Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключение

Таблица 1. Дидактические свойства и методические функции блог-технологии в обучении иностранному языку

Дидактические свойства блог-технологии Методические функции блог-технологии в обучении иностранному языку
Публичность Ввиду того, что содержание конкретного блога может быть доступно любому участнику Интернет-проекта, независимо от того, где он находится, данная технология может использоваться для организации сетевого взаимодействия между обучающимися на иностранном языке и организации внеаудиторной групповой учебной деятельности учащихся, направленной на развитие аспектов языка (лексики, грамматики), видов речевой деятельности (чтения, письма), а также социокультурной и межкультурной компетенций
Линейность Информация (текстовая, фото-, видео-, аудио-) в блоге размещается в хронологической последовательности автором (модератором) блога или посетителями блога единовременно. Блог-технология не позволяет вносить дополнения и изменения в ранее опубликованную в блоге информацию. Модератор может ее только удалить. Такое дидактическое свойство блог-технологии дает возможность разрабатывать методики развития речевых умений обучающихся, при которых особая роль будет отводиться индивидуальной работе каждого ученика (в рамках общего группового проекта) и организации сетевого общения между участниками проекта
Авторство и модерация Автором блога является один человек, который выступает и его модератором. Он определяет цель, тематическую направленность блога и координирует размещение материалов (текстовых, графических, аудио-, видео-) в нем другими пользователями сети. При необходимости он может удалить материал, не отвечающий каким-то критериям. В отличие от вики-технологии, направленной на реализацию групповых проектов, блог-
   
 
  технология позволяет услышать «голос» каждого участника учебного процесса. В методических целях блог-технология может использоваться для развития видов речевой деятельности в индивидуальной и групповой формах работы обучающихся
Мультимедийность Блог-технология позволяет использовать материалы разного формата (текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала). Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и социокультурного материала при написании эссе, рецензий, обзоров, отзывов на основе блог-технологии

 

 

Данные дидактические свойства блог-технологии позволяют на ее основе развивать такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение. Необходимо заметить, что из всех широко используемых технологий Веб 2.0 в обучении иностранному языку блог-технология является наиболее описанной и обсуждаемой в научной методической литературе. В центре внимания ученых были различные аспекты обучения иностранному языку на основе блог-технологии. Одной из первых методических работ, посвященных использованию блог-технологии в обучении иностранному языку, была статья К. Кеннеди, в которой первоначально блог воспринимался как веб-журнал для выражения обучающимися своих мыслей. В своем исследовании К. Кеннеди создала блог учебной группы, на котором размещались письменные работы учащихся, комментарии и вопросы преподавателю.

Таким образом, на начальном этапе использования блог-технологии исследователи не выделяли виды блогов на основе их функции, содержания и авторства: публикация индивидуальных письменных работ, их обсуждение и вопросы преподавателю размещались вместе одно под другим.

В 2003 г. К. Кеннеди публикует работу «Обучение письменной речи посредством блогов» [31, p. 9], в которой описывает результаты эмпирических исследований по развитию умений написания статей учащимися специальности «Журналистика» в их личных блогах и развитию умений участвовать в Интернет-дискуссии в блоге учебной группы. C этого и началось разделение блогов в учебных целях. Были выделены блог учащегося и блог учебной группы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наряду с развитием умений письменной речи, у учащихся явно повысились мотивация и ответственность за публикуемые материалы.

В последующих работах авторы уже конкретизировали умения письменной речи, развиваемые на основе блог-технологии. Дж. Блох предложил методику развития умений написания эссе посредством блог-технологии. Учащиеся должны были публиковать свои эссе в блогах, а затем организовывалось их Интернет-обсуждение. Исследование показало, что к концу курса учащиеся не только развили умения написания эссе, но и сформировали навыки критического мышления. Единственный вопрос, который остался нерешённым в ходе опытного обучения Дж. Блоха, касался языковой корректности высказываний. Учащиеся по-прежнему допускали много грамматических и стилистических ошибок. Это можно объяснить тем, что в центре внимания методики развития умений написания эссе посредством блог-технологии находились структура письменных работ и их содержание. Методика не включала ни одного задания на формирование лексико-грамматических навыков.

