводились мероприятия официальной власти, а на нижнем формировалось разочарование к ним, а также устраивались мероприятия, не принадлежащие к власти. Именно в этой атмосфере возникло бардовское движение, связанное с распространением так называемой авторской песни. Это движение было не только художественным, повседневным, по словам Л.А. Аннинского, но и «человеческим». В связи с распространением этого движения на территории бывшего СССР, рождался и другой тип человека, противоположный «советскому человеку». Речь идет о «барде», или так называемом «поющим поэте», выполнявшей главную роль в бардовском движении.
Рождение «бардов» более или менее соотносилось с тогдашним общественным положением. Однако, если «советский человек» родился сверху, то «барды» самостоятельно появлялись снизу, из гущи народа. Рождение «бардов» в период «оттепели» не случайно. В то время возвращалось в обиход несколько понятий, которые стали понимать несколько по-другому, чем раньше: такие как семья, повседневность, свободное время, частная жизнь. До строительства «хрущевок» люди – представители разных профессий – жили в коммуналках, как в одной большой семье, где жители были практически лишены частной жизни и индивидуальности. А переезд в новое отдельное жилье давал каждой семье возможность жить в собственном пространстве, без надзора соседей. Кроме физического тела, освобождалась и душа человека. В отдельной квартире находилось место сбора своих друзей. Здесь «барды», сочетающие в себе композитора, исполнителя и поэта, могут свободно общаются с единомышленниками через пения. Причем, соответствующее собрание, такие как фестиваль Грушина, по мнению Ж.В. Черновой, стал «важным механизмом создания коллективной идентичности членов сообщества любителей и исполнителей авторской песни». Благодаря магнитофону быстро разошлись по каждым домам песни «бардов», а также их искренний дух.
Единственный признак сходства между «советским человеком» и «бардами» представляет собой происхождение из одной – русской и советской – культуры, в определенном времени и пространстве. Тем не менее, между теми и другими существовало много различий – в поведении, ценностях, мировоззрении и идеологии. Для советского государства появление «бардов» означало кризис существования «советского человека». Как отмечала Н. Козлова: «Советского общества не могло существовать без советского человека. Советское общество стало разваливаться, когда с поверхности истории стали исчезать советские люди».
Поскольку «барды» стремились к свободе, истине, и самостоятельности, они не верили в положения коммунистической идеологии. Для них разделение на «мы» и «они» оказалось не тожественно аналогичному разделению для «советского человека». Для «советского человека» «мы», на самом деле, в большинстве случаев означает абстрактный коллектив, у которого единственная идеология – коммунизм. На эту проблему в творчестве Б. Окуджавы, т.е. проблему самоидентификации, которая складывается в теме Арбата, обратил внимание и Г. Кнабе, определяя «направление взгляда поэта, выделяющего в окружающей действительности подлинное и свое – в отличие от чужого». У Окуджавы «мы», по мнению Г. Кнабе, скорее всего обозначает ребят с «ретроспективого» арбатского двора в 30-е гг., с которыми вместе были пережиты трагические времена, а также имели одинаковые сознание и ценности. Эти «мы» были конкретными людьми, либо своим кругом друзей, либо близкими людьми, либо своим поколением, т.е. шестидесятниками. А в «ролевой лирике» В.С. Высоцкого мы также видим силуэт героя и рассказчика. Большинство этих героев приходит из какого-то определенного общества, где тоже бывали слушатели песни, здесь они нашли других своих «мы».
Более того, Ж. Чернова отмечает, что «барды», выступающие своего рода «романтиками», представляют собой один из вариантов образа мужественности в советском обществе. Для «бардов» характерны «физическая и духовная сила, независимость, ответственность, преданность своему делу и друзьям, политическая неангажированность»; их противоположностью представили другие или чужие, т.е. «филистеры», «обыватели», или «неумехи». «Барды» смело пишут и поют на те темы, которые «советский человек» не поет и которые в массовой песне не обнаружены. Об этом неоднократно упоминали исследователи, такие как Ю.А. Андреев, Н.А. Богомолов. Н. Богомолов называет творческий принцип «бардов» «от противного». «Барды» также обращают внимание на глубокий слой души и изменения настроения человека, которые они, как будто реально, могут чувствовать.
Проанализировав стили поведения «советского человека» и «бардов», замечаем, что последние откровенно отражают идентичность по отношению к своей группе, чем объясняется их «мягкий бунт» против тоталитарной системы. «Советский человек» и «барды» как два стиля поведения характерны для культуры периода «оттепели» и последующего времени. Государство формировало свое поведение, с одной стороны; находящийся в глубине души народа менталитет оказывал противодействие этой силе и формировал другое поведение, которое особенно основывается на повседневности, с другой. Борьба идеологии и повседневности не прекратилась и после распада СССР, более того, она еще и теперь продолжается, уже в постсоветское время.

