Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Важнейшие исторические источники по технологии живописи






«Если иногда прежде у меня язык и был связан леностью, зато сейчас...

я не только напишу о вещах, требующихся для познания истины, без

зависти и не скрывая, скажу нечто самому скромному, радеющему об

искусстве и желающему научиться искусству живописцев».

 

ИОСИФ ВЛАДИМИРОВ

 

Первые публикации трактатов по технике живописи относятся к XVIII веку [11]. Однако наиболее полное и научное издание этих сочинений приходится на середину и вторую половину следующего столетия. В середине XIX века в Лондоне были опубликованы на языках оригиналов с параллельным переводом на английский язык важнейшие европейские трактаты XII—XVIII веков. Собирательница и интерпретатор рукописей М. Меррифильд предпослала им обширное исследование, посвященное материалам и технике живописи европейских художников [8]. Несколько раньше, в 1845 году, археолог Дидрон опубликовал в Париже во французском переводе греческий иконописный подлинник, обнаруженный им в одном из афонских монастырей—«Ерминию» Дионисия [12]. К последней трети века относится венское издание двух многотомных серий, включавших большое число трактатов и манускриптов средневековья, Ренессанса и нового времени, опубликованных параллельно на языке оригиналов и в немецком переводе [13]. Экскурсы в историю техники живописи, примечания к текстам и обширные комментарии, сопровождающие эти публикации, придают особенную ценность всему изданию, не потерявшему, как и труд Меррифильд, своего значения и в наши дни. В эти же годы наиболее значительные выдержки из некоторых западноевропейских трактатов были опубликованы на русском языке и прокомментированы П. Аггеевым [14]. Возросший интерес к древнерусскому искусству привел в середине XIX столетия и к публикации документов, освещающих работу русских иконописцев. Среди изданных материалов наиболее интересными были выдержки из иконописных подлинников, содержащих наставления о писании икон, настенной живописи и художественных ремеслах. Авторами этих публикаций были Д. Ровинский [9], П. Аггеев [14], Н. Петров [15] и другие. Наиболее полный для своего времени свод иконописных подлинников опубликовал в начале нашего столетия П. Симони [16].

Как ни покажется странным, авторами сочинений, привлекших столь пристальное внимание ученых, были не только живописцы. Среди них можно встретить историков, врачей, архитекторов, просто любителей живописи. Понятно, что они не всегда были знакомы с технической стороной живописи настолько, чтобы по сообщаемым ими сведениям можно было реконструировать технику живописи их современников. Например, римский архитектор Витрувий, сообщая те или иные подробности, касающиеся живописи, постоянно оговаривается, что делает он это «по мере своего разумения». Не раскрывали до конца секреты своего ремесла и сами живописцы. Тот же Витрувий прямо указывает (кн. 6, введение, § 6) на то, что «мастера не обучали никого, кроме собственных детей или родных». Об этом же говорится и в «Прологе, начинающем новое сочинение» из средневекового сборника рецептов «MappaeClavicula»: «...Пусть тот, кто сделает открытие, не передаст его никому, кроме сына, после того, как убедится, что тот по своим убеждениям способен быть благочестивым и справедливым и все сохранить». Полагают, что ученики давали клятвенное обещание не распространять сведения о приемах живописи и приготовлении материалов, полученные в мастерской учителя. Не случайно, очевидно, вплоть до XVI века в названиях многих трактатов фигурирует слово «секретный». Болонский манускрипт XV века называется «Segretiparcolore», венецианский манускрипт XVI века — «Secretidiversi» и т. д. Составители многих сборников рецептов, как, например, анонимный автор изданной в 1609 году в Дордрехте (Голландия) «SecretBoeck», указывают на то, с каким трудом удалось им получить собранные сведения. Во вступлении к трактату об иллюминировании (1562) Валентин Больц прямо говорит о возможном недоброжелательном отношении к его сочинению со стороны иллюминеров и просит не гневаться за придание гласности их секретов. Характерно это было и для русских живописцев. В иконописном подлиннике конца XVI—начала XVII века заботу его составителя о соблюдении тайны можно видеть как в прямом, так и скрытом виде. Заканчивая, например, рецепт о приготовлении сусального золота, автор подлинника рекомендует «творить его единожды, без людей». В некоторых рукописях ряд глав написан латинскими буквами или «тарабарщиной»— путем перестановки букв в словах. Не всегда охотно раскрывали мастера свои секреты и ученикам. Не случайно в «Церковном и соборном определении о живописцах», принятом Стоглавым собором в 1551 году, дважды говорится о долге мастера готовить учеников и о наказании, если тот «учнет талант скрывати»: «А иже от хитрых и от гораздых мастеров живописцев укроет который талант, что ему Бог дал, иных не научит и не укажет, да будет от Христа осужден, скрывшим талант в муку вечную. И того бо ради живописцы учите учеников безо всякого коварства, да не осуждени будете в муку вечную» [17, с. 4; см. там же, с. 2—3]. Со временем, однако, живописцев перестали волновать «тайны» создания произведений, и тогда технические сведения вообще стали исчезать со страниц книг об искусстве. Так, Дж. Вазари, например, отнесся весьма пренебрежительно к трактату Ченнино Ченнини именно из-за обилия в нем практических советов, обсуждать которые, по его мнению, не было надобности. Вазари считал, что «ныне всем известны все те вещи, которые он [Ченнини] * почитал большой тайной и которые для тех времен были редкостнейшими» [18, т. 1, с. 398] 1. Когда же изготовление художественных материалов перешло к людям, не имеющим ничего общего с живописью, забота о сохранении производственной тайны стала коммерческим секретом конкурирующих фирм. Несмотря на все сложности, сопутствующие изучению письменных документов, изучение старых руководств по живописи имеет очень важное значение. Это объясняется не только тем, что информация, получаемая лабораторным путем, пока не очень велика, но и тем, что письменные источники во многих случаях способны подсказать исследователю правильное решение при расшифровке аналитических данных, служить ему идеей, направляющей поиск2. Поскольку при рассмотрении материалов художественных произведений и их технологических особенностей нам все время придется обращаться к тем или иным письменным источникам, целесообразно предварить основные главы книги обзором наиболее важных из них.

________

* В квадратных скобках в цитатах — везде авторские замечания.

1 Первое издание сочинения Вазари вышло в 1550 г., полтора столетия спустя после трактата Ченнини,

2 В наши дни вновь возник повышенный интерес к старым источникам по технологии живописи. В послевоенные годы были проведены новые критические исследования текстов, переизданы наиболее интересные. Подробный перечень изданий трактатов см. в работе: S. M. Alexander. Towards a history of art materials — a survey of published technical literature in the arts. — Art and archaeology technical abstracts, v. 7, N 3 и 4. 1969; v. 8, N 11, 1970—1971.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.