В другой работе Дж. Блох и Л. Кросби предложили методику организации сетевой дискуссии и развития умений принимать участие в дискуссии на иностранном языке на блоге учебной группы. Блог показался наилучшим средством организации обсуждения увиденного или прочитанного на иностранном языке. Возможность выражения обучающимися собственных мыслей по различным вопросам, а также возможность обсуждения их личной информации для многих исследователей выступали причиной использования блог-технологии в развитии видов речевой деятельности учащихся. В частности, Ч. Лоу и Т. Уильямс описывали варианты применения личных блогов учащихся для выражения обучающимися своих впечатлений о прочитанном, обсуждения прочитанного или увиденного, выражения личных мыслей и впечатлений.

Таким образом, следует сделать вывод, что для того, чтобы успешно сформировать умения творческой письменной речи нужно, знать психологические, лингвистические и методологические особенности письма; уметь справляться с трудностями, возникающими во время работы с письменными упражнениями; знать пути и средства формирования иноязычной творческой письменной речи.

В научно-методической литературе существует различные подходы к определению видов блогов. Наряду с классификацией С. Доунса выделяют также три вида блогов (блог учителя; личные блоги учащихся; блог учебной группы), которые определяют следующие пять основных способов использования блогов в обучении иностранному языку:

1) преподаватели используют блоги вместо стандартной классной веб-страницы, на которой они размещают расписание курса, домашнее задание, тексты / статьи для изучения и упражнения;

2) преподаватели размещают на классном блоге адреса сайтов в Интернете, которые могут использоваться учащиеся для подготовки по изучаемой теме;

3) блоги используются для организации внутриклассовой дискуссии, что позволяет учащимся и преподавателям лучше узнать друг друга, узнать мнения остальных, выявить сходства и различия;

4) преподаватели используют блоги для организации классных семинаров и изложения прочитанного;

5) учащимся предлагается создать собственные блоги, в которых они отчитываются о проделанной работе, т.е. выполняют упражнения, пишут эссе, статьи по предложенным вопросам.

Анализ предлагаемой С. Доунсом типологии блогов показывает, что второй и третий виды блогов во многом имеют схожее значение. Кроме того, автор не уточняет, в каком блоге должны публиковаться, например, эссе учащихся – в общем или личном. По мнению С. Доунса, разделение блогов по принципу организации / неорганизации на них сетевого обсуждения не выглядит рациональным. В зависимости от цели обучения и развития конкретных речевых умений учащихся блоги могут подразделяться на три вида: блог учителя, личные блоги учащихся и блог учебной группы. Рассмотрим подробнее целевое назначение и содержание каждого из трёх видов блогов (блог учителя, учащихся, учебной группы), а также те речевые умения, которые можно развивать на их основе.

Блог учителя. Этот вид блога создается и управляется преподавателем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить учащимся примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге преподаватель может размещать информацию о курсе или предмете:

– программу курса (на неделю, месяц, четверть);

– домашнее задание;

– информацию о пройденном на конкретном занятии материале;

– рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);

– ссылки на информационно-справочные Интернет-ресурсы;

– ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам (трежа ханты, вебквесты);

– ссылки на сетевые тесты по осваиваемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретно-го грамматического времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн).

Подобный контент блога учителя будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.

Учащиеся при работе с блогом учителя будут развивать умения чтения на иностранном языке. Тогда блог будет выступать в качестве функционального типа текста, на основе которого обучающиеся могут развивать следующие умения чтения:

– выделять необходимые факты / сведения;

– извлекать необходимую / интересующую информацию;

– оценивать важность информации.

Личные блоги учащихся. Преподаватель может предложить учащимся создать личные блоги. В этом случае блог преподавателя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях, интересах, друзьях, достижениях в учёбе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики. Ввиду того, что ресурсы сети Интернет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости учащиеся могут ограничивать доступ к личной информации. В связи с тем, что языковая подготовка обучающихся различна, материалы блога также должны быть выверены учителем, прежде чем будут размещены в сети.

Учащимся может быть предложено еженедельно добавлять новую информацию (сначала о своих интересах и увлечениях, затем о прошедших каникулах и т.п.), а также знакомиться с блогами своих одноклассников и комментировать информацию, размещённую в них.

