Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический методы исследования.




Считается, что успех науки в большей степени зависит от удачной замены обыденного мира миром научных абстрактных символов; учёные отдельных наук стремятся создать свой искусственный понятийный язык, в котором зачастую растворяется репрезентативный аспект науки, познающей известную многим действительность. Эта парадоксальная для науки ситуация в гуманитарных исследованиях недопустима из-за их экзистенциальных предпосылок, идеологических наслоений и иррациональных источников. Именно поэтому стремление современной науки к демаркации (разделению) не только с обыденным языком, но также с языком философии, как это иногда происходит в некоторых частных науках, не может быть поддержано социокультурно и исторически настроенными гуманитарными исследованиями. Более того, они не должны отсоединяться и от искусства как формы общественного сознания, связанной с надэмпирической трансляцией человеческого культурного опыта посредством художественных образов и закреплённых в личностно-эмоциональном видении мира. Итак, научная упорядоченность социально-гуманитарного познания оказывается неразрывно связанной с философской рефлексией бытия и сознания; очевидно, что в её специфической картине мира обязательно должны присутствовать философские методологические основания как особого рода установки, задающие общий способ видения универсума посредством таких ключевых категорий, как " единство", " целое", " развитие", " деятельность", " ценности", " человек" и т.п. Диалектический и метафизический методы. Эти два наиболее древних философских метода в настоящее время не имеют характера жёстких регулятивов, а представляют собой систему всеобщих, универсальных принципов и приёмов, которые задают генеральную стратегию исследования, но не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Тем не менее неверный методо-логический выбор на этом уровне может привести к ограничению или искажению видения сущности изучаемого объекта. Диалектика представляет идею развития в науке, выражает процесс движения, изменения целостных систем. Для социально-гуманитарногопознания этот метод имеет важное значение благодаря одному из своих принципов - принципу историзма, воплощающему собой методологическое выражение саморазвития в направлении оси времени в виде целостного и неразрывного единства состояний " прошлого-настоящего-будущего". Этот принцип включает в себя следующие основные требования: а) изучение настоящего, современного состояния предмета; б) реконструкция прошлого, выявление порождающего источника и рассмотрение основных этапов становления предмета. Ещё один важный принцип диалектики - принцип противоречия; основываясь на реальных противоречиях вещей, он последовательно осуществляет выявление и всесторонний анализ противоположных сторон противоречия; рассмотрение предмета как единства противоположностей и определение места конкретного противоречия в системе других противоречий предмета; прослеживание этапов развития и анализ механизма разрешения противоречия. Использование диалектического метода непростая процедура: возможны многочисленные искажения и ошибки (например, смешивание предметных противоречий с логическими, одностороннее рассмотрение или игнорирование сущности предмета, абстрактный подход к предмету без учёта места, времени и других обстоятельств и т.п.), поэтому современную диалектику зачастую представляют как искусство, а не как инструмент познания. Метафизика сформировалась как метод в единстве трёх основных значений: 1) философия о всеобщем и о первопричинах; 2) особая наука о бытии как таковом - онтология (вне проблем гносеологии и логики); 3) особый тип философского мышления, противоположный диалектике как своему антиподу. Исходно метафизика ориентировалась на познание сверхчувственных начал бытия, имела отношение к познанию высших родов сущего (блага, истины), давала трактовку таким проблемам, как соотношение свободы и необходимости. Современная метафизика, пройдя период отрицания её позитивизмом, сейчас возрождается как один из необходимых подходов к действительности в философских течениях феноменологии, экзистенциализма, философии науки. Феноменология расценивает метафизику как " преднайденность мира", основанную на некритическом объективизме, пресекающем возможность конструирования его субъектом; современная философия использует концепт " метафизика" в нетрадиционных аспектах (например, как " глубинную грамматику" языка в аналитической философии или " метафизику отсутствия" как пространство неполной определённости). В прикладном смысле постулаты