 

Вопросы, касающиеся советского бардового движения, начинают подниматься в 60-е годы публицистикой. Статьи в " Литературной газете", " Советской России", " Клубе и художественной самодеятельности", " Комсомольской правде" и " Октябре" посвящаются определению жанра, анализу творчества отдельных авторов, идейно-тематической стороне песен, проблемам организации движения и носят, как правило, характер критических выступлений, пропагандистских дискуссий или дилетантских оценочных заметок.

В 70-80-е годы советское бардовое движение как явление художественное и социальное рассматривается его участниками на страницах стенной печати — в газете московского клуба самодеятельной песни (КСП) " Менестрель", в циклах проблемных и описательных материалов в центральной прессе – в газетах " Литературная Россия", " Советская культура" и журналах " Молодежная эстрада", " Собеседник", " Клуб и художественная самодеятельность", " Турист", а также в публицистической брошюре активистов движения Ю. А. Андреева и Н. А. Вайнонена " Наша самодеятельная песня".

С конца 80-х годов отмечается усиление внимания к советскому бардовому движению. Издаются моноисследование инженера Б. А. Савченко " Авторская песня", ключевой момент которого – анализ творчества Б. Окуджавы и В. Высоцкого; брошюра журналиста Е. Л. Некрасова " Шесть вечных струн", описывающая мотивы возникновения, становление и развитие движения КСП; научно-популярная монография лидера ленинградского КСП " Восток" Ю. А. Андреева " Наша авторская...: История, теория и современное состояние самодеятельной песни", где анализируются истоки жанра бардовой песни, рассматривается ретроспекция движения и дается футурологический прогноз его развития.

В этот же период появляются первые опыты научного изучения советского бардового движения как факта социокультурной реальности и особенностей сознания и творчества отдельных его субъектов. Попытки философского анализа феномена В. Высоцкого в статьях обществоведа В. И. Толстых " В зеркале творчества. (В. Высоцкий как явление культуры)" и " Возвращаясь к теме В. Высоцкого"; глава в монографии искусствоведа и философа Г. В. Чередниченко " Типология советской массовой культуры", где автор, обращаясь к содержанию творчества Б. Окуджавы и В. Высоцкого, отслеживает механику преломления идеологии в бардовой песне, представленной элементом массовой культуры. Защищаются диссертации искусствоведческого и филологического плана. Это работы на соискание ученых степеней кандидатов искусствоведения М. В. Каманкиной " Самодеятельная авторская песня 1950-70-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра)", в котором разрабатывается комплексный подход к анализу жанрового своеобразия, его типологизации и эволюции; С. С. Бирюковой " Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде", где рассматриваются традиции, новаторство и влияние творчества выдающихся бардов на жанры эстрадного искусства. А также исследование польской журналистки A. И. Жебровской " Авторская песня в восприятии критики" на соискание ученой степени доктора филологических наук, в которой описываются, интерпретируются и оцениваются закономерности исторического развития жанра, дается опыт структурного анализа авторской песни и рассматривается восприятие этого явления литературно-художественной критикой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.