 

Обсуждение книги / рассказа / фильма в блоге перед написанием сочинения, перед подготовкой диалогического или монологического высказывания поможет учащимся, во-первых, выразить собственную точку зрения, что далеко не всегда возможно в классе, во-вторых, услышать мнения других и научиться воспринимать плюрализм мнений и культурное разнообразие как норму сосуществования в современном поликультурном мире, в-третьих, развить умения критического мышления. Количество участников обсуждения в блоге имеет важное значение. Каждый новый участник – это другое мышление и мнение, ознакомиться с которым необходимо для определения собственной позиции. Именно поэтому при организации работы в блоге важно привлечь к обсуждению максимальное число людей. В связи с этим привлечение к Интернет-дискуссии учащихся одного и того же класса в разных учебных подгруппах или учащихся из разных классов или школ будет иметь большое значение как для повышения мотивации общения на иностранном языке, так и для ознакомления с мнениями других.

Блог учебной группы. В отличие от личных блогов обучающихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на одной странице псоледовательно. Это значительно облегчает знакомство с мнениями друг друга и стимулирует обсуждение.

Необходимо отметить, что, несмотря на особый акцент в развитии умений письменной речи и чтения, блоги могут быть использованы также и при формировании грамматических и лексических навыков. Например, каждому автору блога может быть дано задание, используя наибольшее количество изучаемых лексических единиц, составить рассказ о проведенных каникулах или обсудить просмотренный фильм / прочитанную книгу (лексика); каждому ученику может быть дано задание написать автору блога (через функцию комментариев) по два специальных вопроса в прошедшем времени (грамматика) и т.п. В этом смысле методический потенциал блог-технологии не имеет ограничений.

Описание методического потенциала блогов свидетельствует, что они позволяют создать уникальные условия для обучения письменной речи на иностранном языке: развитие умений писать личное письмо, излагать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах иностранного языка (автобиография, резюме); расспрашивать о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах / событиях своей жизни, выражая собственные суждения и чувства; описывать планы на будущее. Учащимся может быть дано задание прочитать и прокомментировать (на изучаемом или родном языке) письма своих одноклассников или написать одно ответное письмо личного характера и т.п.

Информация в блоге учителя и личных блогах обучающихся должна отличаться языковой корректностью. В этой связи учителю рекомендуется проверить и отредактировать материал ученика, прежде чем он будет размещен в блоге. Что же касается блога класса, то основной целью является все-таки обсуждение изучаемого вопроса. Поэтому при организации работы с блогами учащимся необходимо объяснить, что в данном виде деятельности первостепенное значение имеет общение на иностранном языке, а грамматика и орфография оцениваться не будут.

Применение блогов в обучении творческой письменной речи может способствовать:

– мотивации использования иностранного языка для общения во вне аудиторное время;

– развитию умений письма и чтения;

– развитию умений использования иностранного языка и сети Интернет для удовлетворения познавательных интересов учащихся;

– развитию умений использования иностранного языка как средства образования и самообразования;

– выражению собственного мнения и его аргументации при обсуждении социальных вопросов, что далеко не всегда реализуемо при обсуждении в классе;

– более эффективному обсуждению изучаемой проблемы для последующего написания сочинения или диалогического или монологического высказывания.

В научной литературе описано несколько методик развития умений письменной речи учащихся посредством блог-технологии в зависимости от целей обучения и аудитории обучающихся [28, c. 36]. В данной работе предлагается один из возможных алгоритмов организации проектной деятельности обучающихся на основе блог-технологии, как один из возможных алгоритмов используемых для выполнения творческого проекта (табл.2.1).

Таблица 2. Алгоритм развития умений творческой письменной речи учащихся посредством блог-технологии

Этап I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Шаг 1. Знакомство обучающихся с целью творческого проекта (в классе) (преподаватель объясняет обучающимся сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе блог-технологии, определяет тематику предстоящего творческого проекта)
Действия учителя Действия учащихся
   