метафизики помогают социально-гуманитарному познанию в процессах интерпретации развития, которые осуществляются посредством современного толкования понятий " изменение", " трансформация", " катастрофизм" и " эмерджентность". Феноменологический и герменевтический методы. Основные философские формы познания, на которые опирается современное социально-гуманитарное направление, определены и разработаны из философских направлений феноменологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти) и герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр, Ю. Хабермас), а действенны в широком спектре гуманитарных наук, например, литературоведении, социологии, психиатрии. Феноменология (наука о феноменах) направлена на философское осмысление внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. В своём историческом развитии она пересекалась с четырьмя философскими традициями, объяснявшими мир феноменов с различных позиций; объединение их было осуществлено в трактовке Э. Гуссерля, который рассматривал феноменологический метод как средство усмотрения смысловых полей сознания и инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. В новой методологии был принят принцип " эпохе" (греч. Epoche - воздержание отказ), предполагающий воздержание от суждений о существовании или несуществовании тех или иных предметов; этот принцип позволял исследователю последовательно раскрывать различные феноменальные формы, затемняющие сущности (например, мнения, стеореотипы обыденного сознания, разного рода оценочность), и различать уровни и слои сознания, в том числе и языковые оболочки, психические переживания, предметность сознания и смысловые структуры). В результате редукции оставалась " интенциональность" (лат. intentio - стремление) - далее неразложимая реальность сознания, характеризующая направленность мыслящего сознания на тот или иной предмет, конституирующих его значения и смыслы. Обоснование феноменологической методологии имело для социально-гуманитарных наук особенное значение, так как открыло для этого познавательного направления новые научные горизонты. Феноменология сблизила категории идеального и материального, субъективного и объективного; создала концепцию, в центре которой была культура как центральный смыслообразующий элемент, что помогло устранить позитивистское игнорирование культуры как конструктивного фактора человеческого существования. В отечественной гуманитарной традиции под влиянием Э. Гуссерля развивали свои идеи Г. Шпет, М. Бахтин, А. Лосев, Э. Ильенков, М. Мамардашвили, Ю. Лотман. В современной постмодернистской методологии принципиальное влияние феноменологии испытали Г. Гадамер, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж. Делёз, П. Рикёр и др. Герменевтика известна как древняя практика истолкования религиозных текстов; в современной научной методологии герменевтика существует как обоснованная и методически выверенная интерпретативная процедура (грамматическая, психологическая, историческая), нацеленная на понимание смысла письменно зафиксированных проявлений жизни (Ф. Шлейермахер). В социально-гуманитарном познании герменевтика предстаёт в виде общей теории или искусства понимания не столько объективных смыслов, сколько мыслящих индивидуальностей (В. Дильтей, М. Хайдеггер). Герменевтика такого рода пытается обнаружить устойчиво фиксированные проявления жизни, языка, культуры и раскрыть смысл бытия того сущего, которое есть сам человек. Понимающее отношение человека к своему бытию (М. Хайддегер) укоренено в бытии, но совершается всегда на уровне сознания. Язык в этом смысле предстаёт не как лингвистический, но как герменевтический объект; он представляет реальность, в которой воплощено понимание человеком своего бытия. В герменевтическом методе признаётся конструктивная роль " временной дистанции" между созданием текста и его истолкованием; нахождение внутри традиции, причастность интерпретатора общему смыслу считается важной предпосылкой понимания (Г. Гадамер). В то же время зафиксирована возможность " конфликта интерпретаций" при рассмотрении понимания не только как способа познания, но и как способа бытия (П. Рикёр). Современная герменевтика вышла за свои пределы, она совмещается во многих исследованиях с персонализмом, психоанализом, стремится осмыслить повествовательные функции культуры, соединяясь с лингвистическим анализом и аналитической философией. В целом она постепенно становится одной из фундаментальных форм осмысления человеческого духовного опыта, способа его бытия как понимания (Ю. Хабермас, О. Больнов, Р. Яусс, Ж. Лакан и др.).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.