Разбивает учащихся на группы по 3–4 человека -
   
Объясняет каждой группе, в чем будет Задают организационные вопросы
   
Продолжение таблицы 2
заключаться их работа  
Объясняет, какой конечный результат ожидается, знакомит учащихся с критериями оценки их работы -
Инструктирует учащихся, какому алгоритму действий они должны следовать Задают организационные вопросы
Знакомит учащихся со списком разрабатываемых тем Вносят свои предложения по поводу того, какие дополнительные темы в рамках учебной программы они хотели бы обсудить
Шаг 2. Регистрация на сервисе блогов и знакомство с правилами размещения на нем материалов (в классе) (обучающиеся регистрируются на сервере блогов и знакомятся с правилами размещения на нем материалов)
Дает учащимся адрес сервера блогов, на котором будет размещаться письменная работа Получают адрес в сети Интернет сервера блогов
Показывает учащимся, как зарегистрироваться на выбранном сервере блогов Регистрируются на сервере блогов
Объясняет учащимся, как размещать материалы в блоге Пробуют публиковать текст в блоге
Шаг 3. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности учащихся при выполнении творческого проекта (в классе) (учитель объясняет учащимся правила соблюдения информационной безопасности в сети Интернет)
Объясняет учащимся правила соблюдения информационной безопасности в сети Интернет -
Этап II. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИЛИ ПРЕСУППОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ Шаг 4. Выбор темы и подбор материала для размещения в личных блогах (в классе и / или дистанционно). Разбившись на мини-группы, учащиеся вместе с учителем выбирают жанр и тему будущей письменной работы, участвуют в мозговом штурме, осуществляют поиск и подбор материала
 
 
Продолжение таблицы 2
   
Производит мониторинг работы учащихся, помогает им в случае возникновения затруднений при работе Выбирают тему письменной работы. При необходимости учащиеся занимаются поиском подходящего материала в разных поисковых системах, например Rambler, Google, Yahoo!, Alta Vista
  Занимаются обработкой, систематизацией, анализом, синтезом материала
Шаг 5. Написание и публикация письменной работы в личном блоге (дистанционно). Каждый из участников проекта готовит свою письменную работу в редакторе Word, размещает ее в личном блоге
Производит мониторинг самостоятельной работы учащихся, при необходимости оказывает помощь и консультации онлайн, следит за размещением материалов учащихся в личных блогах Создают письменные работы в редакторе Word. Размещают материалы в личных блогах
Шаг 6. Обсуждение письменных работ одногруппников в личных блогах (дистанционно). После публикации своих работ в личных блогах обучающиеся поочередно заходят на личные блоги друг друга, изучают опубликованный материал и комментируют его
Производит мониторинг самостоятельной работы обучающихся, следит за их участием в обсуждении письменных работ в личных блогах Учащиеся поочередно заходят на личные блоги одногруппников, изучают опубликованный материал и комментируют его (содержание, структуру, языковую корректность и т.п.)
Шаг 7. Реакция учащихся на комментарии одногруппников в личных блогах (дистанционно). После изучения комментариев одногруппников, учащиеся должны отреагировать на них или другим развернутым комментарием, или, внеся изменения в письменную работу, повторить публикацию ее измененной версии в личном блоге
Производит мониторинг самостоятельной работы учащиеся, следит за их участием в обсуждении письменных работ в личных блогах Реагируют на комментарии одногруппников своим развернутым комментарием или, внеся изменения в письменную работу, повторной публикацией ее измененной версии в личном блоге
   
Продолжение таблицы 2
Этап III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЙ (оценочный). Шаг 8. Самооценка (обучающиеся оценивают, насколько им удалось раскрыть суть обсуждаемой проблемы, пытаются осмыслить, какие трудности и почему они испытывали во время реализации проекта, озвучивают, что им необходимо будет сделать, чтобы улучшить работу в следующий раз)
Шаг 9. Оценка преподавателя (преподаватель оценивает работу обучающихся согласно заранее обозначенным критериям)
     

 

 

Таким образом, блог-технологии наилучшим образом подходят для использования в дидактических целях. Они помогают публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать, передавать различную по виду и содержанию информацию, создавать открытые или закрытые сообщества для обсуждения каких-то проблем, для реализации групповых проектов, контролировать усвоение учебной информации посредством онлайн-тестов, вопросов, обсуждений, рецензий и так далее.

 

Комплекс упражнений для обучения учащихся творческой письменной речи с использованием блог-технологии организован таким образом, что упражнения выполняются в парах, малых группах и индивидуально.

Работа в парах и малых группах предполагает проектную работу и позволяет учащимся осуществлять взаимоконтроль, в процессе которого формируется необходимый для будущих учителей профессиональный навык коррекции высказывания. Использование при этом Веб-платформы Wiki создает реальную среду для создания совместных групповых проектов, позволяющих редактировать, исправлять и комментировать работы друг друга.

Разработанный комплекс упражнений реализуется на четырех этапах:

- пресуппозициональный (определение компонентов проблемной ситуации, прогнозирование коммуникативного замысла, поиск информации, детализации проблемы, формулирование тезиса);

- пропозициональный (выбор композиционно-речевой формы, планирование письменного текста, моделирование структурных элементов, подстановка компонентов высказывания);

- репрезентативный (комбинирование текста, трансформирование сверхфразовых единств и информационно-коммуникативных блоков, перефразирование, конструирование);

- рефлексивный (сопоставление текста и замысла, редактирование и самокоррекции, оценка и правка, презентация окончательного варианта).

Соответственно, разработанный комплекс упражнений для обучения творческой письменной речи включает четыре типа упражнений:

- ориентировочные упражнении;

- формулирующие упражнения;

- исполнительные упражнения;

- рефлексивные упражнения.

 

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Основными задачами ориентировочных упражнений, определяющими их содержание и деление на виды, являются: анализ проблемной ситуации, постановка коммуникативной или познавательной задачи, отбор и поиск информации. К видам ориентировочных упражнений относятся: определение границ проблемного поля, прогнозирование коммуникативного эффекта сочинения или эссе, связанного с реакцией со стороны читателей на предлагаемое решение проблемного вопроса, выстраивание замысла письменного творчества, формулирование тезиса.

Рис. 1. Ориентировочное упражнение

 

Ориентировочные упражнения, предлагаемый для обучения написанию сочинения на базе текста, будут способствовать анализу и осмыслению написанного, поиску информации в тексте-образце и детализации темы. Как и всякое обучение деятельности, процесс обучения творческой письменной речи состоит из нескольких этапов, анализ в нем предшествует синтезу, наблюдение над закономерностями построения текста-источника дополняется самостоятельным построением текста учениками. Поэтому, используя в принципе единый комплекс коммуникативных упражнений при обучении сочинению происходит преимущественно развитие речевых навыков и совершенствование умений.

При отсутствии текста-абзаца необходимо организовать обмен мнениями и идеями для появления внутреннего мотива творческой письменно речевой деятельности.

 

В содержание формулирующих упражнений входит усвоение логической схемы письменного описания, повествования, рассуждения и полемики.

 

Рис. 2. Формирующее упражнение

Данные упражнении формулируют главную идею сочинения по образцу, совершенствуя тем самым речевой навык построения внутренней программы продуцирования.

Исполнительские упражнения направлены на трансформацию сверхфразовых единств и информационно-коммуникативных блоков, на комбинирование текста, на эксплецировани внутритекстовых связей и непроизвольное конструирование. Среди коммуникативных упражнений можно выделить следующие: коллективное написание первого варианта, обмен черновыми вариантами с целью уточнения способов развития темы и установления адекватности написанного первоначальному замыслу, поиск вывода из «языковых ловушек» и т.д.

Рис. 2. Исполнительские упражнение

Данный тип упражнения способствует умению выделить и воспроизвести в новых текстах типов «обобщенных смыслов», которые эксплицируются лексико-грамматическими средствами и установлением возможных способов их продуцирования.

Рефлексивные упражнения помогают ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Рис. 2. Рефлексивные упражнение

 

 

Данные упражнения побуждают учащегося к выражению своего внутреннего мира – это первый шаг к субъективности в образовании, а обеспечение субъективности ученика в образовательном процессе – это важнейшее условие развития его индивидуальности.

Позитивным результатом всякой творческой деятельности, в том числе и творческой письменной речевой деятельности, является новое знание, появление которого возможно при высоком уровне дивергентного мышления и выходе за рамки предложенной ситуации.

 

Анализ результатов пробного обучения учащихся творческой письменной речи

Опытное обучение проводилось в 7-ом классе гимназии № 1 имени Франциска Скорины г. Минска.

Целью опытного обучения являлось проверка на практике эффективности подготовленного комплекса упражнений по обучению творческой письменной речи с помощью блог-технологии. В опытном обучении принимали участие две группы учеников, всего 18 человек.

Рабочей гипотезой являлось предположение о том, что развитие умений иноязычной творческой письменной речи с помощью блог-технологии может быть более эффективным, если использовать специальный комплекс упражнений, в котором будут учтены дидактические возможности блог-технологии, процесс порождения текста, а также при учете основных характеристик творческой письменной речи.

Опытное обучение проходило в рамках изучения нескольких тем и складывалось из следующих этапов:

1. Этап предварительной подготовки;

2. констатирующий срез;

3. опытное обучение;

4. итоговый срез;

5. анализ полученных данных.

В качестве основных критериев сформированности навыков и умений творческой письменной речи на иностранном языке были избраны следующие:

1. коммуникативно-функциональные (постановка проблемы, предложение способа ее решения);

2. логико-смысловые (абзацы следуют в логическом порядке);

3. структурно-композиционные (согласование подлежащего и сказуемого);

4. языковые (вариативность словаря).

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что у учеников не сформированы речевые навыки и умения творческой письменной речи.

В ходе опытного обучения применялись материалы разработанного учебного комплекса Enterprise 2, использовался комплекс упражнений: ориентировочных, формулирующих, исполнительских и рефлексивных.

Обучение студентов творческой письменной речи способствовало и общим качественным изменениям:

· повышаются количественные и качественные показатели параметров (темп письменной речи, нестандартность подходов и решений);

· увеличиваются объемы запоминаемого материала, уменьшается нервозность и неуверенность в себе;

· увеличивается творческая активность и интерес к изучению языка.

Данные опытного обучения показали не только увеличение общего количества правильных письменных высказываний, но и очевидную тенденцию улучшения показателей по исследуемым параметрам.

Таким образом, анализ итогов опытного обучения подтверждает эффективность разработанного комплекса упражнений в обучении учащихся гимназии творческой письменной речи с помощью блог-технологии.

 

Результаты проведенного анализа пробного обучения учащихся творческой письменной речи, позволило сделать следующие выводы:

1. На основе блог-технологии можно развить следующие умения творческой письменной речи:

- написание письма личного характера;

- написание официального письма (письмо – жалоба, письмо о приёме на работу);

- составление развёрнутых планов прослушанных или прочитанных текстов;

- написание проектной/курсовой работы;

- составление письменной оценки доклада, проектной/курсовой работы;

- написание рецензии на просмотренный фильм, доклад, проектную/курсовую работу;

- написание изложения (развёрнутого, сжатого, свободного);

- реферирование и аннотирование;

- написание сочинения (сочинение описательного характера, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

2. Интегрирование блог-технологии в учебный процесс помогает решить учителю ряд задач:

- найти реальную аудиторию для того, что пишут учащиеся;

- предоставить учащимся дополнительную практику творческого письма;

- направить учащихся к Интернет-ресурсам, потенциально полезным для них и соответствующим их уровню. Учащийся находит эффективное решение предложенной учителем проблемы, посредством Интернет-ресурсов;

- развивать сотрудничество в группе, способствовать более близким взаимоотношениям между учащимися. Каждый делится информацией о себе, своих интересах, и комментируют то, что пишут другие учащиеся, что способствует чувству сплоченности между членами группы;

- дать возможность застенчивым учащимся высказаться в блоге;

- организовывать внеклассные дискуссии. Можно продолжить обсуждение темы в блоге или наоборот, обсудить на занятии то, что студенты написали в блоге.

- помогает выработать навык творческой письменной речи и улучшить стиль творческого письма, потому что учащиеся обеспокоены тем, чтобы их высказывания были написаны грамотно;

- блог можно использовать как портфолио письменных работ учащихся.

3. Умения, формирующиеся посредством использования блогов в образовательном процессе:

- навыки поиска информации,

- навыки анализа информации,

- навыки критической оценки информации,

- умение работать с информационными потоками в Сети в той или иной предметной области,

- умение работать в группе,

- навыки самостоятельной и аналитической работы,

- умение развивать свои коммуникативные навыки посредством активного участия членов учебного сообщества в обсуждении различных вопросов на изучаемом языке.

4. В целом же, интеграция информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для:

- вступления учащихся в живую коммуникацию с носителем языка в реальном времени и с отсрочкой во времени;

- активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера;

- творческой активности учащихся;

- совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;

- мотивации учащихся к изучению иностранного языка и культуры.

1. Использование современных информационных технологий в образовании имеет сравнительно небольшую историю. Открытие сети Интернет для гражданского пользования создало новое поле для исследований по использованию новых Интернет-технологий в обучении различным дисциплинам, включая иностранный язык.

2. По мере развития методик обучения иностранному языку средствами учебного Интернет-блога, увеличивался круг аспектов, которые обсуждались в блогах. Так, например, американские исследователи Ч. Лоу и Т. Уильяме определяют блог как публичный дневник, связь между нами общественными и нами личными.

3. Любая педагогическая модель представляет собой определенную систему, то есть упорядоченную и внутренне организованную совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Компоненты, входящие в систему, составляют целостный комплекс и воедино позволяют моделировать процесс обучения и воспитания. В качестве основных компонентов модели выделяются цели, задачи, содержание, принципы, методы, средства, организационные формы обучения, а также результаты, итоги и следствия преобразования учебно-воспитательного процесса с оценкой качества решения поставленной проблемы.

4. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обучение иностранным языкам занимает одну из приоритетных позиций при формировании всесторонне развитой личности и строится на основе программы учащихся общего среднего образования по иностранному языку. Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту является целью обучения, фактически оно часто всё еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам.

Опыт прохождения производительной практики показывает, что неоценимую помощь учителю в организации работы по обучению письму могут оказать творческие задания, способствующие развитию интереса, памяти и мышления учашихся.

Процесс исследования были получены следующие результаты:

1. Дифференцированы понятия «письмо» и «письменная речь» и определена объективная необходимость в обучении творческому виду речевой деятельности, обладающему большим образовательным и воспитательно-развивающим потенциалом в связи с задачами, поставленными перед современным образованием в целом и языковым в частности; было раскрыто понятие продукта творческой письменной речи, определены его основные параметры, а также выявлены умения, подлежащие овладению учащимися в процессе обучения творческой письменной речи.

2. С нашей точки зрения, обучение иноязычной творческой письменной речи будет осуществляться наиболее эффективно на основе различных подходов, реализуемых в современности, информативности и функциональности. Представленные подходы являются существенными стратегиями при обучении творческой письменной речи с интеграцией элементов критического мышления. Они позволяют повысить мотивацию и интерес обучающихся к предмету, активизировать их познавательную и речевую деятельность, развить умение самостоятельно управлять своей учебной познавательной деятельностью.

3. Предпринята попытка рассмотреть творческие механизмы творческой письменной речи, которые будут направлены не только на развитие речевых умений, но и на реализацию личностно – ориентированного подхода, который в свою очередь предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей в процессе реализации блог-технологии в обсуждении

4. Методическое обеспечение развития умений творческой письменной речи необходимо осуществлять с учётом ряда факторов психолого-педагогической и дидактико-методической направленности, к которым правомерно отнести: возрастные особенности учащихся, уровень познавательной и речемыслительной активности, создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха для каждого ученика, учебное взаимодействие между всеми субъектами учебно-познавательной коммуникативной деятельности по созданию продукта креативной письменной речи в форме сотрудничества и сотворчества, характер ситуаций общения, прежде всего их личностная значимость для учащихся и вариативность творческих письменных заданий, целенаправленность и систематичность в развитии умений творческой письменной речи.

5. Разработанный комплекс упражнений и стратегий позволяет поэтапно обучать творческой письменной речи. Экспериментальная проверка разработанной методики показала ее эффективность для достижения учащимися коммуникативно-творческого уровня по обучению письменной речи.

Можно сделать вывод, что развитие у учащихся умения выражать свои мысли в письменной форме осуществляется в основном на базе упражнений репродуктивного и продуктивного характера. Наиболее же эффективными и интересными являются творческие задания, т.к. они помогают сделать процесс обучения иноязычной письменной речи более интересным и простым для учащихся, способствует более эффективному обучению письменной речи.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пожарный поезд | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.